Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные «Зенита»: 1970-е. Маркин, Морозов

Дмитрий Догановский завершает рассказ о лучших зенитовцах семидесятых годов. В заключительной части — центральный нападающий и главный тренер команды.

Олейник
Булавин – Голубев – Лохов – Загуменных 
Садырин – Стрепетов – Вьюн
Хромченков – Маркин – Зинченко
тренер: Ю. Морозов

Две ключевые позиции в любой команде, главный тренер и центральный нападающий, в символической сборной 1970-х не вызвали ни малейших сомнений. Крупные это были фигуры, заметные, немало с «Зенитом» добившиеся и оставившие о себе долгую память. 

Центрфорвард

Александр Маркин (1949 – 1996) 

photo.download.jpg
Январь 1977 года, Дворец спортивных игр «Зенит». На снимке: лучший бомбардир 39-го чемпионата СССР (осень 1976 года) зенитовец Александр Маркин и юные футболисты в новом манеже.

Мастер спорта, центральный нападающий
За «Зенит» провёл 75 матчей, забил 29 голов (1975-77)

Пожалуй, самое яркое явление в «Зените» 1970-х. Правда, к сожалению, очень кратковременное. Воспитанник уральского футбола, до «Зенита» в составе середняка первой лиги пермской «Звезды» за три сезона наколотил полсотни голов, стал лучшим бомбардиром первой лиги в 1974-м, после чего прибыл в Ленинград и сразу  был определён в основной состав.

Рослый, широкоплечий атлет,  и футболист, и человек яркий, заметный. Играл мощно, с размахом, по воротам лупил смачно, гулко. Когда Маркин был в ударе, остановить его было очень трудно — это был таран, который танком пёр на ворота, даже не замечая отлетающих от него защитников. Стыков не боялся, с удовольствием сам ввязывался в плотную контактную игру. Свалить с ног его было непросто, в тесноте чужой штрафной он чувствовал себя вольготно и даже при сверхбдительной опеке защитников свой шанс не упускал. Впечатляли его сокрушительные удары с левой, бил он по мячу из любого положения, сходу и слёта, резко и без подготовки, временами, когда в плотном окружении висящих на нём защитников он неимоверным образом мог обнаружить узенькую щель и зряче, точно воткнуть мяч в ворота, напоминая блиставшего в то же время, правда, на куда более высоком уровне, знаменитого Герда Мюллера. При этом, в отличие от невысокого немца, рослый Маркин отлично чувствовал себя и в воздухе, уверенно выигрывая дуэли на «втором этаже» у высоких защитников соперника.

Располовиненный на два чемпионата, весенний и осенний, год 1976-й стал для зенитовца пиковым. В осеннем чемпионате Маркин стал лучшим бомбардиром страны, в 15 матчах забив 13 голов. В том числе, оформив в ворота «Арарата» до сих пор единственный «покер» «Зенита» в чемпионатах страны. Именно голы Маркина предопределили сравнительно высокое по тем временам, 5-е место «Зенита» в чемпионате, а также позволили команде завоевать первые в своей истории призы большого футбола – им. Федотова (для самой результативной команде) и приз «Крупного счёта». Вся игра «Зенита» была «заточена» под своего лидера атаки, под его умение из любой позиции нанести точный прицельный удар по воротам соперника. И он всецело оправдывал доверие своих партнёров, став лучшим бомбардиром страны и за весь год – 18 голов.

К сожалению, продолжения бомбардирские подвиги Маркина не получили. Уже в следующем же сезоне он резко сбавил, начались нарушения спортивного режима, и вскоре «Зенит» был вынужден с ним расстаться. Но след в истории команды форвард оставил яркий – всесоюзными достижениями Маркина 1976 года в неизбалованном заметными футбольными достижениями Ленинграде гордились долго и искренне. 

Тренер

Юрий Морозов (1934 – 2005) 

photo.download.jpg
На снимке: Юрий Морозов и Валерий Лобановский

Мастер спорта, заслуженный тренер СССР. 
Под его руководством «Зенит» провёл 323 матча (абсолютный клубный рекорд): 121 – 92 – 110, голы 420 – 388 (1978 – 1982, 1991, 2000 – 2002)

С тренером Юрием Андреевичем Морозовым тесно связана история «Зенита», без малого, 40 лет. И не только потому, что он трижды за эти годы принимал команду и обычно добивался с ней успехов. Главное: с конца 1970-х и вплоть до последних лет времени в «Зените» непрерывно играли футболисты, смело могущие назвать себя его воспитанниками. Но всё же, в конце 1970-х его работа дала самый значимый результат: бронзовые медали 1980 года, к которым он упрямо шёл три года, по своей значимости являются одной из самых важных, ключевых, даже можно сказать «поворотных» наград «Зенита». Потому что эти первые медали в истории команды, все прежние годы куда чаще заботившейся о сохранения места в высшей лиге, чем о каких-то серьёзных турнирных прорывах. И очень многими «бронза» 1980 года считается не менее серьёзным успехом, чем даже легендарное первое чемпионство 1984-го. А потому именно Морозов с полным на то основанием признан лучшим тренером «Зенита» 1970-х. 

И в дальнейшем он неоднократно подтверждал свой высокий тренерский уровень. Кроме первой бронзы чемпионата СССР, это и первые медали чемпионата России-2001; финалы Кубка Интертото 2000 года и Кубка России 2002 года; десятки раскрытых талантливых молодых игроков, будущих звёзд «Зенита», ЦСКА и сборных СССР и России... Абсолютный рекордсмен среди тренеров «Зенита» по числу проведённых с командой официальных матчей; кандидат педагогических наук с двумя высшими образованиями; автор десятков научных и научно-популярных статей по теории и практике футбола,  заслуженный тренер РСФСР и СССР, – это всё тоже Морозов. 

Можно спорить о методах руководства Морозова командой, о его жёстком, деспотичном, бескомпромиссном характере, о далеко не всегда корректных высказываниях в адрес игроков, судей и даже коллег-тренеров, но, невзирая на личностные отношения, признать необходимо: Морозов – фигура в истории отечественного футбола яркая и значительная. А в истории «Зенита» и вовсе выдающаяся.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться