Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Исторические матчи «Зенита»: антирекорд сине-бело-голубых

Дмитрий Догановский — о поражении команды Лемешева в 1949 году.

photo (4).jpeg

Такого впечатляющего старта, как в 1949 году, у «Зенита» прежде не было никогда: беспроигрышная серия из 11 матчей (8 побед), с единственным пропущенным, да и то с пенальти, мячом, и твёрдое место в тройке лидеров. Состав в «Зените» подобрался крепкий, игра получалась, соперники дрожали... В пух и перья, 5:0, разнесён «Спартак», повержены искромётное тбилисское «Динамо», славящиеся обороной куйбышевские «Крылья Советов», неуступчивый сталинградский «Трактор»... 
 
Аршинные заголовки газет: «Блестящая игра „Зенита”!», «„Зенит” набирает очки», «„Зенит” идёт впереди!» — всё это было внове для Ленинграда, приятно щекотало самолюбие, расслабляло, настраивало на благодушный лад... И эта расслабленность сыграла с командой злую шутку: в 12-м туре зенитовцев ожидала очная встреча с главным конкурентом, московским «Динамо», и итог этой встречи повёрг всех в состояние шока. 
 
«Динамо» (Москва) – «Зенит» (Ленинград) 8:0 (3:0)
12 июня 1949, Москва, ст. «Динамо», 50000 зрителей
Судья: А. Архипов (Москва)
«Динамо»: Хомич; Петров, Семичастный, Иванов; Блинков, Соловьёв; Конов, Малявкин, Карцев, Бесков, Соловьёв
«Зенит»: Иванов; Копус, Игумнов, Пшеничный; Левин-Коган, Кравец; Смирнов, Марютин, Комаров, Коротков, Орлов
Голы: Соловьёв (20, 62), Малявкин (28, 58, 77), Карцев (33), Бесков (57), Конов (87)
 
Тот воскресный день выдался удушающе жарким. Ленинградцы, переночевав перед матчем недалеко от Москвы, в хорошо им знакомом ещё с военных времён посёлке Болшево, с утра ждали автобус, который должен был отвезти их на стадион, но так его и не дождались. Что это было: злой умысел хозяев поля или обычное разгильдяйство, сейчас уже не узнать, но, чтобы не опоздать на матч, всей команде пришлось идти пешком на железнодорожную станцию – несколько километров по пыльной раскалённой дороге. Протрясясь после этого в разогретой, как печка, душной электричке, зенитовцы прибыли на стадион практически к самому началу игры. Общее благодушие от победной эйфории усугубилось усталостью после тяжёлой дороги до стадиона.
 
В итоге, вместо боевитого и самоотверженного «Зенита» на поле предстала вялая и апатичная группа игроков, единственным желанием которой, казалось, было прилечь куда-нибудь в тенёк. Но в тот день зенитовцев ожидал ещё один неприятный сюрприз.
 
В первые годы доминирования в советском футболе тактической схемы «дубль-вэ», игроки занимали строго определённые, предписываемые этой схемой позиции на поле. Однако тренерская мысль не стояла на месте, и в послевоенные годы ведущие отечественные специалисты начали опробовать на практике различные модификации этой схемы сообразно имеющимся в наличии игрокам и силе противника. Разумеется, чем выше был класс футболистов и тренера, тем чаще нарушались тактические догмы, тем сложней и вариативней была схема взаимодействия игроков на поле. Ну а главным хитрецом считался тренер московского «Динамо» Михаил Якушин, «хитрый Михей», как называли его в футбольных кругах. К каждому ответственному матчу он мог придумать неожиданную тактическую заготовку, а высочайший уровень имевшихся в его распоряжении игроков позволял без особых проблем воплощать замыслы тренера непосредственно на поле.
 
Вот и на этот матч Михей приготовил для «Зенита» внешне незатейливую ловушку, которая, тем не менее, затем в качестве хрестоматийного примера тактической мудрости вошла даже в каноническую книгу Бориса Аркадьева «Тактика футбольной игры». А Якушин всего-то отодвинул центрфорварда Карцева в глубину поля. Но это перестроение оказалось полной неожиданностью для зенитовцев. Традиционно широко растянув фронт атаки и получив, благодаря Карцеву, численное преимущество в середине поля, динамовцы спокойно комбинировали вдали от зенитовских ворот, выискивая варианты для стремительных атак с постоянной сменой позиций нападающих. Ленинградские же защитники, теряя своих подопечных, оказывающихся на других, непривычных местах, начали нервничать и ошибаться.
 
Особо тяжко пришлось центральному защитнику «Зенита» Игорю Игумнову, который, лишившись ушедшего в центр поля своего подопечного Карцева, просто растерялся, не представляя, что ему делать с освободившейся центральной зоной, куда поочерёдно врывались то правый, то левый динамовские инсайды, а то и оба сразу, да ещё при поддержке смело смещавшихся в центр крайков. Было от чего закружиться голове, и Игумнов весь матч находился в состоянии тяжёлой озадаченности... В общем, на перерыв команды ушли при счёте 3:0 в пользу «Динамо».
 
Даже тренер Лемешев, похоже, растерялся. В перерыве он так и не смог растормошить своих футболистов, донести до них правильные, по сути, тактические установки. Как вспоминал годы спустя  Леонид Иванов: «...но все эти советы давались таким тоном, как будто сам Лемешев в них не вполне уверен». И во втором тайме совершенно дезорганизованные зенитовцы получили в свои ворота ещё пять.
 
0:8! Нокаут, клубный антирекорд... Справедливости ради, «Зенит» довольно быстро сумел оправиться от него, и во втором круге даже сцепился с грозным ЦДКА за серебряные награды. Но вновь сказалась вечная беда – короткая скамейка (особенно в обороне), и, потерпев на финише шесть поражений подряд, ленинградцы оказались только пятыми. Итог, конечно, по тем временам очень неплохой – так высоко «Зенит» ещё не поднимался, но, памятуя блистательное начало сезона, болельщики вправе были ожидать большего. 
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться