Блог архива болельщиков «Зенита»

82
113

Воспоминания о 80-х. Часть первая.

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога!

Во время длинной зимней паузы в играх чемпионата России и Лиги чемпионов редакция нашего архива решила сделать подарок истинным ценителям стадионной эстетики 80-х годов прошлого века. Сегодня вашему вниманию предлагается книга воспоминаний Константина Васильева, более известного среди фанатов как «Кастет», посвященная первым восьми годам развития движения организованной поддержки команды «Зенит» — с 1980 по 1988 год.

Материал состоит из 10 частей, печатается с минимальной редакционной правкой, с максимальным сохранением авторского стиля Константина, иллюстрирован фото из личного альбома автора.

 
Автор фан-мемуаров на 33-м секторе стадиона имени С. М. Кирова, Ленинград, начало 80-х.

Мы приехали, чтобы победить!

Мы не бросали вызов системе, нет. Просто мы хотели делать то, что нам нравится. Это система бросала нам вызов, пытаясь заставить делать то, что угодно ей. Мы действовали, руководствуясь своим здравым смыслом, своими убеждениями и были несгибаемы в этом.

В этой книге нет никакой политики, нет насилия и шокирующих сцен. Здесь только правда, изложенная в хронологическом порядке. На страницах описаны события, которые прошли перед моими глазами и в которых я сам принимал непосредственное участие. Все выводы и умозаключения сделаны исключительно от моего лица. В повествованиях о выездах в другие города изложены только познавательные или веселые события. В восьмидесятых годах мне довелось побывать больше полусотни раз на выездных матчах ленинградского «Зенита». На тот момент это были республики одного могущественного государства СССР — Союза Советских Социалистических Республик.

Теперь это независимые страны: Украина, Беларусь, Молдова, Литва - у всех свои чемпионаты, свои клубы, свои фанаты. Но началом Фан-движения послужили частые приезды на их стадионы гостей из других городов, поддерживавших свои команды облачась в шарфы цветов своих любимых клубов. Мы были первопроходцами и доказывать кому-то что-то не было нужды. Ради какой-то цели поступаться своими принципами было не в наших правилах. В наших душах навсегда трёхцветная радуга уважаемого нами знамени, а в сердце приятной занозой засела зенитовская стрелка. И мы просто хотели делать то, что нам нравится!


1980-й год

Лето 1980 года... Фан-движение в Ленинграде уже стартовало, но я об этом ещё не знал.Как и большинство мальчишек тех времён в Советском Союзе, через школу и двор мы были причастны к спортивной жизни. В школе, после обязательных разминочных упражнений и нормативных подтягиваний, прыжков в высоту и кувырков, мы ждали, когда учитель кинет мяч и даст добро на игру в футбол. Во дворе всё складывалось гораздо проще: летом футбол, зимой хоккей. И так в каждом дворе, в любое свободное от занятий время, а в выходные - с утра и до позднего вечера.

Мой отец в свои молодые годы профессионально занимался футболом и любил его смотреть по телевизору. Мне такая перспектива совсем не улыбалась: матчи транслировались как будто по заказу партийной номенклатуры, например, «Динамо» Москва – «Кайрат», - без голевых моментов и ударов по воротам. На просьбы переключиться отец отвечал отказом, а так как телевизор в квартире был один, конфликты возникали не один раз. Но больше всего меня выводило из себя, когда из динамиков телевизора во время трансляции футбольного матча доносилось скандирование трибун: « Шайбу-шайбу». Я не мог понять, почему? Спрашивал отца: болельщики что - пришли на хоккей, а там неожиданно футбольный матч начался, что ли? Но отец внятно объяснить мне не мог, говоря, что так принято, и я сделал для себя вывод: на стадионе можно скандировать всё что угодно, только бы было к месту, — и тебя поддержат.

