Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Из истории петербургского футбола. Год 1913-й. Россия без чемпиона. Часть 2

В первой части рассказа мы проследили ход розыгрыша II чемпионата Российской империи 1913 года в Северной лиге. Там всё было просто: пять команд сыграли три матча, определив чемпиона Севера: им стала сборная Санкт-Петербурга. Но что происходило в это время на юге империи, где в схватке за первенство сошлись украинские команды и примкнувшая к ним сборная Ростова-на-Дону?

unnamed (7).jpg

Чемпионат Юга

А на юге дела творились крайне примечательные. Начнём с того, что южных команд на чемпионат записалось больше, чем северных, а именно 8. Поэтому розыгрыш южного турнира начался почти на месяц раньше, чем на севере. Организацию и проведение этого чемпионата ВФС возложил на Харьковскую футбольную лигу (не будем забывать, что именно Харьков, а не Киев в те годы был не только крупнейшим городом Украины, но и являлся неформальной её столицей). Хитроумные же харьковчане данные им полномочия использовали весьма оригинально. 

Первым делом они не стали испытывать судьбу в очном противостоянии с весьма сильной сборной Киева, а решили пойти другим путём. По регламенту встреча сборных двух украинских столиц должна была состояться в Харькове. Харьковчане вежливо осведомились у киевлян, когда им удобнее приехать на игру, а, получив ответ, через некоторое время на правах организаторов назначили встречу... на другой день. Возмущённые киевляне, узнав о таком вероломстве, немедленно направили жалобу в ВФС, но ничего не добились: в Союзе уже лежала официальная бумага от предусмотрительных организаторов-харьковчан, в которой была бесстыдно вписана нужная им дата. А бумага – есть бумага. И киевлянам, не сумевшим собрать команду к назначенной не ими дате, засчитали поражение. 

После этого сборная Харькова с трудом одолела команду крохотной в те годы Юзовки (ныне город-миллионер Донецк) со счётом 2:1 и вышла в финал. Вторым финалистом стала сборная Одессы, которая дошла до этой стадии тоже не без приключений. Их встреча со сборной г. Николаева также не состоялась. И не состоялась по весьма оригинальной причине. Весной того года в Николаеве между этими командами был проведён товарищеский матч, который завершился настоящим дождём из камней, которыми раздосадованные проигрышем своих любимцев николаевские болельщики осыпали приезжих футболистов. Памятуя об этом «радушном» приёме, игроки сборной Одессы категорически отказались вновь ехать в Николаев. О чём сразу же сообщили в ВФС. Там посчитали доводы одесситов убедительными и постановили провести этот матч в Одессе. Но тут заартачились николаевцы, которые в свою очередь отказались ехать в Одессу. В результате, встреча так и не состоялась, а сборной г. Николаева засчитано поражение. 

В 1/2 финала одесситы без проблем разобрались со сборной Херсона 10:0, выйдя, таким образом, в финал Юга. Но на этом их приключения не закончились. 

Решающий матч одесситов с харьковчанами должен был состояться в Харькове, и хозяева попытались вновь разыграть своего соперника по «киевскому» сценарию. Но на сей раз им противостояли не простодушные киевляне: ушлые одесситы сразу раскусили подвох и немедленно настрочили в ВФС жалобу. Разгорелась долгая тяжба: камнем преткновения стала дата будущего матча, уступать не хотели ни те, ни другие, а в итоге ВФС волевым решением сам назначил дату встречи, к тому же, перенеся её в Одессу. Харьковчане в итоге обманули сами себя. Но если бы они знали, что их ожидает впереди... 

В назначенный день команды вышли на поле, и тут обнаружилось, что на матч не прибыл судья. Сейчас это выглядит невероятным, но тогда подобное случалось нередко: московский арбитр Савостьянов просто... забыл о своём назначении и в Одессу не приехал. Стали решать, кому «свистеть». Естественно, кандидатура нашлась лишь среди местного футбольного люда – свистком вооружился секретарь одесской футбольной лиги Джон Герд. Харьковчане не возражали, но потребовали, что раз так, то признать этот матч товарищеским, а в ВФС направить письмо с просьбой назначить время нового, уже официального матча. Одесситы охотно на это согласились. 

Матч завершился со счётом 2:0 в пользу хозяев, чему игроки сборной Харькова не слишком огорчились – матч-то товарищеский. Каково же было их изумление, когда в ответ на их телеграмму с просьбой назначить дату повторного матча, из ВФС пришёл ответ: «Никаких переигровок. Результат матча утверждён». Харьковчане забыли, с кем связались, кого хотели обхитрить: одесситы опередили их, сразу после матча направив в ВФС телеграмму с результатом проведённой игры. Вот в такой милой, дружелюбной обстановке проходило первенство России в зоне Юг.

Финальный матч Одесса – Санкт-Петербург

О том, что свою поездку в Одессу игроки сборной Петербурга воспринимали как пустую формальность, мы уже упоминали в первой части рассказа. Поэтому ни о каком серьёзном настрое на встречу с чемпионами Юга не было и речи: действующие чемпионы Российской империи ехали побеждать, прикидывая лишь, сколько голов забьют они южанам в предстоящем матче. Но в итоге всё сложилось совсем не так, как ожидалось. 

В воскресенье 20 октября (3 ноября) 1913 года в 15.00 на поле, принадлежавшее старейшему одесскому клубу ОБАК, выбежали футболисты в синих и белых футболках. Синие – одесситы, белые – петербуржцы. Судья из Москвы англичанин Джон Белл дал свисток и финальный матч за звание чемпиона России по футболу начался. 

Поначалу одесситы откровенно побаивались своих грозных оппонентов, а потому коленки у них в первые минуты заметно дрожали. Но величавые петербуржцы играли ну слишком академично и медленно, да и выглядели какими-то уставшими. А потому южане вскоре осмелели. Отбив стартовый натиск гостей, одесситы сами перешли в атаку. И вскоре произошло то, чего так страстно желали, но боялись даже верить в возможность такого многочисленные зрители: в свалке у ворот петербуржцев правый инсайд сб. Одессы Злочевский сильно пробил по воротам, мяч отскочил от перекладины прямо к левому инсайду Джекобсу, который сходу вогнал его в сетку. 

Гол в ворота грозного соперника произвёл впечатление разорвавшейся бомбы: стадион взревел, а воодушевлённые футболисты Одессы утроили свои усилия, надолго прижав столичных гостей к их воротам. Правда, вторично добиться успеха южанам в первом тайме не удалось, более того, за несколько минут до перерыва центрфорвард петербуржцев Василий Бутусов счёт сравнял. 

Второго тайма хозяева ожидали с большой тревогой – ведь непобедимые чемпионы непременно должны-таки показать себя. Однако петербуржцы после перерыва выглядели ещё более вялыми, чем в первой тайме. Самоуверенно решив сыграть финальный матч непосредственно в день приезда, они совершили большую ошибку. Недооценили соперника, полагая, что даже в таком случае раскатают его шутя. Но долгая дорога сыграла с ними злую шутку. Расстояние между Петербургом и Одессой почти 2 тысячи километров, и неторопливые поезда в те годы преодолевали его более чем за двое суток. А какой может быть подготовка к спортивному состязанию в тесном вагоне поезда? А потому нетрудно догадаться, каким именно образом коротали время в долгом пути футболисты, о спортивном режиме и понятия ещё не имевшие... 

Зато одесситы, оказывается, к матчу готовились серьёзно и ответственно. А потому, самоуверенно выйдя на поле всего через 6 часов после прибытия в Одессу, расслабленные петербуржцы, кое-как выдержав первый тайм, во втором откровенно «поплыли». Одесситы же, поняв, что с такой сборной Петербурга они вполне даже могут справиться, взвинтили скорости и за каких-то 20 минут довели счёт до 4:1! Лишь после этого гости спохватились, заиграв более собранно и активно, но за оставшееся время матча сумели лишь немного сократить разницу – 2:4. Опять отличился Василий Бутусов. Случилось невероятное: непобедимый чемпион сложил свои полномочия. 

Как Петербург Одессу перехитрил

Вы думаете, на этом всё и закончилось? Как бы не так! На следующий же день состоялся «матч-реванш», в котором уязвлённые прошлогодние чемпионы, наконец-то выспавшись и отдохнув, сыграли в полную силу и разгромили своих вчерашних обидчиков со счётом 6:1. Но петербуржцы, в отличие от незатейливых харьковчан, не стали нахраписто требовать признать именно этот матч официальным финалом. Это было бы слишком примитивно, да и повторение есть признак дурного вкуса. Нет, как и положено представителям интеллектуального центра России, они пошли другим путём, более изощрённым, дипломатическим. 

Уже на вчерашнем послематчевом банкете представители петербургской команды аккуратно и якобы мимоходом начали расспрашивать у победителей об их «замечательной команде, одолевшей столь грозного соперника». Расслабленные и упоённые триумфом одесситы охотно рассказывали про всех своих футболистов, на все лады расхваливая их игровые и человеческие достоинства, а заодно сообщая всевозможные факты из их биографий. Петербуржцы вежливо улыбались, кивали головами, и подбадривали словоохотливых хозяев наводящими вопросами. А те и рады стараться... 

И не успели ещё петербургские футболисты вернуться домой, как в «офис» ВФС пришла официальная бумага – протест Петербургской футбольной лиги. В ней выражалось возмущение грубым нарушением регламента одесситами, которые, оказывается, выставили на финальный матч четверых иностранцев, вместо положенных трёх (помните эту цифру из первой части рассказа?) А так как регламент был нарушен, петербуржцы требовали покарать нарушителей самым решительным образом. Да, не просто так петербуржцы любезничали с одесситами на банкете... К слову, в составе сборной Петербурга в том матче играли исключительно россияне. 

Одесситы, узнав о протесте, опешили. Но крыть им было нечем – да, регламент ими был нарушен и, судя по всему, нарушен сознательно, с надеждой на то, что никто этого не заметит. Или просто не обратит должного внимания. Поначалу заявив о том, что они, мол, не знали этого правила, но не встретив никакого ответного понимания, одесситы начали искать другие оправдания. В частности, утверждая, что один из их англичан, автор двух голов в финале Эдвард Джекобс уже несколько лет прожил в Одессе, а потому, дескать, может уже считаться россиянином. 

Естественно, это объяснение также никого не убедило, а потому, почуяв, что дело пахнет керосином, одесситы немедленно «заложили» харьковчан, в составе которых на матче с ними иностранцев было, оказывается, аж шестеро! В свою очередь, харьковчане опять нажаловавшись в ВФС на обманувших их одесситов, попутно наябедничав и на сборную Юзовки, которая играла против них с семью иностранцами в составе. Тут же вновь возбудились, потребовав справедливости, обманутые харьковчанами киевляне; напомнили о своих обидах «камнеметатели» из Николаева; а представители польской «Лодзи» вновь посетовали на «скаредность» петербуржцев и неправомерность решения ВФС по этому вопросу. 

Шум поднялся невероятный, бухгалтерия ВФС оказалась буквально завалена жалобами, протестами, кляузами и доносами. Долгий, почти двухмесячный разбор всех этих бумаг привёл к аннулированию результатов трёх матчей с участием сборных Одессы и Харькова. В том числе, из-за нарушения устава ВФС был признан лишь «товарищеским» и сам финальный матч чемпионата сб. Одессы – сб. Петербурга. А коли так, то в итоге ВФС принял воистину соломоново решение: раз результаты финального, а также нескольких других матчей турнира были аннулированы, то признать чемпионат не разыгранным. Чемпиона 1913 года в России не было. 

P.S.

Несколько лет назад, общаясь с одним хорошим знатоком футбола из Одессы, я мимоходом упомянул о том «несостоявшемся чемпионате» 1913 года. Возмущению моего собеседника не было пределов. Интеллигентнейший человек с безукоризненно-правильным языком вдруг в неподражаемом одесском стиле возопил: «Шо такое «несостоявшемся»??? Чемпионом-таки стала Одесса, и не надо накручивать волосы на палец! С откуда это ты мене напридумывал такого-всякого???» У меня создалось твёрдое убеждение, что мой собеседник-одессит о том вердикте ВФС 1913 года и действительно даже не подозревал. Ну или очень правдоподобно изображал это. А потому я благоразумно не стал развивать эту тему дальше. Пусть им...
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться