Всем привет!
Сегодня мы вспомним, при каких обстоятельствах создавался знаменитый гимн болельщиков «Зенита», а также о первых (но не последних!) попытках изменить его слова.
Пожалуй, самый подробный материал, посвященный гимну болельщиков, вышел в газете «Наш „Зенит“» в 2003-м году. Его написал Алексей Антипов. Между тем, всего за 8 лет до этого на страницах издания «Знамя „Зенита“» судьбу «Города над вольной Невой» обсуждали лидеры фанатского движения — как оказалось, многих не устраивал последний куплет и необходимость петь про Ленинград, а не Петербург. Вроде бы утвержденная тогда окончательная редакция текста, что примечательно, в итоге так и не прижилась. Мы приводим оба текста.
История создания гимна «Зенита»
25 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающего советского композитора-песенника В. П. Соловьева-Седого. Возможно, прочитав эти слова, кто-то из молодых фанатов «Зенита» иронично улыбнется: мол, при чем тут мы? На самом деле очень даже при том. Именно мелодия «Вечерней песни» Василия Павловича (известной также, как «Город над вольной Невой»), написанная 50 лет назад, лежит в основе гимна болельщиков «Зенита». Удивительная история — слова гимна были написаны в 1980 году. С тех пор предпринималось немало попыток придумать что-то более современное. Не прижилось. А «Город над вольной Невой» прижился. За счет чего? «Во многом за счет потрясающей музыки Соловьева-Седого», — говорят фанаты. Причем это мнение тех, кто стоял у истоков нашего фан-движения. Тех, кто придумал слова, и впервые спел на 33-м «Гимн болельщиков «Зенита», текст которого не изменился до сих пор.
— В начале 80-х в ДК им. Капранова был организован клуб любителей футбола (КЛФ), который курировал Паротиков — то ли подполковник, то ли полковник, — рассказывает Андрей Солнцев (Зонт), автор нескольких куплетов зенитовского гимна. — Мы встречались раз в неделю, обменивались программками, значками, просто общались. Фанатизм как таковой тогда только зарождался. И вот как-то Паротиков рассказал, что на матче «Динамо» (Тбилиси) — «Ливерпуль» несколько десятков английских фанатов перепели весь стадион. Зимой 1980-81 года у нас и родилась идея написать собственную песню, хотя идея эта к тому времени уже витала в воздухе. Текст, на мой взгляд, дурацкий. Но прижился.
— Паротиков дал толчок, — вступает в разговор Константин Асафьев (Усы).
— Он был комитетчиком?
— Вряд ли. Погоны свои он не скрывал, всегда говорил, что армия — это могила футбольных талантов. За футбол и «Зенит» он бы родину продал. Не знаю, ходил ли он на стадион, но инициировал много интересных дел. Константина Есенина, например, на встречу с нами привел. Хороший мужик. Да и вообще компания в «ДК Капранова» подобралась интересная.
— В те времена «Вечерняя песня» была столь же популярна, как и сегодня?
— Да, по большому счету она являлась неофициальным гимном Ленинграда. — отметил фан Усы.
— В 80-м году зародилось зенитовское фан-движение, причем многие речевки были позаимствованы у «Спартака». А красно-белые в те времена пели что-нибудь?
— Нет, они и сейчас-то, по большому счету, не поют. А гимна в те годы не было ни у одной команды высшей лиги. — сказал Зонт.
— Зато спартачи все в атрибутике были. Приехав в Питер в 80-м году, они тыкали нам: «А где ваши розы?» — заметил фан Усы.
— Как писался гимн?
— Первые несколько куплетов написал Молодой (Алексей Телемаков) со своей мамой. Остальные — я. Песня получилась длинной, пришлось сокращать, при обсуждении чуть до драки не дошло. — вспомнил фан Зонт. — Затем, когда текст утвердили, начали его размножать, кто как мог. И от руки, и на печатной машинке. Занятие это было небезопасное — любой самиздат карался властями.
— У меня дома даже сохранилось несколько печатных экземпляров, — рассказывает «заводящий» 33-го сектора Евгений Степанов (Шляпа). — Некоторые из них я в позапрошлом году подарил ребятам, сделавшим «золотой» сезон. Когда мы выбирали музыку для будущей песни, говорили о том, что она не должна звучать как частушки. При этом мелодию нужно было взять узнаваемую, питерскую. Кстати, на второе или третье наше заседание, посвященное будущему гимну, пришел Дима, ныне известный как Моряк, и принес абсолютно готовый текст «Знамя «Зенита», который и сейчас исполняется на мотив «Крейсера Авроры». Если гимн подвергался коллективной редактуре, то у этой песни автор один.
— Как проходило обсуждение текста?
— Мы собирались раза три или четыре. — рассказывает фан Шляпа. — Когда появился текст, пытались его напеть, каждый предлагал какие-то свои правки. Самым «кривым» получился второй куплет «мы твои верные друзья». Слова не звучали и не пелись, и с ними пришлось серьезно повозиться.
— Я хорошо помню, что куплеты, написанные Зонтом, практически не были изменены. — заметил фан Усы.
— К началу сезона-81 гимн был готов. — продолжид фан Шляпа. — Я даже в шутку завизировал его: «Утверждаю». Важно понимать, что писался он в начинающем фанатском коллективе, о будущем никто даже не задумывался. Но с тех пор его слова больше не менялись.
— «Город над вольной Невой» изначально позиционировался как гимн?
— По-моему, нет. Наверное, это произошло, когда Шумахер записал фонограмму с группой «Квартет», которая сейчас звучит на стадионе (межсезонье 2002/03 — прим. ред.) (Усы)
— Я считаю, что он стал гимном с начала сезона-81, поскольку именно этот текст пелся через пять минут после начала матча и за пять минут до конца. Так же, как и сейчас. Пели, естественно, только на 33-м, причем обычно сидя — вставать не разрешалось. Интересно, что «Знамя «Зенита» почему-то народ не принял, хотя текст очень неплохой. (Шляпа)
— А пели всем сектором?
— Нет, конечно. Народу тогда немного было — на гостевые матчи человек по 15 ездили, и это считалось за счастье. (Зонт)
— Но с других секторов, говорят, нас было слышно. – Все-таки удивительно: текст вроде бы устаревший, но все его с удовольствием поют. Это корни, вот и все. Что-либо переделывать смысла нет. Кстати, сейчас на стадионе скандируют множество «старинных» речовок, но звучат они современно. Расскажу одну «травилку». Как-то в январе 81-го среди ночи позвонил мне Зонт: «Срочно срифмуй мне какую-нибудь команду с «Зенитом»!» Я брякнул «Рапид» (поскольку в него перешел Зинченко) и лег спать дальше. Наутро поинтересовался, зачем ему это нужно. «Стишок, — говорит, — пишу». Так родилась самая великая рифма всех времен и народов: «Зенит» — «Рапид» — победит». (Усы)
— По-моему, этого не было. (Зонт)
— Про «Рапид» понятно. А «Гамбург» откуда появился?
— За него болеет наш друг Валет. Думаю, отчасти это ему в пику (смеется). Кроме того, в те годы немецкий клуб добивался высоких результатов. (Усы)
— Что получилось, то и получилось. Не думаю, что здесь был какой-то подтекст. А вот фразу из гимна «Ливерпуля» — «Ты не будешь один никогда» — я вставил сознательно, поскольку болел и болею за эту команду. (Зонт)
— И еще одна история. В те времена на 33-м было всего несколько флагов. Андрей мне и говорит: «Представляешь, весь стадион в цветах «Зенита»! Какая это радость! Мы с тобой до этого, наверное, не доживем». (Усы)
— Сейчас вы поете гимн вместе со всеми?
— Конечно! (Усы)
***
Материал, посвященный гимну, был опубликовал в «Знамени „Зенита“» в 1995-м году. Лидерам движения болельщиков необходимо было прийти к единому решению, которое позволило бы утвердить окончательный вариант главной песни сине-бело-голубых.
Блондин:
— Я давно хотел предложить заменить «голубой» на «наш родной». Он же не голубой — это во-первых. А во-вторых, над словом «голубой» прикалываются во всех других городах. Что же касается «Ленинграда», то в этой песне его надо оставить, потому что сочинялась она как «переделка» той, в которой поется «Ленинград». Но в остальных наших шизовках это все надо поубирать — и «ленинградский», и «Союз». Сейчас времена-то изменились, правильно? По-старому это просто не звучит. А нам же надо готовиться к высшей лиге. Кстати, те, кто цепляются за «Союз» и «Ленинград» — сами ничего не придумали. Спроси их, кто это все сочинял — они же не знают. Но в гимне я за то, чтоб «Ленинград» оставить, а «голубой» заменить.
Капля:
— Они еще миллион раз могут менять названия, и мы каждый раз будем под них подстраиваться? Это гимн, и он не должен изменяться. Я за исторический вариант. Что касается слов «флаг голубой», то традиционная форма «Зенита» — это футболки цвета «электрик», т.е. насыщенного голубого цвета».
Бутерброд:
— Ну, мое мнение на этот счет известно всем. Я против Ленинграда. А «флаг голубой» — надо так и петь. Кто хочет насчет голубизны докопаться, тот и так докопается».
Сапог:
— Я думаю, Ленинград — потому что так было с самого начала и менять не нужно. Красные к власти придут — опять будет Ленинград. Насчет второго — «наш родной» лучше. Он не голубой же, вообще говоря, флаг-то. Цвет «электрик», традиционный цвет «Зенита» — темно-темно синий. Если в магазине покупать краску цвета «электрик», то не поймешь, синяя она или черная».
Стоматолог:
— Песня написана во времена Ленинграда — пусть Ленинград и будет. А «наш родной» — лучше, чем голубой. Тем более, что флаг трех-цветный, сине-бело-голубой! К тому же «наш родной» больше соответствует духу фанатизма».
Е2-Е4:
— Ленинград надо оставить, а в последнем куплете петь, как предлагает Птица, — а то многие достают, особенно на выезде».
Сабонис:
— Гимн изменять нельзя. Никакой связи между голубым флагом и однополой любовью не вижу. Если каких-то недоумков возбуждает голубой цвет — это их проблемы.
Левша:
— Наш родной — однозначно лучше, чем голубой. В слове «голубой» все-таки есть что-то не то. А вот от упоминания старого названия города нам нужно уходить, причем и в гимне тоже. Жизнь есть жизнь от нее никуда не дется.
Детально изучив все мнения, редакция пришла в выводу, что хотя аргументация сторонников исторического варианта гимна и более убедительна, тем не менее, они в меньшинстве. Публикуемый текст окончательный и изменениям не подлежит. (Однако не прижилось — прим. редакции 2013)
Город над вольной Невой,
Где болеют за «Зенит» родной,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Мы твои верные друзья,
Будем прославлять тебя всегда.
Сектор тридцать три, в непогоду, зной
Мы душою и сердцем с тобой.
Если тебе нелегко,
Будешь ты от дома далеко,
Мы с тобой, «Зенит», мы с тобой всегда,
Ты не будешь один никогда.
Если соперник «Спартак»,
Ты не забывай своих атак.
«Гамбург» и «Рапид», всех он победит
Наш родной ленинградский «Зенит».
Я хочу, чтоб флаг наш родной
Реял над всем миром и страной.
Кубок УЕФА наш «Зенит» возьмет
И победную песню споет.
В следующий раз мы расскажем о том, как развивались события в истории с гимном болельщиков дальше. До новых встречи!
Сегодня мы вспомним, при каких обстоятельствах создавался знаменитый гимн болельщиков «Зенита», а также о первых (но не последних!) попытках изменить его слова.
Пожалуй, самый подробный материал, посвященный гимну болельщиков, вышел в газете «Наш „Зенит“» в 2003-м году. Его написал Алексей Антипов. Между тем, всего за 8 лет до этого на страницах издания «Знамя „Зенита“» судьбу «Города над вольной Невой» обсуждали лидеры фанатского движения — как оказалось, многих не устраивал последний куплет и необходимость петь про Ленинград, а не Петербург. Вроде бы утвержденная тогда окончательная редакция текста, что примечательно, в итоге так и не прижилась. Мы приводим оба текста.
История создания гимна «Зенита»
25 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающего советского композитора-песенника В. П. Соловьева-Седого. Возможно, прочитав эти слова, кто-то из молодых фанатов «Зенита» иронично улыбнется: мол, при чем тут мы? На самом деле очень даже при том. Именно мелодия «Вечерней песни» Василия Павловича (известной также, как «Город над вольной Невой»), написанная 50 лет назад, лежит в основе гимна болельщиков «Зенита». Удивительная история — слова гимна были написаны в 1980 году. С тех пор предпринималось немало попыток придумать что-то более современное. Не прижилось. А «Город над вольной Невой» прижился. За счет чего? «Во многом за счет потрясающей музыки Соловьева-Седого», — говорят фанаты. Причем это мнение тех, кто стоял у истоков нашего фан-движения. Тех, кто придумал слова, и впервые спел на 33-м «Гимн болельщиков «Зенита», текст которого не изменился до сих пор.
— В начале 80-х в ДК им. Капранова был организован клуб любителей футбола (КЛФ), который курировал Паротиков — то ли подполковник, то ли полковник, — рассказывает Андрей Солнцев (Зонт), автор нескольких куплетов зенитовского гимна. — Мы встречались раз в неделю, обменивались программками, значками, просто общались. Фанатизм как таковой тогда только зарождался. И вот как-то Паротиков рассказал, что на матче «Динамо» (Тбилиси) — «Ливерпуль» несколько десятков английских фанатов перепели весь стадион. Зимой 1980-81 года у нас и родилась идея написать собственную песню, хотя идея эта к тому времени уже витала в воздухе. Текст, на мой взгляд, дурацкий. Но прижился.
— Паротиков дал толчок, — вступает в разговор Константин Асафьев (Усы).
— Он был комитетчиком?
— Вряд ли. Погоны свои он не скрывал, всегда говорил, что армия — это могила футбольных талантов. За футбол и «Зенит» он бы родину продал. Не знаю, ходил ли он на стадион, но инициировал много интересных дел. Константина Есенина, например, на встречу с нами привел. Хороший мужик. Да и вообще компания в «ДК Капранова» подобралась интересная.
— В те времена «Вечерняя песня» была столь же популярна, как и сегодня?
— Да, по большому счету она являлась неофициальным гимном Ленинграда. — отметил фан Усы.
— В 80-м году зародилось зенитовское фан-движение, причем многие речевки были позаимствованы у «Спартака». А красно-белые в те времена пели что-нибудь?
— Нет, они и сейчас-то, по большому счету, не поют. А гимна в те годы не было ни у одной команды высшей лиги. — сказал Зонт.
— Зато спартачи все в атрибутике были. Приехав в Питер в 80-м году, они тыкали нам: «А где ваши розы?» — заметил фан Усы.
— Как писался гимн?
— Первые несколько куплетов написал Молодой (Алексей Телемаков) со своей мамой. Остальные — я. Песня получилась длинной, пришлось сокращать, при обсуждении чуть до драки не дошло. — вспомнил фан Зонт. — Затем, когда текст утвердили, начали его размножать, кто как мог. И от руки, и на печатной машинке. Занятие это было небезопасное — любой самиздат карался властями.
— У меня дома даже сохранилось несколько печатных экземпляров, — рассказывает «заводящий» 33-го сектора Евгений Степанов (Шляпа). — Некоторые из них я в позапрошлом году подарил ребятам, сделавшим «золотой» сезон. Когда мы выбирали музыку для будущей песни, говорили о том, что она не должна звучать как частушки. При этом мелодию нужно было взять узнаваемую, питерскую. Кстати, на второе или третье наше заседание, посвященное будущему гимну, пришел Дима, ныне известный как Моряк, и принес абсолютно готовый текст «Знамя «Зенита», который и сейчас исполняется на мотив «Крейсера Авроры». Если гимн подвергался коллективной редактуре, то у этой песни автор один.
— Как проходило обсуждение текста?
— Мы собирались раза три или четыре. — рассказывает фан Шляпа. — Когда появился текст, пытались его напеть, каждый предлагал какие-то свои правки. Самым «кривым» получился второй куплет «мы твои верные друзья». Слова не звучали и не пелись, и с ними пришлось серьезно повозиться.
— Я хорошо помню, что куплеты, написанные Зонтом, практически не были изменены. — заметил фан Усы.
— К началу сезона-81 гимн был готов. — продолжид фан Шляпа. — Я даже в шутку завизировал его: «Утверждаю». Важно понимать, что писался он в начинающем фанатском коллективе, о будущем никто даже не задумывался. Но с тех пор его слова больше не менялись.
— «Город над вольной Невой» изначально позиционировался как гимн?
— По-моему, нет. Наверное, это произошло, когда Шумахер записал фонограмму с группой «Квартет», которая сейчас звучит на стадионе (межсезонье 2002/03 — прим. ред.) (Усы)
— Я считаю, что он стал гимном с начала сезона-81, поскольку именно этот текст пелся через пять минут после начала матча и за пять минут до конца. Так же, как и сейчас. Пели, естественно, только на 33-м, причем обычно сидя — вставать не разрешалось. Интересно, что «Знамя «Зенита» почему-то народ не принял, хотя текст очень неплохой. (Шляпа)
— А пели всем сектором?
— Нет, конечно. Народу тогда немного было — на гостевые матчи человек по 15 ездили, и это считалось за счастье. (Зонт)
— Но с других секторов, говорят, нас было слышно. – Все-таки удивительно: текст вроде бы устаревший, но все его с удовольствием поют. Это корни, вот и все. Что-либо переделывать смысла нет. Кстати, сейчас на стадионе скандируют множество «старинных» речовок, но звучат они современно. Расскажу одну «травилку». Как-то в январе 81-го среди ночи позвонил мне Зонт: «Срочно срифмуй мне какую-нибудь команду с «Зенитом»!» Я брякнул «Рапид» (поскольку в него перешел Зинченко) и лег спать дальше. Наутро поинтересовался, зачем ему это нужно. «Стишок, — говорит, — пишу». Так родилась самая великая рифма всех времен и народов: «Зенит» — «Рапид» — победит». (Усы)
— По-моему, этого не было. (Зонт)
— Про «Рапид» понятно. А «Гамбург» откуда появился?
— За него болеет наш друг Валет. Думаю, отчасти это ему в пику (смеется). Кроме того, в те годы немецкий клуб добивался высоких результатов. (Усы)
— Что получилось, то и получилось. Не думаю, что здесь был какой-то подтекст. А вот фразу из гимна «Ливерпуля» — «Ты не будешь один никогда» — я вставил сознательно, поскольку болел и болею за эту команду. (Зонт)
— И еще одна история. В те времена на 33-м было всего несколько флагов. Андрей мне и говорит: «Представляешь, весь стадион в цветах «Зенита»! Какая это радость! Мы с тобой до этого, наверное, не доживем». (Усы)
— Сейчас вы поете гимн вместе со всеми?
— Конечно! (Усы)
***
Материал, посвященный гимну, был опубликовал в «Знамени „Зенита“» в 1995-м году. Лидерам движения болельщиков необходимо было прийти к единому решению, которое позволило бы утвердить окончательный вариант главной песни сине-бело-голубых.
Блондин:
— Я давно хотел предложить заменить «голубой» на «наш родной». Он же не голубой — это во-первых. А во-вторых, над словом «голубой» прикалываются во всех других городах. Что же касается «Ленинграда», то в этой песне его надо оставить, потому что сочинялась она как «переделка» той, в которой поется «Ленинград». Но в остальных наших шизовках это все надо поубирать — и «ленинградский», и «Союз». Сейчас времена-то изменились, правильно? По-старому это просто не звучит. А нам же надо готовиться к высшей лиге. Кстати, те, кто цепляются за «Союз» и «Ленинград» — сами ничего не придумали. Спроси их, кто это все сочинял — они же не знают. Но в гимне я за то, чтоб «Ленинград» оставить, а «голубой» заменить.
Капля:
— Они еще миллион раз могут менять названия, и мы каждый раз будем под них подстраиваться? Это гимн, и он не должен изменяться. Я за исторический вариант. Что касается слов «флаг голубой», то традиционная форма «Зенита» — это футболки цвета «электрик», т.е. насыщенного голубого цвета».
Бутерброд:
— Ну, мое мнение на этот счет известно всем. Я против Ленинграда. А «флаг голубой» — надо так и петь. Кто хочет насчет голубизны докопаться, тот и так докопается».
Сапог:
— Я думаю, Ленинград — потому что так было с самого начала и менять не нужно. Красные к власти придут — опять будет Ленинград. Насчет второго — «наш родной» лучше. Он не голубой же, вообще говоря, флаг-то. Цвет «электрик», традиционный цвет «Зенита» — темно-темно синий. Если в магазине покупать краску цвета «электрик», то не поймешь, синяя она или черная».
Стоматолог:
— Песня написана во времена Ленинграда — пусть Ленинград и будет. А «наш родной» — лучше, чем голубой. Тем более, что флаг трех-цветный, сине-бело-голубой! К тому же «наш родной» больше соответствует духу фанатизма».
Е2-Е4:
— Ленинград надо оставить, а в последнем куплете петь, как предлагает Птица, — а то многие достают, особенно на выезде».
Сабонис:
— Гимн изменять нельзя. Никакой связи между голубым флагом и однополой любовью не вижу. Если каких-то недоумков возбуждает голубой цвет — это их проблемы.
Левша:
— Наш родной — однозначно лучше, чем голубой. В слове «голубой» все-таки есть что-то не то. А вот от упоминания старого названия города нам нужно уходить, причем и в гимне тоже. Жизнь есть жизнь от нее никуда не дется.
Детально изучив все мнения, редакция пришла в выводу, что хотя аргументация сторонников исторического варианта гимна и более убедительна, тем не менее, они в меньшинстве. Публикуемый текст окончательный и изменениям не подлежит. (Однако не прижилось — прим. редакции 2013)
Город над вольной Невой,
Где болеют за «Зенит» родной,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Мы твои верные друзья,
Будем прославлять тебя всегда.
Сектор тридцать три, в непогоду, зной
Мы душою и сердцем с тобой.
Если тебе нелегко,
Будешь ты от дома далеко,
Мы с тобой, «Зенит», мы с тобой всегда,
Ты не будешь один никогда.
Если соперник «Спартак»,
Ты не забывай своих атак.
«Гамбург» и «Рапид», всех он победит
Наш родной ленинградский «Зенит».
Я хочу, чтоб флаг наш родной
Реял над всем миром и страной.
Кубок УЕФА наш «Зенит» возьмет
И победную песню споет.
В следующий раз мы расскажем о том, как развивались события в истории с гимном болельщиков дальше. До новых встречи!