На календаре последний месяц осени. До этого я ходил с отцом на хоккейные и баскетбольные матчи во дворец спорта «Юбилейный». Мне это нравилось, но так, без изюминки, — чего-то конкретного не хватало. Было ясно, что переживать надо за свою городскую команду, всё-таки я патриот своего города, но как сделать так, чтобы поддержать её, в то время я не знал. У любого, кто когда бы и на каком бы уровне не занимался спортом, зная о том, что с трибуны, от бровки или из окна за ним наблюдают и переживают, подбадривают, - вырастают крылья и хочется сделать на поле или площадке что-то грандиозное. Чтобы тобой восхищались и поддерживали ещё больше или, хотя бы, чтоб болельщики не разочаровывались.

*** 

И вот наступило 13 ноября 1980 года, символичная для меня дата. Накануне мне позвонил мой дядя, Зайцев Николай Михайлович, и сказал: «Кинстинтин, — так он меня называл, — я достал билеты в новый спортивно-концертный комплекс имени Ленина на матч «Зенит» — «Динамо» Киев. Пойдем, посмотрим на футбол в новых, нормальных условиях». Не знаю, что больше меня зацепило - новые нормальные условия в недавно построенном неподалёку от нашего дома СКК или фамилия Блохин, которая несколько дней будоражила общественное мнение города. А может, возможность завоевать первые в истории чемпионатов СССР медали нашим питерским клубом. Призыв дяди я воспринял с воодушевлением: всё-таки новые эмоции. Но то, что я увидел на стадионе, перевернуло всю мою короткую жизнь, за что я очень благодарен своему дяде, светлая ему память!

 
СКК имени В. И. Ленина начала 80-х, фото трибун сделано через защитную сетку

Уже на подходе к стадиону я испытал неведомые на тот момент эмоции: огромная людская толпа стекалась к СКК, красавец эстадио был подсвечен прожекторами со всех сторон. Он стоял на огромной пустой площади, величественный как статуя свободы, и поглощал в себя это нескончаемое людское море грузоподъёмностью 25000 человек. На входе — билетёрши, все в одинаковых синих финских куртках, что на тот момент было очень солидно. Внутри светло и тепло, всё блестит чистотой, доступны многочисленные буфеты и туалеты. Таблички над входами на сектора и ряды, всё понятно и спрашивать ничего не надо, просто блеск! У нас были билеты на отличные места — большая трибуна, 4-й сектор, 10-й ряд, самая середина. Для чего Николай Михалыч брал с собой бинокль, мне до сих пор непонятно; может, он хотел рассмотреть веснушки у Владимира Казачёнка или залысины вратаря Ткаченко, а, возможно, ноги Олега Блохина, ведь разговоры о нём в фойе комплекса доносились со всех сторон. С сектора, где были наши места, всё ранее увиденное просто померкло по сравнению с тем, что открылось взору: прямоугольник, состоящий из тёмно- и светло-зелёных ковровых покрытий, нежно подсвеченный из-под огромного свода, приковывал к себе взгляд и не давал оторваться. Отсутствие беговых дорожек включало тебя в процесс игры на 100%.

Но то, что меня накрыло полностью, — это группа молодых людей, которая располагалась за воротами. Их было несколько десятков, но они выделялись на фоне остальных трибун, одетых в повседневную одежду разнообразных оттенков. У парней, находившихся совместно, в одежде преобладал синий колер, - этим они и выделялись в цветовой гамме стадиона. С выходом футболистов и на протяжении всего матча они начали дружно скандировать речёвки в поддержку ленинградского «Зенита», и появились настоящие знамёна сине-бело-голубого цвета со стрелкой. Это было очень красиво, и в тот момент я понял, что должен находиться за воротами в группе этих ребят, чтобы получить полное удовлетворение от футбола.

