Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Звёздный час Александра Иванова - к 85-летию со дня рождения капитана



Сегодня, 6 марта, исполняется 85 лет со дня рождения Александра Иванова – нападающего и капитана «Зенита» 1950-х, игрока сборной СССР, участника финального турнира чемпионата мира 1958 года.

Александр Иванов был, пожалуй, одним из самых ярких игроков «Зенита» очень непростых для нашей команды 1950-х. Хотя, ныне, по прошествии полувека, имя этого игрока несколько подзатёрлась в памяти петербургских болельщиков – и совершенно напрасно! Ведь в истории «Зенита» футболистов, отыгравших за команду одиннадцать полных сезонов, было совсем не так уж и много. Да и был Иванов все эти годы на виду, являясь одним из лидеров зенитовской атаки, безусловным авторитетом, а несколько лет – и капитаном команды.

Причём, далеко не только долголетним честным служением ленинградскому футболу отметился этот футболист в летописи «Зенита» - были в его футбольной карьере и воистину звёздные часы. Но обо всём по порядку.

Александр Иванов
В конце 1949 года активно засобирался в Москву один из лучших бомбардиров «Зенита» прошедшего сезона, левый крайний нападающий Александр Орлов, на замену которому тренерами команды и был приглашён 21-летний воспитанник ленинградского футбола Александр Иванов, до того поигрывавший на первенство города в составе «Трудовых резервов». И, надо заметить, замена форварда произошла очень удачно – мало того, что и футбольными манерами и физическими данными новый форвард сильно напоминал своего предшественника, так ещё и с первого же матча тоже начал забивать. Причём, забивать стабильно, уверенно, как будто играл в «Зените» уже не первый год.

Дебют форварда в чемпионате СССР пришёлся на традиционное весеннее закавказское «турне» ленинградской команды. Итог: четыре матча – четыре гола новичка команды! Так ярко в истории «Зенита» не начинал никто и никогда. Да и весь свой дебютный сезон молодой нападающий провёл просто на одном дыхании, и 13 забитых им тогда голов – серьёзный результат для флангового нападающего – тому зримое подтверждение. Об ушедшем Орлове в Ленинграде уже и не вспоминали, а об Иванове заговорили, как об игроке чрезвычайно перспективном.

Рослый, жилистый, и при этом резкий и разворотливый, он обладал отменными скоростными качествами, стремительным рывком и сильным ударом. Обеими ногами Иванов владел практически одинаково уверенно, поэтому при необходимости мог занять и правую бровку поля, хотя играть справа и не очень любил. Тонкое чувство позиции помогало ему всегда оказываться там, где его присутствие было особенно необходимым, да и с дальней дистанции по мячу умел приложиться сильно, от души, прицельно. Плотной борьбы, правда, избегал, и в отборе мяча большой активности обычно не проявлял, что нередко ставилось ему в упрёк, но при атаках своей команды непременно маячил у самых ворот соперника, своими резкими рывками и перемещениями создавая в рядах его обороны изрядную сумятицу.

Со временем стал действовать несколько дальше от чужих ворот, сосредоточившись преимущественно на организации атак со своего фланга, что немедленно сказалось и на его результативности – скорострельности, подобной той, своего дебютного сезона в «Зените», Иванов уже больше не показывал, обстреливая ворота соперника преимущественно дальними мощными ударами и забивая эффектно, но пореже. С другой стороны, главную задачу крайнего нападающего эпохи «дубль-вэ» - быстрые фланговые проходы с последующей выверенной передачей в штрафную соперника – Иванов выполнял также исправно и качественно. И получалось у него внешне всё как-то очень просто: либо, буквально в два шага оставляя за спиной защитника соперника, он делал острый прострел вдоль ворот, либо сам ломился с левого края своим «фирменным» широченным размашистым бегом по диагонали к воротам, и бил по мячу мощно, с ходу.

Сборная СССР
Однако, несмотря на внешнюю простоту своих действий на поле, был Иванов в «Зените» 1950-х фигурой яркой, заметной, и уже к середине десятилетия выдвинулся в ряды ведущих игроков команды, став вдохновителем и организатором её атак. И потому вскоре на зенитовца обратили внимание тренеры сборной СССР, ведущей подготовку к своему дебютному чемпионату мира в Швеции. И не только обратили внимание, но и включили его в число 22-х игроков, отправившихся на этот мировой форум. Таким образом, Иванов стал первым ленинградцем, который принял участие в финальной стадии чемпионата мира. Было это в 1958-м, и состав сборной, кстати, был тогда «наизвёзднейший»: Яшин, Симонян, Вал. Иванов, Сальников, Нетто, Крижевский, Ильин...

Правда, стоит заметить, что появление зенитовца в составе сборной на чемпионате оказалось в достаточной степени неожиданным, и вызвано было воистину трагическими событиями, произошедшими накануне отъезда главной команды страны в Швецию. Буквально за три дня до последнего сбора произошла та нашумевшая смутная и мрачная история в подмосковном посёлке Правда, в результате которой наш футбол на долгие годы потерял потенциально величайшего форварда всех времён Эдуарда Стрельцова. Что там на самом деле произошло — тема долгая и к нашему разговору прямого отношения не имеющая. Но откровенно шитое белыми нитками уголовное дело привело к тому, что в самый последний момент советская сборная лишилась разом двух отличных нападающих — Эдуарда Стрельцова и Бориса Татушина, а также классного защитника Михаила Огонькова.

Как бы то ни было, а образовавшиеся зияющие дыры тренерам сборной пришлось латать срочно. Тогда в заявке нашей команды и появились новички, в числе которых был и Александр Иванов из «Зенита», взятый именно на место Татушина. При этом вряд ли уместно говорить, что попал ленинградец в сборную исключительно случайно. Ещё в начале сезона Иванов, набравший прекрасную форму и демонстрирующий в составе «Зенита» отменную игру, попал в поле зрения тренеров сборной СССР и был включён в расширенный список из 40 кандидатов в состав. Да к тому же, проявил себя и в майском турне «Зенита» по Дании, закончившемся как раз накануне старта чемпионата мира. Поэтому неудивительно, что именно к кандидатуре Иванова обратился Качалин, получив вдруг серьёзные проблемы с составом.

Чемпионат мира 1958
Надо сказать, зенитовец, несмотря на то, что в интересах команды был вынужден занять не своё привычное место на левом краю атаки, а «татушинский» правый фланг, по единодушным отзывам сыграл на чемпионате даже лучше, чем от него ожидали тренеры и партнёры по сборной. Несколько уступая в скоростных данных реактивнейшему Татушину, тридцатилетний Иванов, тем не менее, в остальных компонентах игры отнюдь не испортил.

Более того, уже в первой своей официальной игре за сборную забил гол. И не кому-нибудь, а самим родоначальникам футбола, англичанам, и сам гол был забит красиво, классно, как тогда писали: «для учебника по футболу». На 56-й минуте матча, при счёте 1:0 в пользу СССР, Иванов, получив пас от Кесарева, с места левого полусреднего, оторвавшись от защитников, влетел в штрафную. Момент для удара был неплохим, но форвард медлил, как будто находясь в нерешительности. Видимо, так же решил и голкипер Макдональд, отважно метнувшись в ноги нападающему. Этого-то и дожидался Иванов: резко рванув в сторону, он изящно обвёл распластавшегося на земле англичанина и под острым углом несильно катнул мяч в опустевшие ворота. Английский защитник в отчаянном шпагате попытался выбить мяч с линии, но тщетно...

В следующей же игре со сборной Австрии Иванов отдал голевой пас своему торпедовскому однофамильцу Валентину. И пас получился на загляденье: точнейший, выверенный, метров на сорок, не меньше. И гол торпедовец забил аккуратно, сходу, мимо рванувшегося навстречу вратаря. В общем, образцово-показательная атака двух Ивановых – простая, но крайне эффективная.

И всё же следует признать, что полноценно заменить волевым решением вычеркнутых из футбола мастеров новобранцы сборной не смогли. И дело даже не в том, что они, возможно, уступали им классом – хотя, как и кем вообще можно было хоть сколько-нибудь равнозначно заменить такую глыбу, как Стрельцов, к тому же, находившегося в то время в прекрасной игровой форме? Главное, что играть новичкам пришлось с листа, на ходу подстраиваясь к партнёрам, с которыми они до тех пор не провели ни одного матча. Все наигранные связи и отработанные комбинации в одночасье потерялись, нападение сборной СССР выглядело разбалансировано, и даже замена на острие атаки, найденная Стрельцову в лице прославленного Никиты Симоняна слабо спасала положение – лучшие годы этого 32-летнего форварда были уже далеко позади. А потому нет ничего удивительного в том, что в 1/4 финала сборная СССР уступила хозяевам поля, будущим финалистам шведам, и из розыгрыша выбыла.

После чемпионата
Вскоре после первенства мира Качалин начал наигрывать новую команду, готовя её к триумфу на Кубке Европы-60. И на место 31-летнего Александра Иванова и многих других его славных партнёров в команду пришли более молодые игроки. В частности, «ивановскую» позицию крайнего нападающего занял «советский Гарринча», восходящая звезда отечественного футбола Михаил Месхи.

Кстати, сама передача «прав» от ветерана своему молодому «сменщику», произошла более чем символично. Товарищеский матч со сборной Чехословакии 1959 года, дебютный для Месхи, оказался и последним в составе сборной СССР для Александра Иванова. В той встрече зенитовец вновь занял позицию на правом фланге атаки, предоставив тбилисцу возможность показать себя на его любимом левом краю. И Месхи сполна воспользовался шансом, в своём первом матче своим удивительным техническим мастерством приведя в настоящий восторг не только зрителей и партнёров по команде, но даже соперника. А в середине первого тайма молодой форвард забил и первый гол за сборную, эффектно замкнув подачу с углового, поданного именно ветераном Александром Ивановым. Передача «эстафетной палочки» состоялась, в рядах сборной взошла новая звезда.

Впрочем, несмотря на кратковременность своего пребывания в рядах главной команды страны, в историю ленинградского футбола Иванов и так вошёл яркой строкой. В 1950-е годы попасть в состав сборной СССР для игрока немосковской команды было делом практически безнадёжным – все места в ней были прочно забронированы спартаковцами, динамовцами, торпедовцами, в крайнем случае, армейцами столицы. Возможно, это было отчасти и справедливо – столица в те годы доминировала в советском футболе абсолютно, и большинство сильнейших игроков страны действительно было собрано в рядах московских клубов. Вот и в 1958-м в Стокгольме кроме ленинградца Иванова из немосквичей играл только выдающийся полузащитник советского футбола киевский динамовец Юрий Войнов (тоже незадолго до того несколько лет защищавший цвета «Зенита», о чём можно почитать здесь).
Напомним, что за всю многолетнюю историю существования сборной нашей страны, кроме Иванова в финалах чемпионатов мира играли только трое зенитовцев: Василий Данилов в 1966-м, Николай Ларионов в 1986-м и Александр Кержаков в 2002-м. Но они там голов не забивали.

Иванов же, полюбовно расставшись со сборной, сосредоточился на играх за «Зенит», в котором вот уже второй год являлся капитаном, безусловным авторитетом и лидером атак. И ленинградская команда в том же, 1958-м году, заняв итоговое четвёртое место в чемпионате СССР, выдала лучший результат за всю свою историю вплоть до 1980 года.

Свой последний сезон в большом футболе Александр Иванов отыграл в 1960-м. Уже зримо ощущалось, что форвард несколько потяжелел, утратив свои знаменитые скоростные качества. Сначала с любимого левого края его вытеснил молодой Бурчалкин, а когда ветеран перебрался на правую бровку, то и там вскоре подвергся «атаке» другого молодого дарования, Храповицкого. Всё реже Иванов получал место в основе, а когда в середине сезона-60 команду возглавил новый главный тренер, многолетний партнёр Александра по зенитовской атаке Геннадий Бондаренко, 32-летний футболист и вовсе место в составе потерял. И по окончании того сезона карьеру свою завершил.
Последним из той замечательной лемешевской команды 1949-50, память о которой ещё долго хранилась в сердцах болельщиков «Зенита».

После, долгие годы работал на ЛОМО оптиком-механиком, играл на первенство города в заводской команде (чемпион и обладатель кубка Ленинграда 1961 и 62 г.г.), тренировал её.

Всего за «Зенит» в 1950–60 г.г. Александр Иванов сыграл 236 матчей, забил 51 гол.
Лучший бомбардир «Зенита» в сезоне 1952 года (вместе с Н. Смирновым) — 6 голов.
В списках 33-х лучших - № 2 (1951, 1952, 1953).
Капитан «Зенита» в 1957-58 г.г.
За сборную СССР — 5 матчей, 1 гол.
Член Клуба бомбардиров «Зенита» - Клуба 50.
1 комментарий

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Счастливчик
    0
    06.03.2013 в 02:27
    История. Интересно читать!