Блог архива болельщиков «Зенита»

82
113

история фанатского шарфа, часть 2

Всем привет!

Сегодня мы продолжаем публикацию материалов из личного архива Валерия Ильюнина (Сабониса). Читайте вторую часть его статьи о фанатских шарфах, подготовленную для издания "90 минут", 2006 год.

Первую часть рассказа вы можете прочесть, пройдя по ссылке

Итак:



Первая зенитовская «розетка» была связана фанатами «Зенита» в 1980-м году. С тех пор совершенствовались технологии, фанатские шарфы с течением времени становились всё более качественными. Но… В плане дизайна существовавшие тогда технологии прорыва предоставить не могли. Шарфы по-прежнему оставались поперечно-полосатыми. Даже продольные полоски воспринимались как нечто авангардное. Но, имея на руках шарфы зарубежного производства, питерские фэны лелеяли мечту, что когда-нибудь и у них появится шарф с названием любимого клуба и его эмблемой. Прорыв наступил в 1992-м году. Об этом шла речь в предыдущем выпуске рубрики «Фан-сектор»…

Осенью 1992-го года появились первые зенитовские шарфы с вывязанным рисунком (если не считать казуса «в горошек» (см. предыдущий выпуск)). Один известный и заслуженный фанат, много лет мечтавший об этом и приложивший огромные усилия для реализации своей мечты, всё-таки добился своего. Так появился шарф, который и поныне является одним из самых популярных у питерской торсиды. С некоторых пор его стало принято называть «Классика №1». Видимо, из-за бытовавшего в то время в определённых кругах поверья о том, что «классика» – это шарф с крупным названием клуба, его эмблемой на концах и указанием всех регалий. Хотя, по большому счёту, «классика» – это шарф, вписывающийся в классический стиль одежды (костюм-пальто-галстук). Т.е., к примеру, строгий, не оляпистый шарф высокого качества цветов клуба с вышитой на концах его эмблемой. Думаю, никто не станет спорить, что нынешние сине-бело-голубые шарфы как нельзя кстати приходятся нынешним vip-персонам (особенно пану Петржеле). Но если сухо, без эмоций, говорить о стиле одежды, то они, скорее, выделяются из него, нежели гармонируют. Что, сугубо на мой личный взгляд, правильно.


Шарф изготовил Алексей "Сапог" Утов летом 1993 года, до сих пор выпускается в разных интерпритациях. Первоначально был вообще без бахромы.


Автор все тот же Леха "Сапог". Шарф увидел свет осенью 1993 года.


Готика

Естественно, шарф был выпущен небольшим тиражом, и достался только «своим», т.е. фанатам. Потому что, по правде говоря, кроме них, он тогда и не особо кому был нужен. Сейчас лишь несколько человек в Питере хранят «Классику» того, первого выпуска. В 1993 году «по заявкам трудящихся» было налажено серийное (если можно так выразиться в отношении тогдашнего количества болельщиков) производство шарфов с рисунком. Этот шарф и поныне уважаем в среде зенитовской торсиды, и это есть один из элементов и одно из доказательств становления питерской болельщицкой культуры. И, скорее всего, именно этому шарфу мы обязаны тем, что имеем теперь уже в виде традиции совершенно специфичное начертание названия нашего клуба латиницей – «ZENIT», - в отличие от грамматически более правильного «ZENITH». И это тоже один из элементов нашей культуры.


Ультрас


Невский Фронт

В том же 93-м появились и первые очаровательные зенитовские шапочки с пёстрым сине-бело-голубым помпоном, и шарф «Классика №2». Затем, по инициативе колпинских фанатов, увидел свет шарф «Готика». Наступил час «икс», когда шарфы стали надевать на себя не только фанаты, но и простые болельщики. Тогда для фанатов был выпущен некий «знак отличия» - шарф «ЗЕНИТ ULTRAS» в количестве 100 экземпляров, который выдавался только зарекомендовавшим себя личностям. Сейчас он является не меньшим раритетом, чем «Классика №1» первого выпуска. Возможно, возникшее разнообразие, а возможно, и привлекательная игра «Зенита», собиравшая на трибунах всё большее количество зрителей, стали причиной зарождения среди посетителей футбольных матчей спроса на фанатские шарфы. Некоторые из коллекционеров, пробавлявшихся в то время «распространением» значков, программок и справочников, вовремя сориентировались и наладили выпуск «своих» шарфов. Так зародилась предстадионная торговля… и появились первые «нефанатские» дизайны. В 1996-м году ещё тогда молодое и неформальное фанатское движение «Невский Фронт» выпустило свои эксклюзивные шарфы в количестве 54 штук. На их обратной стороне впервые было начертано словосочетание «ЗЕНИТ ПИТЕР», которое до того времени никто не произносил, но которое сейчас всеми болельщиками воспринимается как нечто существовавшее вечно. Выпуск этих шарфов стал очередным переворотом в той части фанатского мировоззрения, которая касается атрибутики, и позволил задуматься о возможности выпуска совершенно небольших партий шарфов эксклюзивного дизайна.


Лев

В 1997-м году был выпущен первый по-настоящему клубный шарф, ибо это была первая в истории партия шарфов, изготовленная на средства клуба. Величие моменту придаёт тот факт, что шарфы были изготовлены в… Англии! Как известно, английский акрил отличается своими качествами, прежде всего – мягкостью, лёгкостью, носкостью. Но, увы, в то же время, стежки у такого шарфа крупнее, что не позволяет вывязывать совсем мелкие детали. Этот шарф также сейчас является раритетом. Это пёстрый шарф, в середине его красуется голова льва, на концах – зенитовская «стрелка», заключённая в круг, а в длину сверху и снизу – регалии клуба. Естественно, стоимость «английского» шарфа оказалась выше, чем отечественного, поэтому основными потребителями «продукта» стали те, кому это действительно было надо. Т.е. «неимущие» фанаты (все их и без того скудные средства в ту пору уходили на выезда, которые осуществлялись не только во имя поддержки родного клуба, но и ради сохранения фан-движения, которое ныне расцвело буйным цветом). Стоит ли упоминать о том, что каналы производства, доставки, наконец, дизайн этого шарфа, - тоже дело рук фанатов, мечтавших иметь в своей коллекции «розы» «английского» качества. Тем не менее, фанатский шарф в те времена пока ещё не являлся «признаком хорошего тона», поэтому его обладателями стали далеко не все руководители и акционеры клуба. А игроки вынуждены были принимать от фанатов сей дар, не ведая того, что преподносим он был в высочайшем душевном порыве, и фаны знали, что другого такого шарфа у них не будет.


1998, Англия-2

Данный положительный опыт был унаследован в следующем, 1998-м году, когда Питеру был явлен первый в истории шарф «с переливами», где синий цвет через голубой плавно переходил в белый и наоборот. Страна производства та же – Англия. Недостатком явился лишь слишком блеклый голубой цвет. Но кто же мог проконтролировать его насыщенность?

Вскоре зенитовские шарфы стал производить каждый, кому не лень. Особенно после начала обусловленного победой в Кубке России–99 бума. Но об этом - в следующей публикации.

Продолжение читайте в самое ближайшее время.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться