Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные «Зенита»: 1970-е. Хромченков, Зинченко

Дмитрий Догановский рассказывает о двух лучших крайних форвардов сине-бело-голубых образца 1970-х годов.

Олейник
Булавин – Голубев – Лохов – Загуменных 
Садырин – Стрепетов – Вьюн
Хромченков – Маркин – Зинченко
тренер: Ю. Морозов

Атаку «Зенита» 1970-х, пожалуй, трудно назвать сильнейшей линией команды. Забивал тогда «Зенит» сравнительно немного, больше уповая на крепость своих тылов.  Хотя, казалось, в атаке команды выступали весьма заметные, крепкие игроки. Но ни одному тренеру так и не удалось по-настоящему отладить их взаимодействия, организовать игру, сделать её стабильной. А потому вспыхивали зенитовские форварды нечасто, обычно показывая свои безусловные таланты, максимум, лишь в одном сезоне, после чего уходили в тень. Эта тенденция начала нарушаться лишь в самом конце десятилетия, когда в команду пришёл новый тренер Юрий Морозов. Но поработать с форвардами, признанными лучшими в том десятилетии, ему практически не довелось – к тому времени по разным причинам все они уже покинули «Зенит». Команду Морозову для первых медалей пришлось отстраивать едва ли не заново. Впрочем, не будем забегать вперёд.

Крайние форварды

Георгий Хромченков (родился в 1950) 

photo.download-193.jpeg
2 мая 1974 года, стадион имени «Кирова». «Зенит» — «Торпедо» Москва, Георгий Хромченков — на снимке слева.

Мастер спорта, левый нападающий
За «Зенит» провёл 158 матчей, забил 33 гола (1969-76)
 
В начале 1970-х Хромченков был настоящим кумиром ленинградских болельщиков. Сезон 1972 года, в котором «Зенит» выдал мощный финишный спурт из четырёх побед с разницей мячей 17:2, настолько впечатлил истосковавшихся по настоящей игре ленинградцев, что по его окончании команде были устроены чествования, как будто она, как минимум, завоевала медали. Хотя осталась лишь 7-й. Отличился в чемпионате и 22-летний форвард Георгий Хромченков, вплоть до последних туров отчаянно сражавшийся за звание лучшего бомбардира с самим Блохиным. Козыри восходящей киевской суперзвезды оказались всё же повесомее, но и присутствие Хромченкова в числе лучших бомбардиров сезона явилось для питерских болельщиков предметом немалой гордости.

Однако в дальнейшем форварду не удалось подтвердить не случайность столь многообещающего результата. После смены на тренерском мостике (ушедшего в сборную Евгения Горянского в 1973-м сменил Герман Зонин), Хромченков так и не смог вернуть игру, в дальнейшем выглядя лишь тенью себя самого образца 1972 года. Болельщики ещё долго ожидали увидеть того, прежнего Хромченкова — быстрого, техничного, напористого, забивного... Ждали его фирменных прорывов, когда, финтами разбрасывая защитников, он вырывался на ударную позицию и от души лупил по верхними углам ворот. Но надеждам этим оправдаться было так и не суждено. Немало забивая за резервистов (а Хромченков до сих пор является лучшим бомбардиром в истории дубля «Зенита»), в основе он терялся и, порой выдавая отличные матчи, куда чаще всё же был в тени. И, в конце концов, «Зенит» покинул, отправившись «служить в армии» в составе ленинградского «Динамо».

Там он сумел вновь напомнить о себе, как о бомбардире, но это, всё-таки, была лишь первая лига... Но был, был у него и звёздный час – 1972 год. Тот, благодаря которому болельщики на протяжении ещё многих лет с благодарностью вспоминали этого игрока — первого, кто после смутных 1960-х дал понять: «Зенит» жив, ещё не всё потеряно!

Анатолий Зинченко (родился в 1949) 

photo.download-194.jpeg
1990 год, база «Зенита». Анатолий Зинченко — на снимке слева.

Мастер спорта международного класса, нападающий
За «Зенит» провёл 139 матчей, забил 28 голов (1972-1975, 1979-1980)

Пожалуй, один из самых талантливых и при этом один из самых не реализовавшихся в «Зените» футболистов 1970-х. В Ленинград Зинченко прибыл из ростовского СКА уже вполне сложившимся игроком. Несмотря на молодость (23 года), он уже успел отметиться в двух финалах Кубка СССР, причём, в каждом из них забив по голу. Сходу войдя в основной состав «Зенита», в том же 1972 году составил отличную пару Георгию Хромченкому, не только показав себя грамотным «подносчиком снарядов» для зенитовской примы, но и сам вошёл в тройку лучших бомбардиров команды. 

Рослый и физически крепкий, Зинченко, тем не менее, был отлично скоординирован, обладал сильным прицельным ударом с обеих ног, а также своеобразной, эффектной техникой и выраженным футбольным интеллектом. Нападающий-универсал: мог и завязать атаку, и пас выдать голевой, и завершить действия партнёров точным ударом по воротам. А потому нередко выступал на позиции оттянутого форварда, почти апз, крепко держа в своих руках все нити атакующей игры команды. В первой половине 1970-х был одним из самых ярких и классных игроков в составе «Зенита». 

Как и многие его партнёры по «Зениту» первой половине 1970-х, из-за напряжённых отношений с тренером Зониным был вынужден покинуть команду в самом расцвете сил. Продолжил выступления в первой лиге, в «Динамо», где и провёл свои лучшие футбольные годы. В 1979 году новый тренер «Зенита» Юрий Морозов вернул классного игрока обратно. Но вернуться на прежний уровень 30-летний Зинченко уже так и не сумел, отойдя ещё глубже в середину поля и лишь подыгрывая новым звёздам зенитовской атаки Клементьеву и Казачёнку.

И всё же, завершить карьеру ему удалось ударно. В конце 1980 года, решив, было, закончить свои выступления, Зинченко вместо этого неожиданно оказался... в австрийском «Рапиде». Став, таким образом, первым в истории советского футбола легионером. В Австрии ветеран воистину обрёл второе дыхание. Ударное атакующее трио «Рапида» Зинченко – Кранкль – Паненка  сходу завоевало для своей команды утраченное ею 13 лет назад звание чемпиона страны, а год спустя обеспечило клубу и «золотой дубль». Но это уже было не в «Зените»...
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться