Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Имя им – легион. Первые легионеры «Зенита»



9 марта 2002 года, ровно 10 лет назад, в истории «Зенита» произошло событие, которое ныне практически стёрлось из памяти болельщиков нашей команды, но тогда, весной 2002-го, приковало к себе пристальное внимание трибун. Именно в этот день, 9 марта 2002 года, в первом матче нового сезона против махачкалинского «Анжи» в составе «Зенита» на поле вышли первые в его истории легионеры, как тогда говорили, «из дальнего зарубежья».

Сейчас присутствием в «Зените» игроков из других стран никого не удивить. Большинство из них играло и играет в команде важные, а порой и вовсе ключевые роли. И представить обладателя Кубка УЕФА 2008 года, допустим, без чеха Ширла или хорвата Крижанаца, равно как и обладателя «золотого дубля» 2010 года без португальца Данни или бельгийца Ломбертса в составе попросту невозможно. Но ещё 10 лет назад самыми «дальними» легионерами в «Зените» являлись армянин Овсепян и украинцы Спивак с Поповичем, которых у нас, воспитанных ещё в Советском Союзе, и легионерами-то назвать язык не поворачивался.

Примерно также чуть ранее обстояли дела и в остальных российских командах. А одни из первых легионеров «из дальнего зарубежья», появившихся в нашем футболе в середине 1990-х, в массовом сознании воспринимались, скорее, как диковинки, чем реальное усиление состава пригласивших их команд. Собственно, таковыми они, как правило, и были.

Всё изменилось на рубеже веков – в российском футболе постепенно начали появляться приличные деньги, а с ними пришло и понимание того, что для серьёзных успехов на международной арене исключительно своими силами обойтись будет уже очень сложно. Российские клубы начали куда внимательнее присматриваться к трансферным рынкам Европы и мира.

И только «Зенит» традиционно не торопился с принятием новых «правил игры» - только-только смирившись с массовым появлением в составе игроков из стран СНГ, к новому, ещё более широкому шагу, приглашению в команду иностранцев, психологически не были готовы ни тренеры команды, ни руководство клуба, ни, что самое главное, многие болельщики. Лишь в межсезонье 2001/02 г.г. лёд наконец-то тронулся и в Петербурге – «Зенит» оказался последним из клубов российской высшей лиги, в составе которого появились игроки из дальнего зарубежья.

Любопытно отметить, что первым на этот новаторский шаг отважился тот, кого в Петербурге многие годы считали едва ли не главным апологетом идеи опоры на доморощенные футбольные кадры – Юрий Морозов. Тот самый Морозов, на счету которого не один десяток выпускников ленинградских-петербургских футбольных школ, которым именно он в разное время дал путёвку в большой футбол. Однако Юрий Андреевич был человеком широко мыслящим, поэтому на самом деле то, что именно он стал «первопроходцем» в непривычном для Петербурга деле – призыве в главную команду города иностранных игроков – вряд ли должно кого-то удивлять.

И вот в межсезонье 2001/02 в расположение «Зенита» один за другим прибыли первые трое иностранцев – сербские футболисты Вьештица, Мудринич и Ранджелович.

Милан Вьештица, центральный защитник
Именно Вьештицу можно назвать самым первым легионером из дальнего зарубежья в истории «Зенита». Потому что четырёхлетний контракт с ним был подписан ещё в середине декабря 2001 года. Тренерам «Зенита» понравилась исключительная мобильность, боевитость и жёсткость этого 22-летнего игрока молодёжной сборной Югославии, который по замыслу Морозова должен стать тем необходимым стержнем, вокруг которого тренер собирался выстраивать новую зенитовскую линию обороны.

Владимир Мудринич, полузащитник
Этот высоченный 25-летний игрок югославской команды «Сартид» на просмотре произвёл на Морозова такое впечатление, что опытнейший тренер не жалел красок: «Мудринич – это среднее между Желудковым и Кобелевым. И, поверьте моему опыту, он лучше их обоих». И взял его мэтр именно на место покинувшего «Зенит» диспетчера Кобелева, при этом постоянно подчёркивая и его умение исполнять стандарты, и точный пас, а также сумасшедшей силы удар с левой ноги – действительно, параллели с Желудковым напрашивались.
Трёхлетний контракт с Мудриничем был подписан в начале января 2002 года.

Предраг Ранджелович, нападающий.
А вот Ранджелович появился в «Зените» довольно неожиданно. Предыстория такова. В конце 2001 года врачи обнаружили у любимца петербургской публики, форварда Геннадия Поповича серьёзную кардиологическую болячку, после чего категорически запретили ему даже думать о футболе высокого уровня. Образовавшуюся дыру в центре атаки надо было латать срочно, а приемлемой замены могучему зенитовскому тарану у тренеров на примете не было. Дебютант команды, будущая звезда «Зенита» и всего российского футбола 19-летний [Саша Кержаков, хоть и отыграл вторую половину прошедшего сезона на приличном уровне, но пока всерьёз рассматриваться на роль лидера атаки команды, конечно же, ещё не мог.

Кандидатура уже не первый год играющего в российской высшей лиге 25-летнего форварда ЦСКА Предрага Ранджеловича по кличке «Пейджер» возникла перед самым закрытием трансферного окна, и в начале марта, буквально за неделю до стартового матча «Зенита» в новом сезоне с ним срочно подписали трёхлетний контракт. После чего вздохнули с облегчением – в ЦСКА и, до того, в «Анжи», рослый и напористый нападающий Ранжелович смотрелся весьма убедительно, а потому, верилось, и в «Зените» он станет хорошей заменой Поповичу.

А что получилось в итоге?

Предраг Ранджелович.
В «Зените» не сумел показать и доли того, что показывал, играя в составе ЦСКА и «Анжи». Один-единственный гол в чемпионате и шесть за дублирующий состав – явно не для этого приглашался Пейджер в Санкт-Петербург. Слишком большие надежды связывали с приходом этого игрока в «Зенит», и слишком завышенно оценивал он сам свои возможности, будучи уверенным, что и в «Зените», как и в прежних клубах, серьёзной конкуренции у него не будет.

С другой стороны, Ранджелович всё равно умудрился войти в историю нашего клуба – осенью 2002 года именно он оформил первый хет-трик «Зенита» в матчах еврокубков. И пусть соперником нашей команды в квалификационном раунде Кубка УЕФА 2002/03 был неведомый клуб «Энкамп» из микроскопической страны Андорры, размерами не превышающей исторический центр Петербурга – всё равно, это достижение Ранджеловича вошло в статистический реестр нашей команды на равных правах с последующими еврокубковыми хет-триками Кержакова «АЕКу» и «Андерлехту».

По окончании 2002 года Ранджелович, потеряв все шансы хоть немного потеснить из основы начавшую складываться знаменитую в недалёком будущем атакующую «золотую связку» «Зенита» Кержаков – Аршавин, отправляется на смотрины в «Шинник». Безуспешно. После чего вообще пропадает из поля зрения футбольных болельщиков, лишь пару лет спустя всплыв в чемпионате родной Сербии. Затем в его карьере были второстепенные клубы Румынии, Австрии, Македонии, а также Черногории, где он, вроде как, выступает и до сих пор.

Владимир Мудринич
В «Зените» его карьера также не задалась. В своё время расписанный Морозовым золотом на голубом, Мудринич на деле не сумел показать в «Зените» ничего внятного. Как и Пейджер, провёл в своём единственном зенитовском сезоне всего 9 матчей, и также забил в них один-единственный гол. При этом не сумев отличиться ни в еврокубковых матчах, ни даже за дублёров. Да и вообще, для команды, уровня «Зенита», оказался наделён слишком большим количеством сугубо футбольных недостатков: выраженно одноногий и медлительный, он, к тому же, не любил жёсткого противодействия в игре и вообще предпочитал играть на чистых мячах. Не сумел он и хоть сколько-нибудь полноценно заменить в роли диспетчера покинувшего клуб Андрея Кобелева – ни лидерскими качествами, ни харизмой, ни тонким пониманием игры Андрея Николаевича он наделён не был. А свой действительно фантастический удар с левой сумел продемонстрировать всего несколько раз за весь сезон. Без особых успехов, кстати. В итоге, в конце 2002 года контракт с Владимиром Мудриничем был разорван.
Доигрывал в различных клубах чемпионата Сербии. Тоже не сказать, чтобы очень ярко...

Милан Вьештица.
А вот Милану удалось задержаться в «Зените» сравнительно надолго. Хотя, по окончании крайне неудачного и для него, и для команды сезона 2002, также был выставлен на трансфер. Любопытно, что и Вьештица в 2002 году успел провести за «Зенит» всё те же 9 матчей, что и его сербские коллеги. Правда, на сей раз разговор идёт обо всех официальных матчах команды.

На трансферном рынке в декабре 2002-го никто серьёзного внимания на серба обратить не успел, зато проявил интерес к нему новый главный тренер «Зенита» Властимил Петржела. Дело в том, что, прибыв осенью 2002-го в расположение «Зенита», чех с изумлением обнаружил, что наша команда до сих пор продолжала играть в обороне с давно ставшим в Европе архаичным «чистильщиком». Более того, играть «линию» толком не умел почти никто. И Петржела благоразумно не стал заниматься бессмысленной тратой времени на обучение возрастных зенитовских защитников премудростям современной расстановки в обороне, а попросту заменил их на тех, кто это делать умел.

Так в Петербурге появились опытный чешский левый защитник Павел Мареш и перспективный центральный защитник Мартин Горак. Имел навыки игры в линию и Милан Вьештица, а потому также остался в команде Петржелы. И сполна отплатил тренеру за доверие: серебряный сезон 2003 года Милан провёл с подлинным блеском, оказавшись футболистом умным, уверенным и стабильным, а потому сыграв в том сезоне больше всех в команде матчей.

Он играл и в 2004-м, и в 2005-м, но уже поменьше. Конкуренция в центре обороны «Зенита» с появлением в составе молодого и очень перспективного словака Шкртела, могучего и бесстрашного норвежца Хагена, а также опытного харизматичного хорвата Крижанаца сильно возросла. Соперничать с этими мастерами на равных Вьештица не смог, а потому всё чаще оставался на скамейке запасных. А летом 2006-го был выставлен на трансфер: в «Зените» расчищали место под будущие многомиллионные закупки Дика Адвоката.

В отличие от Ранджеловича и Мудринича, Милан сумел задержаться не только в «Зените», но впоследствии и в российском чемпионате: «Ростов», «Шинник», «Жемчужина» и, наконец, «Урал», с которым он подписал контракт в январе нынешнего, 2012 года.

Не столь яркий след оставили в истории «Зенита» первые его легионеры. Но, всё же, думаю, их имена стоит вспомнить. В непростое время попали эти ребята в «Зенит»: финансовые проблемы клуба, немыслимая тренерская чехарда, появление у клуба нового фактического хозяина... Трудно проявить себя в таких условиях.
Да и в самой команде им пришлось очень непросто: Петербург город сложный, а «Зенит» времён Бирюкова-Рапопорта и подавно. И досталось первым легионерам изрядно – в зенитовском коллективе они сходу стали явными изгоями. И если бы не приход Петржелы, изрядно перетряхнувшего состав команды накануне 2003 года, вряд ли остался бы в ней и Вьештица – один из будущих главных героев зенитовского серебряного сезона.

Да, первым всегда сложно. Тем более в консервативном Петербурге. Как сложно было первому президенту «Зенита» Виталию Мутко. Как невероятно сложно было первому зенитовскому тренеру-иностранцу Властимилу Петржеле... Вот и первым легионерам «Зенита» довелось хлебнуть лиха, протаптывая дорожку будущим зенитовским звёздам: Марешу и Ширлу, Крижанацу и Хагену, Данни и Ломбертсу, Кришито и Губочану... Этих в Петербурге принимали уже с куда меньшим напряжением.
13 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • yTko
    0
    09.03.2012 в 04:22
    Флахбарт еще был, но он чуть позднее появился smile.gif
  • plotnick
    0
    09.03.2012 в 04:49
    Флахбарт появился в 2004 году и стало быть никакого отношения к первым легионерам не имеет.
    yTko
    0
    09.03.2012 в 05:23
    Но ведь упомянули Хагена (2005 год), Шкртела (2004 год), Ивицу (2005 год).. smile.gif
    Я понимаю, что это статья про первых трех легионеров, а Хаген и компания в тексте по определенному смыслу использованы..
    Я просто упомянул про Флахбарта )
  • 33cow33
    0
    09.03.2012 в 06:48
    а еще Кирицэ, Малетич, Чадиковски))
  • garpastum86
    0
    09.03.2012 в 07:34
    Помнится был интересный нападающий при Петржеле Лукаш Гартиг,иногда выдавал такие голы)))
  • Данила Багров
    0
    09.03.2012 в 07:39
    Хорошо помню момент когда появились первые легионеры, мы с друзьями пошли на встречу с командой в СКК где Юрий Андреевич вместе с Виталием Леонтьевичем вручали футболки и шарфы новоиспечённым Зенитовцам.biggrin.gif
  • Arshavin_fan
    0
    09.03.2012 в 09:31
    Помню Мудринича в экстренном порядке выпускали в одном матче на замену. Тогда команду уже Рапопорт возглавлял, дома с кем-то играли (не с Аланией ли?..), горели, тут штрафной в сторону соперника. Мудринича быстро выпустили, он пробил и не забил)
  • Arshavin_fan
    0
    09.03.2012 в 09:53
    Губо действительно звезда уже! А сколько раз его уже "провожали" из команды)

    И про Чонтофальски, жаль, ничего не упомянули.
  • AKonyshonkov
    0
    10.03.2012 в 01:07
    даа.Чонтофальский был классным кипером.пенальти часто тащил))
    Еще,помню,Кирице был,Пошкус,Шумуликоски...хорошая команда была))
    Arshavin_fan
    0
    10.03.2012 в 02:16
    Ну все они уже позже были. А Чонтофальски вместе с Петржелой же пришел.
  • Dogan
    0
    10.03.2012 в 05:18
    Внимательнее: я перечислял тех игроков, которые составили непосредственную конкуренцию Вьештице. Правый защитник Флахбарт конкуренции центральному защитнику Вьештице составить никак не мог.
  • Бумбарашка
    0
    11.03.2012 в 09:38
    Еще Чадиковски был.
  • gura
    0
    11.03.2012 в 11:43
    даа.Чонтофальский был классным кипером.пенальти часто тащил))
    Еще,помню,Кирице был,Пошкус,Шумуликоски...хорошая команда была))

    Такова, как говориться селяви...Подзабыли их. Скока раз выручали. Пройдет лет 10-15 и "подзабудется" Данни и Губачан. Жаль...Но будут уже другие "звезды"