С огромным нетерпением я дождался перерыва матча, договорился с дядей о месте встречи после игры и пошёл за ворота к организованным фанам, чтобы выплеснуть свои эмоции и смотреть матч спокойно, так как с центральной трибуны я смотрел, в основном, на них, фанов. Длинные синие шарфы, сине-белые береты и шапочки, соприкосновение с развевающимися огромными шелковыми знамёнами, украшенными очаровательной стрелкой, дружные хлопки, складные речёвки в массовом исполнении и то, что я нахожусь в эпицентре всех этих действий, — всё это просто великолепно! Я понял: моё место только здесь, среди своих единомышленников.



Дома я не мог спать спокойно. Конечно, и сам футбол тоже оказался неплох — 2:2 с самим киевским «Динамо», многократным чемпионом СССР, обладателем евро-трофеев. И Блохин, естественно, забил. Но самое главное — это околофутбольные события, они затмили всё. Так, в одночасье, я стал футбольным болельщиком.

***

Через четыре дня, дождавшись спортивных новостей в программе «Время», я узнал, что «Зенит» победил в Баку местное «Нефтчи» 2:0. В последнем туре победа дома, в комфортном СКК, над алма-атинским «Кайратом» должна была принести нашему клубу первые в истории города медали чемпионатов страны. Значит, моё место обязательно должно быть среди парней, которым важны достижения в спорте теперь и для меня родного ленинградского «Зенита». Мой дядя Николай Михалыч был большим почитателем футбола и не мог пропустить такой ответственный поединок, поэтому с билетом на матч для меня проблем не было. Оставался открытым вопрос с атрибутикой.

У мужа моей сестры был чисто синий вязаный шарф, шириной сантиметров 10, но длинной метра четыре, - в общем, вполне подходящий атрибут. Но на улице было довольно прохладно, и он носил его постоянно; и для того, чтобы он мне его предоставил для футбола, пришлось ему долго объяснять программу фанов и роль его шарфа в этой программе. В итоге, четырёхметровая роза украшала мою шею, и к футбольному матчу я был готов. Встретившись с дядей у стадиона и войдя в спортивный комплекс, я ощутил на себе множество любопытных и даже, я бы сказал, завистливых взглядов. И мне это новое чувство понравилось, хотя я понимал, что все эти взгляды относились к длинной розе, знаку принадлежности к зенитовским фанам.



Поднявшись на центральную трибуну и определившись, где располагается активная группа поддержки, мы распрощались с Николаем Михалычем (он меня понял и одобрил), а я отправился на фан-сектор. Хотя у меня и не было билета на него, но синий шарф являлся как бы пропуском в некоторые недоступные для простых смертных места. На этом матче все мои предыдущие положительные эмоции закрепились. Даже более того, всё складывалось просто супер. Особенно мне понравилось, когда весь стадион от нашей группы заводился простым: «Зе-нит» — три хлопка. С учётом акустики закрытого помещения это было нечто! Плюсом к этой гармонии стала победа «Зенита» 1:0, завоевание бронзовых медалей чемпионата СССР и послематчевый проход через парк (с символическим названием «Парк Победы»). Потом поездка на метро до станции «Невский проспект», речёвки типа: «Нужен гол, нужно два, нужен Кубок УЕФА». Всё это мне ,с моими ещё левыми познаниями, показало: надо в межсезонье информационно расти.

Единственным негативным впечатлением в этом походе на футбол был акт вандализма в соседнем вагоне, где побили несколько стёкол и плафонов освещения, и весь вагон погрузился в темноту, но всё равно не переставал скандировать речёвки. Впоследствии мы, правые фанаты, боролись с такими проявлениями вандализма жёстко и весьма успешно. Культурная столица всё-таки! Да, всё было здорово! Огорчало одно: чемпионат закончился и теперь придётся ждать весны, чтобы испытать вновь те эмоции, которые меня захлестнули.

«Зенит» — обладатель бронзовых медалей 1980 года. Впервые в истории клуба!

Продолжение следует, до скорых встреч, друзья!
1 комментарий

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Счастливчик
    0
    10.01.2014 в 12:05

    Да. История! Очень интересно читать!