Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

год 1940-й, часть 2



Продолжаем разбираться в одном из самых непростых и запутанных вопросов в истории нашего «Зенита». Первую часть нашего исследования можно прочитатьздесь. Мы же переходим ко второй части. Похоже, завершающей.

Так какой же из «Зенитов» «истинный»?
«Зенит-Большевик», как мы уже отмечали, был основан при заводе «Большевик» (до того «Обуховский»). Именно на этом заводе работали (или числились) все игроки команды, там же хранились их трудовые книжки, там же получали они и свои зарплаты. Завод относился к Наркомату вооружений, а спортивная организация этого завода выступала под флагом основанного в 1936 году ДСО «Зенит». Откуда, собственно, и название команды.

«Зенит-Сталинец» имел иного «шефа» - ленинградский Металлический завод им. Сталина, на котором также в меру возможностей трудились игроки этой команды. Спортсмены этого завода в те годы защищали цвета ДСО «Сталинец», объединявшего под своим флагом физкультурников из профсоюза электромашиностроительной промышленности. Название команда также носила соответствующее названию своего родного ДСО.

Иными словами, эти две команды не имели абсолютно никаких точек пересечения, кроме, разве что, места «дислокации» – город Ленинград.

В 1940 году, когда состоялось якобы «возрождение» «Зенита», состав «Сталинца», принявшего новое название, практически не изменился – костяк команды во главе с тренером остался абсолютно прежним, пришли лишь четыре новичка из провалившейся в группу Б ленинградской «Красной Зари». При этом в составе команды металлистов в том году не появилось ни одного игрока из расформированного «Зенита-Большевика»! То есть, если сравнивать состав «Сталинца» 1939 года и состав «Зенита» года 1940-го, то первое, что бросается в глаза – это одна и та же команда. Чего никак не скажешь при сравнении составов «Большевика»-39 и «Зенита»-40 – команды абсолютно разные. К тому же «новообразованный» «Зенит» как был приписан к ленинградскому Металлическому заводу, так там и остался вместе со всеми игроками, продолжавшими числиться при профсоюзном комитете ЛМЗ. Их трудовые книжки также никуда из заводского отдела кадров не переехали, и в них даже не появилось никаких отметок о смене команды.

В мартовском номере 1940 года заводской многотиражки ЛМЗ «Сталинец», тренер зенитовцев Константин Егоров отвечал на вопросы читателей газеты, в том числе перечисляя места, занимаемые его командой в предыдущие сезоны: в 1938-м – 14-е, а в 1939-м – 11-е. Но ведь это же места, занимаемые именно «Сталинцем»! Значит, уже тогда у главного тренера не было ни малейших сомнений в том, путь какой именно команды продолжает «новоназванный» «Зенит».

Как не было сомнений в этом даже у московских составителей брошюры, выпущенной в свет всего год спустя, накануне старта чемпионата страны 1941 года, и целиком посвящённой «Зениту». «Команда "Зенит" (до 1940 года "Сталинец")» - ничтоже сумняшеся, чёрным по белому написал в ней ведущий футбольный статистик тех лет москвич А. Перель.

И, наконец, зенитовский голкипер Леонид Иванов в первом издании своих мемуаров вспоминает: «Перед началом футбольного сезона 1940 года команде мастеров, в которой я играл, было присвоено новое название - "Зенит". Никто из нас поначалу и не понял, почему футбольная команда получила такое название...», таким образом лишний раз подтверждая, что никакого «возрождения» почившего «Зенита-Большевика» не было. Просто команда «Сталинец» поменяла своё название.

В общем, после всего этого от версии об общих корнях нынешнего «Зенита» и «Зенита-Большевика» пришлось отказаться. С видимым сожалением отказалось от неё и руководство ФК «Зенит» – с такими фактами спорить трудно. Однако ещё многие годы спустя нет-нет, а мелькала на страницах печати ссылка на происхождение «Зенита» от ставшей уже полулегендарной «Мурзинки», всё ещё путают два ленинградских «Зенита» друг с другом. Даже в солидной официальной энциклопедии «Российский футбол за 100 лет», вышедшем в 1998 году под эгидой РФС, её московские составители не стали сильно утруждать себя подробным изучением вопроса, и в статьях, посвящённых ленинградским «Зениту» и, особенно, «Сталинцу», выложили заведомо неверную информацию.

Так что же произошло на самом деле в начале 1940 года?
В 1971 году в ленинградском футбольном календаре-справочнике были опубликованы воспоминания того же довоенного тренера «Сталинца» Константина Егорова, более 30 лет спустя после описываемых событий выдвинувшего свою версию подобного «превращения» команды. По его словам, виной всему были неудачные выступления в чемпионатах страны «Сталинца» московского (16-е место в группе А в 1938-м и 17-е место в группе Б в 1939-м). Столичной команде, носящей славное имя Отца народов, негоже прозябать на футбольных задворках – вполне здраво рассудили спортивные чиновники. Это и стало причиной тому, что в недрах Центрального совета ДСО «Сталинец», располагавшегося, разумеется, в Москве, якобы созрело решение объединить все существующие футбольные команды мастеров этого спортивного общества с тем, чтобы со следующего года единой усиленной командой начать штурм футбольных вершин. И всё бы хорошо, только выступать эта «сталинская сборная» должна была под флагом... Москвы. Таким образом, Ленинград оставался бы в 1940 году представленным в группе А единственной командой «Динамо», к тому же, питерский футбол неминуемо лишился бы ряда сильных игроков, непременно вынужденных отправиться в столицу вслед за командой.

Такое положение дел никак не устраивало ленинградский спорткомитет, и дабы спасти ещё одно место для Ленинграда в классе сильнейших, спешно, буквально в течение недели питерский футбольный «Сталинец» был переведён в общество «Зенит», московскому ЦС ДСО «Сталинец» неподвластный.

Эта версия долгое время была едва ли не официальной и всеми признаваемой. Однако при ближайшем рассмотрении эта воистину детективная история не выдерживает критики – обнаруженные впоследствии архивные материалы красноречиво подтверждают: никакого «спешного перевода» команды в новое общество не было и в помине. На самом деле всё было намного проще, без всякого, по крайней мере, прямого вмешательства «руки Москвы».

Как «Зенит» стал «Зенитом»
С февраля 1939 года в стране началась массовая реорганизация управления промышленностью. Не будем рассматривать все нюансы этого глобального действа, а отметим лишь интересующий нас факт передачи в 1939 году ленинградского Металлического завода им. Сталина, под патронатом которого находился «Сталинец», в ведение Наркомата вооружений. При сём наркомате, как мы уже знаем, существовало своё добровольно-спортивное общество (ДСО), носящее имя «Зенит». И в течение осени 1939 года происходил постепенный перевод всех физкультурников завода ЛМЗ (баскетболистов, легкоатлетов, хоккеистов, теннисистов и др.) в новое спортивное общество. В заводской многотиражке «Сталинец» в декабре 1939 года была напечатана заметка под названием: «Обмен билетов ДСО»:

«В связи с переходом заводской физкультурной организации в новое добровольное спортобщество (ДСО) совет физкультуры производит обмен членских билетов. Все физкультурники, работающие на заводе и состоящие членами ДСО "Сталинец", но не обменявшие своих членских билетов, должны обменять их в заводском совете физкультуры».

Заметим, никакой речи о «срочности» нет и в помине, и касается это ВСЕХ спортсменов завода, а отнюдь не только футболистов. Да и странно было бы предположить, что на одном и том же предприятии одни спортивные команды относились бы к одному ДСО, а другие – к другому.

К тому же, тот самый «Зенит-Большевик», который своим названием столько лет смущал умы ленинградских футбольных болельщиков, в конце 1939 года был расформирован. Это, кстати, признавал и сам Егоров, описывая «спасение» своей команды из «цепких лап» москвичей. Оно и понятно: о грядущем переходе в ДСО «Зенит» всех спортсменов ЛМЗ им. Сталина, в том числе, и футбольной команды «Сталинец», к тому времени было уже хорошо известно. А турнирные успехи прежнего флагмана отраслевого футбола, «Зенита-Большевик», были настолько скромны, что даже объединять его с новым, куда более успешным претендентом на должность флагмана, смысла не было. А коли так, то прежний «Зенит» был просто распущен, а бывший «Сталинец» не только занял его место, но и принял это же имя. Собственно, и всё.

Каков вывод? А он вполне очевиден: ранней весной 1940 года в футбольной команде мастеров завода ЛМЗ «Сталинец» произошло одно-единственное изменение – она только сменила своё название.
Вся же многолетняя путаница происходит исключительно из-за того, что в чемпионатах страны короткое время выступала ещё одна, другая ленинградская команда под тем же названием «Зенит». Называлась бы она как-то по-иному, допустим, «Шайба» или «Зубило» - скорее всего, ни у кого впоследствии не возникло бы и тени сомнений насчёт истинной родословной нынешнего «Зенита», ведущейся от команды ленинградского Металлического завода «Сталинец».
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться