Блог архива болельщиков «Зенита»

78
113

история фанатского шарфа, часть 1

Привет всем поклонникам подлинной истории фанатов и болельщиков Зенита!

Сегодня мы открываем цикл публикаций материалов из личного архива Валерия Ильюнина (Сабониса). В первой из них речь пойдет об истории фанатского шарфа. Статья была подготовлена для питерского спортивного издания «90 минут», 2006 год.

Итак:



Фанатский шарф - ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба. Не составляют исключения и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. К сожалению, объем данной публикации не позволяет детально остановиться на всех исторических вехах, связанных с эволюцией фанатского шарфа. Попытаюсь вкратце обозначить основные из них, связанные непосредственно с болельщиками «Зенита». При этом в некоторых вопросах не претендую на истину в последней инстанции, т.к. где-то могу ошибаться, а где-то попросту не обладаю надлежащей информацией. Соответственно, все ваши критические замечания, дополнения и поправки будут с благодарностью приняты.

Как и футбольный «фанатизм», и сам футбол, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берусь точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но могу предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты, может случайно, а может нет, предстают в длиннющем шарфе «ливерпульской» расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четверки» умудряется им обмотаться.

Первые советские фанатские шарфы тоже производились по принципу «чем длиннее, тем моднее», а основными «средствами производства» являлись бабушки фанатов с их спицами. Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака», но в 1980 году шарфы появились и у «зенитчиков». Причем были они тогда сине-белыми. И только с 1981-го года, когда питерцы разглядели, что их любимый флаг – трехцветный, начали вязать сине-бело-голубые шарфы. Кто-то за неимением возможностей довязывал голубые концы к уже имеющимся шарфам, кто-то подшивал какие-то элементы голубого цвета. В условиях советского дефицита требовалось изрядно побегать по магазинам, чтобы найти пряжу необходимых цветов. А сине-белые шарфы были объявлены «левыми», как и носившие их люди. Почему-то шарфы стали называть «розетками» (или сокращенно «розами»), хотя «rosette» — это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики еще до появления моды на шарфы. Так и до сих пор в магазинах нередко можно услышать: «А дайте мне вон ту зенитовскую «розу»!».




сине-белые шарфы начала 80-х. Фото: архив фанатов "Зенита"


1983 год, «розы» уже сине-бело-голубые. Фото: архив фанатов "Зенита"

Поначалу обычные болельщики даже не догадывались о том, что таким вот образом можно обозначать свою принадлежность к поклонникам команды. Потом, когда группы молодых людей в длинных полосатых шарфах примелькались большинству посетителей стадионов, получил широкое распространение и термин «фанаты». Но надевать на себя шарф рядовой болельщик (или, как мы сейчас говорим, «кузьмич») не торопился. Не то было время. Не поощрялось это ни официальной властью, ни обществом. Когда большинство никакими внешними атрибутами не выказывает своего отношения к клубу, значит, все, кто это делает – психически неустойчивые, вставшие на неправильный путь, граждански незрелые асоциальные элементы. К тому же пьют портвейн и гоняются «за командой» в другие города. Тем не менее, именно фанаты стали первой ласточкой, принесшей в Россию это веяние моды, которым сейчас охвачены практически все имеющие отношение к футболу люди. Даже те, кто не ходит на стадион. И приносящее, к слову, «копеечку», в бюджет футбольных клубов, особенно популярных. К коим, несомненно, относится и «Зенит».

В начале 80-х «выяснилось», что шарфы можно изготавливать промышленным способом на специально предназначенных для этого трикотажных машинах.

Для начала отечественная промышленность явила миру три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах – Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики – бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители «приколов» и раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми. Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди.


фото К. Завьялова

Однако фанаты нашли предприятия с оборудованием, позволявшим производить шарфы, соответствующие их пониманию вопроса. Смотрелись такие шарфы гораздо аккуратнее, современнее и моднее, чем связанные вручную. Да и весили они намного меньше, были гораздо приятнее на ощупь. Были такие машины далеко не везде, вот и приходилось энтузиастам ездить куда-то в Мытищи, в Прибалтику или на Украину, чтобы связать несколько десятков «роз» себе и товарищам. Надо сказать, что вывязывать рисунок данный класс машин по-прежнему не позволял, поэтому шарфы продолжали оставаться полосатыми.

В то же время, в Европе уже появилась «техника нового поколения», и счастливчикам знакомые привозили из-за рубежа действительно качественные шарфы с вывязанными надписями и даже эмблемами клубов! Эти редкие люди ходили в таких шарфах на футбол, даже если цвета шарфа не совпадали с цветами «Зенита». Конечно, особенно котировалось, если расцветка более-менее совпадала с зенитовской. К обладателям таких раритетов, как правило, выстраивалась очередь из желающих потрогать, а ещё лучше, примерить это «чудо загнивающей буржуазной цивилизации».

В конце концов, машины, способные вязать аккуратные полосатые шарфы, появились практически в любом трикотажном ателье, и каждый фанат получил возможность сделать себе шарф индивидуально. К тому же, на этом оборудовании можно было изготавливать и полосатые джемпера. Или, на финский манер, пусера. Фанаты, на свой лад, стали называть их «пусаками». К концу 80-х в «пусаки» «нарядились» практически все фанаты. Доходило до того, что на некоторых выездах на гостевом секторе присутствовали одни лишь «полосатые» визитеры. Естественно, комплект к такому «пусаку» составлял и шарф, связанный на той же машине. Хотя многие предпочитали носить шарф ручной вязки (как дань прошлому и во имя хоть какого-то разнообразия). А кое-кто шарф вообще не носил, т.к. цветовая гамма и без этого издалека бросалась в глаза.




сине-бело-голубые - это наши цвета! Фото: архив фанатов "Зенита"

На этом эпоха развития технологий производства «роз» надолго остановилась. Новый её этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. И именно благодаря этому событию мы во многом обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды, который продолжается и до сих пор. Но об этом уже в следующей публикации.

Конец первой части.

Продолжение следует.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться