Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

«Зенит» в первой лиге. Часть 1-я.

Фанфарный марш «Зенита» последнего десятилетия заставил болельщиков команды подзабыть не столь уж и давнее прошлое, когда о результатах в чемпионате, подобных нынешним, они могли только мечтать, а про европейские победы и вовсе лишь петь в своём гимне.
team.jpg

Ровно год назад я уже рассказывал здесь о мрачном для истории «Зенита» 1967-м и обещал в будущем рассказать о периоде для нашей команды ещё более печальном. Думаю, сейчас, когда у «Зенита» всё складывается совсем неплохо, как раз пришло время напомнить о тех годах, когда всё было вовсе не так хорошо. Наверное, иногда стоит вспоминать о плохом, хотя бы для того, чтобы лишний раз осознать, насколько сейчас стало лучше.

Предыстория
Начало 1990-х, всего-то 20 лет назад, было для «Зенита» временем смутным, мрачным. Распад клуба, начавшийся в середине 1987 года с отставки Садырина, на фоне стремительно разваливающейся экономики страны, выступившей мощным катализатором процесса, к концу 1991-го достиг апогея. Брошенный на произвол судьбы городским спортивным руководством и шефствующим предприятием ЛОМО, которое после смены руководства в начале 1990-го быстро отказалось от «обузы» в лице футбольной команды мастеров «Зенит», руководимый людьми именитыми, но некомпетентными, недавний чемпион влачил жалкое существование в подвалах первой лиги. Непрерывная тренерская чехарда (Садырин — Голубев — Завидонов — вновь Голубев — Коньков — Булавин — Морозов... И всё это за каких-то пять лет!) только усугубляла тяжёлое положение клуба. 

В результате, по итогам последнего чемпионата СССР 1991 года «Зенит» занял 18-е место в первой лиге, и это означало, что по регламенту следующий чемпионат страны он должен был начать в лиге второй. От этого страшного позора нашу команду спас развал страны и последующая организация независимого чемпионата России по футболу. Лишившись разом целой группы команд из бывших союзных республик, новообразованная российская высшая лига спешно дополнялась российскими представителями бывшей союзной первой и даже второй лиги. Попал в число этих «счастливчиков» и «Зенит», вместо второй союзной неожиданно для себя оказавшийся в высшей российской лиге. Впрочем, радоваться было особо нечему: в клубе и вокруг него не изменилось ровным счётом ничего, а потому тяжёлые годы для команды продолжались. 

Вот и накануне начала первого чемпионата России в 1992 г. в «Зените» произошла очередная смена тренера. Отчаявшись получить хоть какую-то помощь умирающей команде и вдрызг разругавшись с клубным руководством, неспособным обеспечить команде сколько-нибудь приемлемые условия для существования, в отставку подал главный тренер Морозов, напоследок ткнув пальцем в своего помощника Мельникова: «А заменит меня он!» 

Наследство Вячеславу Мельникову досталось незавидное. И если за год до того Морозов уныло оценил качество состава «Зенита» не более чем «состав середнячка первой лиги», то теперь дела обстояли куда печальнее. Команду покинули последние ветераны-чемпионы Бирюков, Желудков и Ларионов, один за другим в более благополучные клубы перебирались и уставшие от хронического безденежья и неопределённости приезжие игроки «Зенита» и некоторые из ленинградских воспитанников. Многочисленная же молодёжь из городских спортшкол, массово привлечённая в последние год-полтора, была настолько сыра, что серьёзно рассчитывать на неё было ещё крайне преждевременно. 

И старт в высшей лиге первого чемпионата России 1992 года приняла команда, средний возраст основного состава которой составлял 20.5 лет, во главе с 23-летним капитаном Михаилом Левиным (едва ли не самым старшим из всех полевых игроков), и под руководством возглавившего коллектив всего за полторы недели до начала чемпионата 38-летнего тренера Мельникова, для которого это был первый опыт руководства командой мастеров. Началась долгая, изнурительная борьба команды и её тренера за существование.

Год первый (1992)
Отдадим должное Мельникову: уже к середине чемпионата 1992 года ему удалось более-менее наладить командные взаимодействия. «Зенит» после вполне ожидаемого бесславного начала постепенно начал набирать обороты, и для решения главной задачи сезона (сохранить место в высшей лиге) команде в итоге не хватило чуть-чуть. В последнем туре, в матче с давно решившим уже все свои турнирные задачи камышинским «Текстильщиком», «Зениту» необходимо было побеждать, что в обычных условиях было вполне посильной задачей. Но неожиданно «Текстильщик» упёрся так, будто это ему, а не «Зениту» грозило расставание с лигой сильнейших. В результате, имея заметное преимущество на протяжении всего матча, «Зенит» так и не смог распечатать ворота яростно обороняющегося противника — игра закончилась со счётом 0:0 в пользу... ставропольского «Динамо» и «Океана» из Находки, которые, благодаря этому «удивительному» упорству камышинцев, вместо «Зенита» остались в элите. Петербургским болельщикам оставалось только горестно хвататься на головы, прекрасно понимая, что в подобных «игрищах» побеждает не тот, кто более умел, а тот, кто богаче и пронырливей.

«Зенит» же был нищ. Откровенно нищ. Год 1992-й в этом плане стал наиболее тяжёлым — клуб достиг дна финансовой ямы, в которую покатился в конце 1980-х. Два года назад лишившись поддержки объединения ЛОМО, сколько-нибудь равноценной замены клуб найти так и не сумел. Обретя осенью 1990 года гордый статус «городского хозрасчётного клуба», на деле «Зенит» не приобрёл больше ничего.

Трещащий по всем швам от навалившихся напастей эпохи «дикого капитализма» городской бюджет, конечно, не мог покрыть даже малой доли финансовых потребностей футбольной команды мастеров. Всеми правдами и неправдами от финансирования «Зенита» увиливали и находящиеся в глубоком кризисе предприятия города, которых в своё время директивно обязали помогать «городскому клубу». Никакого интереса к фактически «ничейной» команде не выказывал частный бизнес, находящийся в стадии, которую классики марксизма в своё время назвали «периодом первичного накопления капитала». До социальных ли трат в такой ситуации... А у городских властей не было никаких рычагов для того, чтобы не то что заставить, а хотя бы заинтересовать новоявленных бизнесменов в таком вложении своих средств. Да и самим властям тогда также было не до того. 

Самостоятельно же зарабатывать тогдашнее руководство клуба не умело, а потому вся его деятельность сводилась лишь к обиванию бесчисленных начальственных порогов в попытках выпросить хоть какие-то средства на содержание команды. Нетрудно догадаться, что подобного рода деятельность давала такие финансовые крохи, что рассчитывать на что-либо хоть мало-мальски серьёзное не приходилось. Выжить бы... И выживали, даже радуясь тому, что команду в конце сезона покинули, перебравшись в другие клубы, последние приезжие игроки — за них были получены деньги, позволившие «Зениту» временно хоть как-то свести концы с концами. 

Справедливости ради, не только «Зенит» испытывал в те лихие годы серьёзные финансовые и организационные проблемы, в той или иной степени коснувшиеся все футбольные клубы страны. Конечно, до поры до времени относительно неплохо жили команды армейские и милицейские. Да и то далеко не все. Сравнительно безболезненно пережили первые годы организационного бардака в стране и клубы московские — денег в столице хватало всегда. Остальные же... Выживали и более-менее жизнеспособными ощущали себя лишь клубы, сумевшие каким-то образом пристроиться к какому-нибудь «толстому кошельку», неважно, частному или государственному. 

Правда, в те годы наличие этого самого «толстого кошелька», в большинстве случаев, вовсе не подразумевало автоматического обретения сколько-нибудь серьёзного состава и построения сколько-нибудь грамотной игры. Зато хотя бы на время обеспечивало более-менее надёжный финансовый тыл, позволяя таким клубам добиваться локальных успехов, разыгрывая околофутбольные партии, подобные той, которую продемонстрировали в последнем туре чемпионата России 1992 года «Текстильщик» и ставропольское «Динамо» с «Океаном». 

Впрочем, справедливое время всё расставило по своим местам: всего через три года в высшей лиге чемпионата России уже не было ни Ставрополя, ни Камышина, ни Находки. Зато вновь был «Зенит».

Но как бы там ни было, а сохранить место в лиге сильнейших команде Мельникова в 1992-м не удалось. Кроме денег, не хватило зенитовской молодёжи опыта, сыгранности, где-то физических кондиций и элементарного фарта. Скамейка запасных команды в том году была традиционно коротка, участия в обширной закулисной возне среди аутсайдеров чемпионата «Зенит» не принимал (да и не мог просто в силу полной финансовой несостоятельности), поэтому на финише его опередили более обеспеченные и ушлые конкуренты. Флагман петербургского футбола вновь оказался в первой лиге.
6 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Счастливчик
    0
    16.01.2014 в 10:31

    Да. В эти года я только родился! Давно это было. История!

  • Yuranewaspb
    0
    16.01.2014 в 14:22

    Но было и светлое пятно - где-то около сорока мячей за один сезон (кажется в 1992, или в 1993) забил Владимир Кулик, из них, правда, несколько мячей за кубок, но за чемпионат, помню, по числу мячей обойдя Протасова. Правда, рекорд не был засчитан, т.к. учитывалась только высшая лига...

    Dogan
    0
    16.01.2014 в 19:19

    Рекорд Кулика - это уже 1993-й. О нём в следующей части.


    Кстати, т.к. подробно о нём я расписывать не собирался, отмечу сейчас: тогда Кулик забил 36 голов в чемпионате и 4 в кубке. Итого - 40.


    Но!


    Это достижение стало лишь клубным рекордом.


    Потому что абсолютный рекорд первой лиги был установлен ещё в 1979 году Юрчишиным из "Карпат" - 42 мяча.


    Абсолютный рекорд первой лиги России установлен в 2004-м Федьковым из Терека - 38 мячей


    И даже в том сезоне 1993 года Кулик не стал лучшим бомбардиром первой лиги, потому что лучшим тогда стал Филимонов из пермской Звезды - 37 мячей.


    Так что у Володи, увы, только клубный рекорд - 36 голов.

  • Yuranewaspb
    0
    17.01.2014 в 00:21

    Спасибо за историю.

  • rodocop
    0
    17.01.2014 в 15:19

    Ох, уж эти Филимоновы! Вечно от них все зло!

  • Ruchey
    0
    17.01.2014 в 21:42

    Кто знает, может-быть тот рекорд Филимонова из серии "достижений" "Океана" или "упорства" команды текстильного комбината из Камышина.