Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные "Зенита" (70-е годы, часть 2)

Годы 1970-е. Часть 2-я.

Олейник
Булавин – Голубев – Лохов – Загуменных
Садырин – Стрепетов – Вьюн
Хромченков – Маркин – Зинченко

тренер: Ю. Морозов

В отличие от обороны, зенитовская полузащита 1970-х не могла похвастать стабильностью состава, который тасовался на протяжении всего десятилетия постоянно. Тем не менее, в выборе сильнейших хавбеков тех лет серьёзных сомнений практически не возникло.

Павел Садырин (1942) - мс, зтр РСФСР, за «Зенит» (1965-75) – 333 матча, 37 голов.
Капитан команды в 1970-75

О Садырине-тренере разговор у нас ещё впереди – его заслуги на тренерском поприще перед ленинградским футболом трудно переоценить. Но в последние годы как-то редко вспоминают, что и игроком Павел Садырин был очень заметным, оставившим глубокий след в истории «Зенита».

Невысокого роста, худощавый, лёгкий, но при этом цепкий, чрезвычайно работоспособный и выносливый, он являл собой и образец истинно профессионального отношения к делу. Будучи по амплуа фланговым полузащитником, он, тем не менее, не ограничивался только ролью «челнока». Мог появиться и в центре поля, и на противоположном фланге, всегда сполна отрабатывал в защите, часто и небезуспешно подключался к атакам.
Штатный пенальтист команды с сильным, поставленным ударом, исполнитель угловых и штрафных, которые часами, тщательно, до изнеможения отрабатывал на тренировках, он был и безусловным лидером команды в игре. Непререкаемый авторитет, как на поле, так и вне его, максималист и убеждённый «режимщик», в 1970-м Садырин избирается капитаном команды, и вплоть до окончания карьеры остаётся на этом ответственном посту.

При этом, несмотря на большой объём проделываемой на поле работы, он был игроком, которого всегда хватало на весь матч – не припомнить случаев, когда Садырин минуте к 80-й едва таскал бы ноги от усталости. Поэтому заменялся крайне редко, обычно отыгрывая весь матч от начала до конца, да и серьёзные травмы счастливо обходили его стороной. И, главное, был он стабилен — качество очень ценное, ибо стабильность порождает надёжность.
Кто-то из футбольных специалистов начала 1970-х сказал замечательную фразу: «“Зенит” был бы идеальной командой, если бы в ней играло 11 Садыриных». Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Алексей Стрепетов (1950) - мс, за «Зенит» (1968-76) – 126 матчей, 7 голов.

Габаритный, сильный и самоотверженный полузащитник, не столь преуспевающий в организации атак, он, тем не менее, был очень хорош в отборе: неуступчивый и азартный, Стрепетов смело стелился в подкатах, играл надёжно и очень ответственно. Ему обычно поручалась опека основного организатора атак противника, как ныне называется — диспетчера. И можно было не сомневаться: Стрепетов костьми ляжет, но соперника не пропустит. Для него не существовало авторитетов, с одинаковым бесстрашием и упорством он играл и против малоизвестных игроков, и против признанных звёзд футбола.
Любил игру мужскую, контактную (последствия юношеского увлечения хоккеем) — стыков не боялся, ноги не убирал, играя жёстко и отважно. И не дай бог кому-нибудь из соперников чем-то обидеть кого-либо из игроков «Зенита» - в следующем же игровом эпизоде он непременно встречался со Стрепетовым и осознавал, что по ногам может бить не только он, но и его... При этом, в отличие от классического хоккейного «тафгая», от которого, в принципе, высокого класса игры обычно и не требуется, Стрепетов, всё же, в футбол играть умел. И совсем неплохо.

Георгий Вьюн (1944) - мс, за «Зенит» (1968-75) – 169 матчей, 17 голов.

Воспитанник новороссийского футбола, в «Зенит» же он пришёл из ереванского «Арарата» вместе со своим тренером Артёмом Фальяном, и явился, пожалуй, одной из самых больших селекционных удач «Зенита» тех смутных лет.
Рослый и сильный полузащитник, он начинал в своё время нападающим, поэтому впоследствии в атакующих действиях команды всегда принимал охотное участие. Удар имел добротный, поставленный, и отлично взаимодействуя со своим многолетним партнёром по зенитовской средней линии Павлом Садыриным, составлял с ним активный и агрессивный второй эшелон атаки. При этом отличался хорошим тактическим кругозором, был техничен и по-футбольному интеллектуален, владел хорошим, зрячим пасом, всемерно участвуя в организации атак команды.
Тяжёлая травма, полученная Вьюном в 1971 году, не только почти на целый сезон выбила игрока из строя, но и в дальнейшем заметно сказалась на его физической форме – на прежний высокий уровень вернуться ему, по сути, так и не удалось. Тем не менее, ещё 4 года он верой и правдой служил ленинградскому «Зениту», оставаясь в его рядах одним из самых заметных игроков.

Вратарь

Владимир Олейник
(1950) - мс, за «Зенит» (1974-78) – 123 матча.

Уже в 20-летнем возрасте воспитанник осетинского футбола стал основным вратарём «Спартака» из Орджоникидзе (нынешней «Алании»), в 1970-м неожиданно для многих вышедшего в высшую лигу. В 1972-м в составе молодёжной сборной СССР он стал серебряным призёром чемпионата Европы, сыграл первые матчи за олимпийскую сборную страны, получил вызов и в первую сборную, после чего предложения из самых разных команд посыпались на него со всех сторон.
Самыми «настойчивыми» оказались представители ЦСКА, просто призвавшие игрока в армию. Однако играть за армейцев вратарь отказался, и в результате ему пришлось служить в обычной строевой части на Севере.

После службы Олейник оказался в «Зените», и, по крайней мере, года полтора постепенно приходил в себя, возвращая утерянные футбольные навыки и чередуя матчи отличные с не совсем удачными. Зато потом раскрылся во всём блеске своего безусловного таланта.
Гибкий, резкий и отважный, Олейник играл ярко, порой даже артистично. Обладая отличной прыгучестью и невероятной реакцией, порой вытаскивал воистину «мёртвые» мячи, приводя своей игрой в состояние восторга и болельщиков на трибунах, и футбольных специалистов.

Один из лучших в истории команды «специалистов по пенальти». На его счету 7 отражённых одиннадцатиметровых – больше отбил только главный «спец» «Зенита» в этой области Михаил Бирюков. Игрок взрывного темперамента, Олейник, поймав кураж, становился и вовсе непробиваемым, играя тем ярче, чем сильнее был соперник. Впрочем, «избыток» этого самого темперамента порой приводил к досадным «бабочкам» в его ворота, но в целом его право на место в основном составе «Зенита» на протяжении почти 5 лет подряд не подвергалось никаким сомнениям – конкурентам шанса он не давал.
И кто знает: не будь того вынужденного армейского перерыва на самом взлёте его карьеры, в какую величину мог бы вырасти этот, безусловно, одарённый вратарь...
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться