Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Юбилей бомбардира



Сегодня исполняется ровно 40 лет одному из сильнейших форвардов «Зенита» нового времени Владимиру Кулику.

Когда заходит разговор о «Зените» первой половины 1990-х, то первым, кого обычно называют из состава той команды, это её лучший бомбардир и лидер атак Владимир Кулик. А ведь играли вместе с ним тогда весьма приметные и талантливые молодые футболисты – не зря же в том же 1993-м из «Зенита» в молодёжную сборную России было вызвано сразу шестеро игроков: Кулик, Боков, Зазулин, Дмитриев, Наумов и Белоцерковец. И это из команды первой лиги... Но даже на этом ярком фоне Владимир Кулик и впрямь стоит несколько особняком, и не только благодаря своей высокой результативности. Покоряла его безудержная страсть в игре, его исключительная активность в каждом игровом эпизоде, его шкалящие лидерские амбиции, причём, не нарочитые, выпячиваемые, а амбиции исключительно игровые, те, которые идут на пользу всей команде.

Игра Кулика подкупала внешней простотой, у него не было своей ярко выраженной «фишки»: ни вычурной техники, ни сумасшедшей скорости, ни убойного удара. Он и внешне ничем особо не выделялся: среднего роста, среднего телосложения... Аккуратно зачёсанная набок короткая чёлка, лицо чистое, открытое – он куда больше напоминал студента-хорошиста технического вуза или молодого менеджера небольшой компании, чем грозного футбольного бомбардира. И, тем не менее, на протяжении нескольких лет Кулик оставался одним из сильнейших нападающих российского чемпионата. Он просто играл – и забивал. Забивал немало, забивал исправно, без затяжных безголевых серий и откровенно проваленных матчей, забивал, невзирая на своё состояние и настроение.

Штрафная площадь соперника – вот его место, тут Кулик представлял для ворот наибольшую опасность. Отлично координированный, с резким стартовым рывком, получая мяч, он буквально взрывался, становясь воистину неудержимым. Крепкий, твёрдо стоящий на ногах, он крутил и финтил в плотном окружении игроков соперника с таким азартом, с такой быстротой и напором, с такой всепобеждающей уверенностью в себе, что у защитников порой голова шла кругом. На ворота шёл без малейших сомнений, отважно атакуя и двоих, и троих, и, благодаря исключительной разворотливости, прекрасному чувству мяча и умению мгновенно принимать игровые решения, нередко прорывался даже сквозь подобные плотные заслоны.

На протяжении долгих лет штатный и успешный пенальтист команды, он и пенальти пробивал внешне как-то просто, без выкрутасов: никаких ударов с места, никаких хитрых пауз при разбеге, никаких пушечных выстрелов по девяткам... Он просто бил средним по силе ударом по разным углам, но при этом голкипер обычно почему-то прыгал в один угол, а мяч неспешно влетал в другой.

Уже в своём дебютном сезоне за «Зенит» в 1991 году Кулик обратил на себя внимание ленинградских футбольных болельщиков, оформив первый в своей карьере хет-трик в возрасте 19 лет, 8 месяцев и 18 дней - на тот момент самый «юный» хет-трик в истории «Зенита». Лишь десяток лет спустя этот рекорд побил зенитовский суперфорвард «новой волны» Александр Кержаков, сотворивший «трюк со шляпой», будучи всего на пару недель моложе Кулика.

На будущий год Владимиру выпал ещё один повод вписать своё имя в историю «Зенита»: в первый день апреля 1992 года, в матче с московским «Асмаралом», именно он открыл счёт зенитовским голам в чемпионатах России, поразив ворота, защищаемые голкипером А. Шишкиным, который таким вот образом тоже вошёл в историю «Зенита». В том же 1992-м, впервые стал Кулик и лучшим бомбардиром команды в сезоне - звание, которого он впоследствии удостаивался ежегодно на протяжении доброго десятка лет. И забитые им в том году 12 голов ровно десять лет также оставались рекордом «Зенита» в чемпионатах России.

Продолжил установление клубных рекордов Кулик и в следующем, 1993 году. Пусть и в рамках первой лиги, но всё равно, 36 голов в регулярном первенстве (а всего за сезон – 40) – достижения гроссмейстерское! Никогда прежде ни один зенитовский игрок не достигал подобных результатов, и жизнь этим рекордам, похоже, уготована долгая. Но что толку в рекордах, если главная задача на сезон оказалась «Зенитом» так и невыполненной, и вместо него место в высшей лиге заполучила ушлая «Лада»...

В 1995-м, после возвращения в «Зенит» Павла Фёдоровича Садырина, Кулик избирается капитаном, становясь, таким образом, уже не только неформальным лидером команды. В линии атаки к нему присоединяется любимец петербургских болельщиков 1980-х, форвард золотого «Зенита»-84 Сергей Дмитриев, и эта пара нападающих становится мощным ударным кулаком команды, пожалуй, сильнейшей атакующей связкой всей первой лиги, в немалой степени предопределившей успешное решение задачи возвращения петербургского клуба в лигу высшую.

Не потерялся Кулик и в элитном дивизионе. На фоне своих как-то быстро «сдувающихся» партнёров по «перволиговому» «Зениту», он выглядел так, будто всю жизнь до того выступал на этом высоком уровне, и с той же пунктуальностью и невозмутимостью, с которой поражал ворота «Иртыша» или «Нефтехимика» в первой лиге, он принялся огорчать вратарей «Алании», «Локомотива» и других старожилов высшей лиги. Вновь, невзирая на имена соперников, стабильно выполняя свою бомбардирскую норму – не менее десятка голов за сезон.

После известных событий конца 1996 — начала 1997-го, связанных с отказом руководства «Зенита» заключать новый контракт с тренером Садыриным, в команде произошёл раскол, закончившийся уходом в ЦСКА самого Павла Фёдоровича, а также ведущих игроков клуба, принципиально последовавших за опальным тренером: Кулика и Бокова, а также проигнорированного новым тренером Бышовцем Дмитрия Хомухи.

Стоит отметить, что взаимоотношения зенитовских болельщиков с армейскими на рубеже веков были самыми благожелательными. Корни же этой ныне ушедшей с прошлое дружбе стоит искать ещё в самом конце 1980-х, когда некогда грозный, а в то время уныло прозябающий в первой союзной лиге армейский клуб в первый раз возглавил кумир и идол ленинградского футбола Павел Садырин, сходу выведший свою новую команду в элитный дивизион, а через пару лет в отличном стиле сделавший с ним золотой дубль.

И футбольный Ленинград, печально взирая на крах любимого «Зенита», свой болельщицкий пыл направил на новую команду своего любимца, на ЦСКА. Болея искренне, заинтересовано, радуясь успехам армейцев под руководством Павла Фёдоровича едва ли не как своим собственным.

Пожалуй, именно из-за этих симпатий и уход зенитовской троицы в стан ЦСКА, к Садырину, в 1997-м был воспринят питерскими болельщиками, ну, если не с одобрением, то, по крайней мере, с пониманием. Во всяком случае, никогда на трибунах «Петровского» в их адрес не раздавался яростный свист, подобный тому, которым болельщики «Зенита» встречали переметнувшегося в то же время в волгоградский «Ротор» Дениса Зубко.

А Кулик с той же аккуратностью и невозмутимостью стал забивать уже за свой новый клуб, став и там явным лидером атак и одной из самых заметных личностей. Вновь пунктуально выполняя свою традиционную бомбардирскую норму – не менее десяти голов за сезон. И вновь ежегодно становясь лучшим бомбардиром команды. Зенитовским же болельщикам оставалось лишь грустить о том, что один из самых ярких воспитанников питерского футбола, коренной ленинградец и бывший капитан их «Зенита» теперь играет и забивает за другую команду. Забивает, в том числе, и «Зениту». О стремлении вернуться домой Кулик ни разу не заговаривал, вполне удовлетворённый своим положением в ЦСКА, при этом о своём бывшем клубе всегда отзываясь с большим уважением, никогда не скрывая, что именно «Зенит» считает своей родной командой, а Петербург - родным городом.

И всё же, назвать карьеру Кулика исключительно удачной как-то не получается. Забив много более полутора сотен голов в официальных матчах, он так и не вошёл ни в один из престижных бомбардирских клубов - ведь добрая их половина была забита в рамках первой лиги. И сборная России прошла мимо - там в 1990-х были иные приоритеты, и тренеры главной команды страны на одного из сильнейших бомбардиров российского первенства не обращали никакого внимания. Да и карьеру в большом футболе завершил Кулик как-то смутно, по сути, в возрасте 29 лет, в последнем своём сезоне уже мало напоминая прежнего грозного форварда.

Не будем судить о правильности того давнего выбора футболиста о смене команды – это его выбор, это его право. Но всё-таки жаль...

Всего за «Зенит» в 1991–96 г.г. Владимир Кулик сыграл 220 матчей, забил 101 гол (из них в первой лиге 149, 71).
Лучший бомбардир «Зенита» в сезонах:
1992 – 12 голов,
1993 – 36 голов,
1994 – 9 голов,
1995 – 19 голов,
1996 – 11 голов.
Капитан «Зенита» в 1995-96
5 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • NW-ZnaTok
    0
    20.02.2012 в 02:23
    Лучше нету игрока, чем Володи Кулика!)))
  • fartuh
    0
    20.02.2012 в 04:00
    Девочки на ночь! Самые горячие шоколадки твоего города! Ценны от 500 руб. белые, и от 650 руб. мулатки. Подробности смотрим в анкетах девушек >>>посмотреть телефон (все номера и фото представленные на сайте 100% настоящие)--- https://putanu.blogspot.com/
  • galstuc
    0
    20.02.2012 в 05:54
    НОМЕРА ТЕЛЕФОНОВ девушек
    для интим услуг
    смотри на сайте -----> https://tvoya-putana.narod.ru/
    в АНКЕТЕ под фото
    (БЕЗПЛАТНО, БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ И СМС)
    если все цыфры номера видны
    девушка сегодня РАБОТАЕТ
  • djnix
    0
    20.02.2012 в 12:18
    Всего в различных соревнованиях сыграл 481 игру и забил 184 мяча

    интересно)
  • sawwwer
    0
    21.02.2012 в 05:34
    Вчера познакомился с девушкой на сайте знакомств без обязательств. Без смс, все бесплатно... сегодня был потрясающий секс! - https://mamb18.blogspot.com/