Блог архива болельщиков «Зенита»

78
113

история фанатского шарфа, заключительная часть

Всем привет!

Сегодня мы публикуем третью, заключительную, часть обзорной статьи о шарфах фанатов и болельщиков «Зенита».

Автор материала — Валерий Ильюнин (Сабонис), публикация подготовлена для издания «90 минут» в 2006-м году. Не забудьте прочитать первую и вторую части рассказа.




Первая зенитовская «розетка» была связана фанатами «Зенита» в 1980-м году. С тех пор совершенствовались технологии, фанатские шарфы с течением времени становились всё более качественными. Осенью 1992 года увидел свет первый зенитовский шарф с вывязанными названием и эмблемой клуба. В середине 90-х появились первые «эксклюзивные» шарфы «ЗЕНИТ ULTRAS» и «НЕВСКИЙ ФРОНТ», причем выпущенные за границей. А дальше, вместе с футбольным бумом, в Питер пришёл и бум на шарфы, который не утихает и поныне.

Уже с начала выступлений команды в высшей лиге, когда стало понятно, что на продаже шарфов можно заработать, круг производителей данной продукции заметно расширился.

Так, например, зенитовские «розы» возили в северную столицу из Турции. Вместо голубой в них использовалась пряжа бирюзового, ближе к зелёному, оттенка. Производители явно не были обеспокоены проблемами дизайна, поэтому «святая святых» для фаната — зенитовская «стрелка» — мягко говоря, не выглядела слишком ровной. Фанаты такие шарфы не носили, а только посмеивались над опечатками в фамилиях игроков (этот дизайн был «позаимствован» у «Спартака») и в лозунгах (например, «С любимБIм Зенитом — в ХХI век!»), да над неуместными «зелёными» звёздами на концах. Особый «восторг» в фанатских кругах вызвало появление шарфа «Смерть врагам!» (опять же, использование спартаковской идеи) с изображением характерного жеста со средним пальцем и указанием… регалий «Зенита»! Ранее совмещать столь несовместимые вещи никто не додумывался, так как существует чёткая градация на шарфы, скажем так, «хулиганские», и «футбольные» («клубные», «фанатские»). Совмещение этих понятий, мягко говоря, бросает тень на клуб. Но в те времена об этом мало кто задумывался. Так же, как и о том, что клубный шарф — это элемент воспитательной работы клуба с болельщиками.






Продукция сомнительного качества. Как правило, турецкая.

Возможно, по этой причине и появились всё в те же времена шарфы, на которых в качестве регалий было указано «Бронзовый призёр-1980» и «Финалист Кубка-1939, 1984». Понятно, что Питер истосковался по победам, и любое мало-мальское достижение было на вес золота. Но во всём мире принято обозначать на шарфах только высшие достижения клуба — победы в чемпионатах, выигрыши национальных и европейских кубков. Клубный шарф — не статистический справочник. Обозначение на шарфах более низких достижений символизирует готовность и впредь не стремиться быть первыми, отсутствие победного духа, победных амбиций. А значит, свидетельствует о несостоятельности футбольного клуба, что является оскорбительным для его болельщиков фактом. К сожалению, в этом плане ситуация не изменилась и поныне. Так, на сегодняшний день до сих пор одним из самых продаваемых остаётся шарф «Серебро-2003», посвящённый завоеванию серебряных медалей. На котором, к слову, упомянута бронза-2001, а бронза-1980 почему-то забыта. А это, между прочим, официальный шарф «Зенита». Остаётся только надеяться, что новому руководству клуба удастся привить болельщикам свой совершенно правильный тезис о том, что истинный успех – это только победа.




Печально известный «Зенит — Adidas»

Но вернёмся к истории. Из выпускавшихся за границей шарфов следует отметить фирменный «Зенит — Adidas», правда, сине-белой расцветки, появившийся в 1996 году. Дизайн шарфа был стандартным для всех клубов, техническим спонсором которых являлась компания. Спустя примерно полтора года одним известным питерским общественным фондом в Германии были выпущены 100 шарфов, опять же, увы, сине-белых. На данный момент это большой раритет.

Год от года игра «Зенита» становилась всё более привлекательной. Наш клуб неуклонно приумножал свои успехи, завоёвывая не только медали и Кубки, но и признание любителей футбола по всей стране. И вот уже производство шарфов со стрелкой наладили в Москве и Подмосковье, Краснодарском крае, других регионах России. С этой точки зрения, зенитовский шарф превратился в некий предмет ширпотреба.

Фанаты отреагировали на ситуацию по-разному. Некоторые вообще отказались от ношения «розеток», мотивируя своё решение следующими аргументами: во-первых, «цвета» (в данном случае, шарф) — это знак отличия, т.е. в случае нестандартной ситуации (например, стычки с фанатами соперника) обладатель «розы» может быть легко «вычислен» в толпе сотрудниками милиции. Во-вторых, «розы» теперь носит «кто попало», а фаны должны отличаться. Сам по себе, данный посыл достаточно противоречив. Тем не менее, эта категория фанатов со знаком «минус» воспроизвела ситуацию 80-х годов, когда, наоборот, шарфы носили только фанаты.

Те же, кто не пожелал расставаться с традиционным «шарфиком», вышли из положения по-своему, путём заказа эксклюзивных, «группировочных» шарфов. Так появились шарфы «Vsevolozsk Regional Group», «Crazy Fans», «North-West Supporters», «Купчино-33», «Северные районы», «Юго-Запад», «Submarine», «Лигово-Урицк» и многие другие. Остальные фаны продолжали носить шарфы «первых» выпусков.

В последние годы «собственные» шарфы стали выпускать и спонсоры «Зенит». Предназначение таких шарфов — рекламные акции и имидж сотрудников.

Помимо всего прочего, сейчас любой гражданин имеет возможность заказать для себя персональный эксклюзивный шарф с любой надписью. Вот и появляются на трибунах «Петровского» всевозможные «Коляны», «Костяны» и «Кузьмичи», гордо держащие над головой свои почти зенитовские «розетки».

Тем не менее, даже если не принимать во внимание такие вот «эксклюзивы», по оценкам авторитетных коллекционеров атрибутики, количество видов когда-либо выпускавшихся зенитовских шарфов уже перевалило за 300. И есть все основания полагать, что по этому показателю Питер держит уверенное первое место.

Что же касается фанатов, то сегодня многие из тех, кто в своё время отказался от ношения «цветов», изменили своё отношение. Всё-таки, несмотря ни на что, зенитовская «роза» для фаната — святое. А чтобы выделяться в пёстрой толпе «кузьмичей», фаны вернулись к старым добрым полосатым шарфам машинной вязки. Те, кто постарше, предпочитают шарфы с полосками одинаковой ширины. А кто помоложе — с разными полосками, в «британском стиле».




Фото коллекции фана «Ковбоя»

При оформлении публикации были использованы фото Валерия Ильюнина, Сергея Гаркуши, Владимира Вишневского и Константина Завьялова.

До скорых встреч, уважаемые поклонники нашей истории!
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться