Блог архива болельщиков «Зенита»

82
113

«Мишель — „У зенитовских фанатов есть своя история, и наша задача — сохранить ее“»

Здравствуйте, уважаемые поклонники истории фанатов и болельщиков нашего клуба.

Сегодня мы продолжаем публикацию лучших материалов фан-газеты «Знамя Зенита», и предлагаем читателям ознакомиться с интервью основоположника архивного дела в Петербурге — Михаилом Соловьевым по прозвищу «Мишель».

Печатается с сокращениями. Полный текст вы можете прочитать на сайте нашего архива, пройдя по ссылке.)

Фанаты... Трудно сказать, что влечет человека ходить постоянно на футбол в родном городе, заставляет учащенно биться сердце при названии любимой команды, не позволяет усидеть дома, когда твоих кумиров ждет нелегкая спортивная баталия в чужом городе, и ты отправляешься в путь. И так из года в год. Скоро, казавшееся для многих мимолетное увлечение перерастает в нечто большее и сопутствует твоей жизни долгие годы. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с человеком, который уже 15 лет неразрывно связан с 33-м сектором. Но он знаменит не только долговечным служением «Зениту» и фанатизму, а еще и первыми попытками фиксировать и сохранять историю фан-движения в Питере. Наш собеседник - хранитель фан-истории — Мишель.



— Мишель, как и когда ты первый раз попал на стадион?
— Случилось это в 1981 году. Вместе с парнем из школы договорились сходить на футбол. За «Зенитом» я тогда не следил, но знал, что годом раньше они завоевали бронзовые медали. Шуму тогда по этому поводу в городе было много. Это, наверное, и толкнуло.

— А как познакомился с фанатами?
— Во дворе у меня как раз жили «старики»: Кастет, Беломор, Чиполлино, Фантик. Видел их часто и знал, что они постоянно ходят на стадион и активно болеют. Но до этого дружбы с ними не водил и на первые матчи ходил самостоятельно. В том же году стал садиться к фанатам и уже на секторе с ними ближе и познакомился. Со временем и стал ходить на «Зенит» со всей нашей купчинской грядкой. Раньше ведь деление было: кто из Гатчины, кто с Гражданки, а мы — из Купчино.

— А что тебя привело на фан-сектор?
— Понравилось, как они болеют, как неистово стараются помочь своей команде победить, передать эмоциональный заряд, вдохнуть силы. Тут много факторов из-за которых я оказался на секторе.

— А как осмелился поехать на первый выезд?
— На первый выезд подбил меня Кастет в 1982 году. Предложил съездить на "Динамо" (Минск). Но, к сожалению, до Минска добраться мне удалось - был высажен из поезда на станции Дно как безбилетный.

— И сколько тебе тогда лет было? Как отнеслись родители к этому?
— Было тогда мне 15 лет. А родители отнеслись спокойно. Я, правда, не сказал, что еду в другой город болеть за «Зенит», но отпроситься и отлучиться куда-нибудь на пару дней проблем не составляло. Ну а когда стал активно ездить, тогда дома, конечно, уже знали, куда я отправляюсь, но препятствий не чинили. Это все от семьи зависит.

— А когда ты снова собрался в поездку?
— В Вильнюс в 1983 году. Это был последний матч сезона и «Зенит» в случае победы занимал четвертое место и получал шанс попасть в УЕФА. Для многих фанатов он стал первым выездом за любимой командой. До Вильнюса вообще ездило, думаю, человек 20-30. А тут сразу приехало 250 или 280 фанатов. И за всю историю фанатизма, на мой взгляд, это был самый массовый выезд за «Зенит». Финал Кубка не в счет, потому что тогда вообще понаехало очень много просто любителей спорта.

— Чем запомнился для тебя первый выезд?
— В Вильнюсе поначалу складывалось все благополучно. На стадионе пошизовали от души, «Зенит» выиграл 1:0 и занял 4 место. Для «Жальгириса» это поражение оказалось единственным на своем поле.

— А сколько у тебя выездов сейчас?
— Около сорока. Я, правда, не плюсую те, где доехал до города, но на футбол не попал. Считаю, что раз на матче не был, то это и не выезд.

— А что можешь сказать насчет "обувалова"? (когда отбирают вещи у молодых фанатов - прим. ред.)
[/b]
— Я и раньше, и сейчас отношусь к этому отрицательно. Меня никто никогда не «обувал», и сам я этим не занимался. Самое обидное, что у человека после этого весь интерес ездить пропадает. Надо стараться, чтобы было больше народу, а не отбивать у людей интерес к выездам. По-моему сейчас все за это.

— Как должна строится политика «стариков» по отношению к молодым фанатам?
— По-моему, «старики» уже и не должны быть лидерами. Я, например, не могу представить Клоуна лидером сейчас. А вот такой человек как Сабонис — это тот, кто нам нужен. Он и со старыми фанатами в контакте, и с молодежью хорошо работает. Ну а наше поколение должно как образец быть для молодежи. Каждый сам поймет, ездить ему или нет. Может он съездит раз 5, а потом исчезнет. А другой сделает поначалу один или два выезда, а потом через пару лет начнет по 15 выездов делать.

— Нужен ли, по-твоему, клуб болельщиков как таковой с разными направлениями работы, как раньше?
— У нас, фанатов, есть свой клуб — «Невский фронт», есть свои лидеры, активисты и все это держится на энтузиазме ребят. Хотя помещения как такового нет. Надо хоть комнатушку какую-нибудь иметь, где могли бы регулярно собираться. Зимой особенно общения не хватает, и надо хоть раз в неделю обязательно встречаться. Сейчас вот хоть в Купчино в спортбаре собираемся, уже отдушина.

— А раньше фанаты где-нибудь собирались?
— Было в середине 80-х такое хорошее место в ЦПКиО в клубе фалеристов. Там по воскресеньям собирались коллекционеры значков, медалей, монет. Туда и приходила вся основа потусоваться. Мы и в футбол там играли; кто хотел, тот и пивка мог попить. Жаль, сейчас такого нет.

— Мишель, расскажи, как появилась мысль собирать фотографии с выездов разных лет.
— Я, когда начинал фанатеть, сам фотографией увлекался. Когда на выезда отправлялся, все время фотоаппарат с собой брал. Когда сам не мог поехать, просил фото у тех, кто ездил. Так и стал собирать. Тогда, помню, в основном мы с Адвокатом более-менее активно фотографированием занимались. В те времена, кстати, фотографии роскошью были. На выезд скорей стакан грязный брали, чем фотоаппарат. Вот почему у нас так мало фото начала 80-х. Лично у меня всего несколько штук старых фото, это тех, что датированы до 1983 года. Если у кого из старых фанатов без надобности валяются или есть лишние фотографии, то пусть лучше мне отдадут, чем затеряются. Ведь не для себя - для нашей истории стараюсь. Потом, хочу восстановить статистику выездов: где, когда, сколько человек было, хотя бы приблизительно. И стараться максимально по именам и кликухам. Москву, правда, трудно восстановить, а вот дальние вполне реально. А по фото, кстати, это будет проще сделать. И какие приключения случились на выезде легче будет вспомнить. И заняться этим надо сейчас, а не через 10-15 лет, когда все забудется.

— Ты считаешь, что это нужно делать?
— Обязательно нужно. У зенитовских фанатов есть своя история, и наша задача — сохранить ее. Я, со своей стороны, всесторонне готов в этом участвовать и буду признателен тем, кто окажет помощь в этом деле. Обязательно нужно трясти на воспоминания старых фанатов, и не забывать тех, кто покинул этот мир. Нельзя забывать своих товарищей. Молодые их особенно и не знают, но их тоже нельзя забывать. Кто не помнит свою историю, тот не имеет будущего.

Записал Дима-Синоптик. (с) Знамя Зенита, №1(10), 1997 г.



Михаил Соловьёв - фото наших дней

Ниже вы можете увидеть избранные листы из альбома фана Мишеля:










Все страницы альбома и выездную статистику вы можете увидеть в группе нашего архива вконтакте, пройдя по ссылке

До скорых встреч!
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться