Блог архива болельщиков «Зенита»

82
113

о песнях болельщиков

Здравствуйте, уважаемые поклонники подлинной истории фанатов и болельщиков «Зенита»!

Сегодня мы вернемся к материалам, любезно предоставленным для нашего архива Валерием Ильюниным (Сабонисом). Вас ждет увлекательный рассказ о фанатском фольклоре — песнях, речевках, скандированиях и т.п. Статья была подготовлена для петербургского спортивного издания «90 минут» в 2006 году.



Сабонис на трибуне в окружении единомышленников из "поющего ядра", 2007 год

«Зенит» — это песня!

В сердцах огромного количества жителей Санкт-Петербурга слилась воедино любовь к родному городу, футболу и «Зениту». «Зенит» давно уже стал одним из символов северной столицы, и его успехи прочно ассоциируются с именем города на Неве. Наверное, можно сказать, что любовь питерцев к своей футбольной команде – совершенно особое, присущее только им, явление, не имеющее аналогов, по крайней мере, на всей широте российских просторов. А где любовь – там и музыка. Наверное, поэтому о «Зените» и его болельщиках написано такое количество песен.

Свое творчество посвящали «Зениту» и профессиональные авторы, исполнители, артисты, и, естественно, фанаты. По большому счету, по истории происхождения «зенитовские» песни можно разделить на «профессиональные авторские произведения» и «фанатский фольклор». «Профессиональные» песни о «Зените» до недавнего времени имели много общего друг с другом. Как правило, их тексты содержали набор эпитетов в адрес футбольной команды «Зенит» («Зенит» знаменит, победит, гранит, золотом звенит» и т.п.) и общее описание происходящего на футбольном поле и на трибунах («футбол – гол», «борьба – судьба», «передача – удача», «болельщики кричат, трибуны бурлят» и т.д.).

Из этого ряда выделялась, пожалуй, самая известная песня середины 80-х «А стадион шумит…» (В. Плешак — В. Гин) в исполнении Ю. Охочинского, в прошлом неплохого футболиста. Многие болельщики помнят, как ее по несколько раз ставили на стадионе им. Кирова в «золотом», 1984 году. Можно сказать, что под эту песню «Зенит» и стал чемпионом.

Золоту «Зенита» посвятил своё незаурядное творение и А. Розенбаум. До сих пор нельзя без волнения слушать его песню «Зенит — чемпион!» Композицию с таким же названием (правда, на музыку Ч. Берри) посвятила тому историческому достижению и группа «Секрет». Благодаря популярной телепередаче «Кружатся диски» песня моментально стала хитом среди болельщиков. Вообще, надо сказать, что с появлением в числе авторов «зенитовских» песен рок-музыкантов, получила развитие и тема болельщиков. Слово «Зенит» обогатилось новым смыслом и стало восприниматься не только как название футбольной команды, но и как совокупность команды и её болельщиков вместе со сложной системой взаимоотношений между ними.

Следующий хит о «Зените» родился уже после возвращения «Зенита» в элитный дивизион. Своему появлению на свет он обязан Л. Стуликову. Исполнитель шансона, в своё время успевший позаниматься футболом на профессиональном уровне, создал незатейливую, но зажигательную песню «Наш Зенит», которую на протяжении нескольких лет принимали на «ура» болельщики на «Петровском». Необходимо упомянуть, что именно благодаря усилиям Леонида Стуликова в 1998 году появился первый в истории сборник песен о «Зените». Назывался он, естественно, «Наш "Зенит"». Во всех подобных проектах, выходивших впоследствии, в качестве базового материала использовался именно он.

Необходимо упомянуть, что в сборник вошли песни, посвященные не только «Зениту» и его болельщикам, но и более специфической категории — фанатам, в исполнении групп «Бригадный Подряд» и «Буратино-Бэнд». Кроме этих двух команд, питерский рок был представлен на сборнике тогда еще малоизвестной группой «Ленинград» и ее песней с сакраментальным названием «Зенит».

Впоследствии, уже будучи мегапопулярным коллективом, «Ленинград» записал еще одну композицию на «зенитовскую» тематику — «Ole-ole», которую некоторые фанаты окрестили «Гимном "кузьмичей"». Что, в принципе, ничуть не возмутило лидера коллектива Сергея Шнурова. Ну а фанаты в «футбольном» направлении творчества «Ленинграда» предпочитают «спортивно-философскую» композицию «Нужен гол».

В том же 1998 году лидер группы Н.Э.П. С. Паращук написал полушутливый текст о чувствах петербургского болельщика по отношению к своей команде, командам соперника, «московскому» судейству и прочим житейским неурядицам. Положив текст на несложный гитарный рифф, автор не представлял, что создал одну из самых популярных в истории «зенитовских» песен. Ей отдавали должное даже приезжавшие поддержать свои команды московские фанаты. В ту пору на столичных стадионах услышать такое по трансляции было нереально. Песня «Мне все по барабану» и поныне востребована и любима в болельщицкой среде.

Ну а в 2003-м году появилась группа «Бивни». Ее уникальность состоит в том, что на протяжении первых двух лет своего существования группа пела исключительно песни о футболе, «Зените», его болельщиках и фанатах. Этот факт сразу выделил группу на фоне других коллективов и исполнителей, репертуар которых содержал одну, максимум две-три «футбольных» песни. «Бивни» же за два года выпустили два альбома («Двенадцатый игрок» и «Золотые слезы») и самым активным образом поучаствовали в записи диска с песнями зенитовских фанатов («Мое сердце с тобой»). Только в 2006 году группа записала первый «нефутбольный» альбом «Роса». Лидер группы – Александр Махнач (известный поклонникам питерского рока ещё по группе «Юго-Запад») – давний болельщик, автор львиной доли «бивневских» текстов и музыки. Он же является и исполнителем собственных песен. В репертуаре «Бивней» есть песни и про футболистов, и про тренеров, и про сборную, и про историю футбола. Но самое большое место в творчестве группы занимают композиции о болельщиках и фанатах, об их жизни, чувствах, переживаниях, о романтике выездов, о торжестве побед и горечи поражений. Побывав вместе с фанатами на многих выездах (Пермь, Томск, Ростов, Краснодар и т.д.), Махнач на себе ощутил все «прелести» фанатской романтики. Его «конёк» в том, что он подмечает и поэтизирует те вещи, о которых многие даже не задумываются, считая их совершенно обыденными. Образно говоря, он может сухую статистику превратить в поэму. В сочетании с оригинальными и запоминающимися мелодиями, тексты Махнача могут тронуть любого человека, даже не имеющего отношения к футболу. Слушая «Бивней», люди делают для себя ряд маленьких открытий и сами учатся находить красоту в разного рода мелочах и незначительных деталях, непременно сопутствующих фанатскому образу жизни.

В следующей части записи речь пойдет о «зенитовском» фанатском фольклоре.
Итак,и мы уже рассказали о самых популярных песнях, которые посвящали питерскому «Зениту» авторы, профессионально занимающиеся музыкой. Не менее значительное место в музыкальной культуре «сине-бело-голубых» занимает и другой её пласт – фанатский фольклор.

Под фанатским фольклором принято понимать песни, распевки и речёвки («шизовки», «кричалки»), направленные на поддержку своей команды и воспевающие фанатскую романтику, исполняемые фанатами на трибунах стадионов, по дороге на выезд, да и просто в компании. Существуют, конечно, песни и стихи, написанные отдельными фанатами, максимум ставшие достоянием их небольших коллективов. Такие произведения тоже, наверное, можно отнести к фанатскому фольклору. Но сегодня речь пойдёт об общеизвестной части этого элемента фанатской культуры.

В отличие от оригинальных авторских произведений, имеющих собственную мелодию, фанатские песни, как правило, представляют собой переделки известных шлягеров и народных песен. Оригинальны в них только тексты. Хотя существует несколько «полууниверсальных» песен, которые, с небольшими изменениями в текстах, поют фанаты многих команд на территории бывшего СССР. Как правило, придумывали эти песни московские фанаты, а остальные их «перенимали», подставляя при этом названия своих команд. Из исполняемых на секторах «Петровского» ныне самой известной из них является «Не может ни Киев, ни Минск, ни Москва…»

Питерский фанатский фольклор отличается стремлением к отторжению «чужеродного материала» и почтительным отношением к «питерскому эксклюзиву». Будь то мелодии, посвящённые Ленинграду - Санкт-Петербургу (Гимн фанатов «Город над вольной Невой», «Знамя Зенита» на мотив «Крейсера Авроры», «Фанатская Застольная» на мотив застольной песни Волховского Фронта), будь то общеизвестные мелодии, о текстах которых доподлинно известно, что их авторы – «зенитчики» (например, «Катюша», или старая песня на мотив «Синей птицы» группы «Машина времени» – «Мы в такие шагали дали…»). Ну а про нашу «Победную песнь» даже и не стоит упоминать. До сих пор никто из иногородних коллег не в силах её перенять. Видимо, по причине её витиеватости. А может быть, из-за того, что на данный момент постановка дел в Питере в плане организации звукового суппорта неоспоримо находится на первом месте. С другой стороны, «Победную песнь» логичнее отнести в разряд распевок. Кстати, данная «тема» является «кавер-версией» композиции группы MOBY с альбома PLAY под названием «Natural Blues». Кому интересно, предлагается послушать и… «найти 10 отличий»!

На самом деле, в настоящее время большинство исполняемого зенитовскими фанатами репертуара составляют именно распевки, а не песни. Песен, в полном смысле этого слова, всего-то шесть - Гимн, «Знамя Зенита», «Катюша», «Не может ни Киев…», «Путь далёк…» и «Идёт фанат по городу» (плюс Гимн России, исполняемый на международных матчах «Зенита» и на играх сборной). Правда, 11-й сектор пытается внедрить в фанатский репертуар песню на мотив «Прощание славянки» (внимательный читатель найдёт её на диске «Моё сердце с тобой»), но, как обычно, для внедрения новой «темы» требуется некоторое время на её «раскрутку». Зенитовские фанаты имеют богатый фольклор, но, к сожалению, остальные их песни не подходят для исполнения на стадионе. Поэтому их поют «в неформальной обстановке», когда собираются вместе.

Вкратце хотелось бы остановиться на истории создания фанатской песни, впоследствии ставшей Гимном, который весь «Петровский» исполняет стоя.

Вспоминает один из зачинателей питерского фан-движения Вячеслав Блинов (Очки): «Как Гимн написали. С 80-го на 81-й. В ДК им. Капранова раньше был Клуб любителей футбола. Там собирались всякие пенсионеры, ветераны, значками менялись… Ну а нам собраться, кроме «Пушкаря» (легендарный пивбар, воспетый в своё время группой «Алиса» - Прим. ред.), было негде, и решили зимой раза 2-3 в Капранова съездить. Пришёл Лёшка Молодой, и они с матерью написали три куплета вот этого Гимна. А два последних куплета дописывал Андрюха Зонт».

Автор второй по рангу стадионной песни «зенитчиков» также известен. Слово лидеру «зенитчиков» начала 80-х Евгению Степанову (Шляпа): «Я тут пытался звонить Диме Ледовскому. Это автор текста песни «Знамя ЗЕНИТА». Лет 20 его не видел, а тут встретил на выезде – на «Спартаке». Он, оказывается, крутится с интернетчиками». Возможно, прочитав этот материал, Дмитрий отзовётся. Фанаты должны знать тех, чьи песни они поют.

Текст песни на мотив «Катюши» («Вот мы здесь, и нам нужна победа…») написан в конце 2000 года. Его авторство доподлинно известно и принадлежит именно фанату «Зенита». Существует мнение, что в текстах песен зенитовских фанатов не могут упоминаться названия соперников, а должен прославляться лишь «Зенит» (в этой же песне есть строка «ни «Спартак», ни «мусор», ни «Торпедо» нас не смогут переубедить»). Тем не менее, данный текст был воспринят фанатами с небывалым энтузиазмом и разучен всеми буквально за два-три матча (уникальный случай!). До сих пор эта песня является наиболее часто исполняемой на трибунах.

Песня на мотив Матвея Блантера «Путь далёк у нас с тобою» появилась путём банальной замены слова «солдат» на «фанат» и подстановки в соответствующее места словосочетания «знамя сине-бело-голубое». Второй куплет этой песни, в котором провозглашается, что «мы набьём «мясным» вонючим рожи», некоторые не исполняют из принципиальных соображений.

В прошлом году «вторую жизнь» обрела песня на мелодию Владимира Шаинского «Идёт фанат по городу». Здесь тоже «фанат» вытеснил «солдата», но, в отличие от былых времён, ныне эта песня исполняется в форме переклички между секторами. Смотрится весьма эффектно. Правда, если раньше произведение считалось «выездным», то теперь его можно услышать и на домашних матчах.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что в моду входят произведения, несущие меньшую смысловую нагрузку, более короткие и более запоминающиеся. Это естественная тенденция, призванная подключить к участию в поддержке как можно большее количество болельщиков. Такие произведения принято называть распевками, если они положены на какую-то мелодию, и «зарядами» (в простонародье – «кричалками»), если они положены на ритм. О них пойдёт речь в следующем выпуске. Сейчас же вашему вниманию предлагается текст совершенно новой песни, мотив которой, на первый взгляд, может вызвать иронию («На дальней станции сойду»). Но при более пристальном рассмотрении оказывается, что в этом мотиве есть всё, что нужно для стадионной песни – всегда хорошо звучащие, причём чередующиеся, протяжные, гласные («А», «Е», «О»), и не скапливающиеся согласные.

Пускай бывает тяжело,
В тебя мы верим!
И мы с тобой,
Сегодня и всегда!
Вперед, родной «Зенит»!
Мы ждем твоей победы!
Она важна
Сейчас, как никогда!


Конец первой части. Валерий Ильюнин, 2006 год.
Продолжение читайте в следующих записях нашего блога. До скорых встреч!
2 комментария

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Счастливчик
    0
    22.07.2013 в 02:32
    Интересно почитать и узнать, что то новое! Будем ждать продолжения!
  • Yuranewaspb
    0
    22.07.2013 в 02:36
    "... в моду входят произведения, несущую меньшую смысловую нагрузку". Это про сегодняшнюю эстраду.(ту, что по телевизору)