Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

С юбилеем, чемпион!



Сегодня – день славного юбилея. Потому что сегодня, 24 декабря, исполняется ровно 50 лет чемпиону СССР 1984 года, обладателю Суперкубка СССР 1985 года, бронзовому призёру чемпионата 1980 года, мастеру спорта, одному из сильнейших защитников «Зенита» 1980-х Владимиру Долгополову.

Листая пожелтевшие протоколы матчей ленинградских детских и юношеских футбольных соревнований 1970-х г.г., постоянно натыкаешься на знакомые и даже в чём-то родные фамилии. Желудков, Брошин, Степанов, Кузнецов, Воробьёв, Канищев... – этих ребят в футбольном Ленинграде знали задолго до того, как они провели первые свои матчи в составе «Зенита». Уже в 13-15-летнем возрасте они непременно включались в списки лучших игроков сезона в своих возрастных группах, получали всяческие призы и награды, и впоследствии их появлению в главной городской команде мастеров никто особо и не удивлялся. Это было логично, закономерно и ожидаемо.

В отличие от многих своих партнёров по «золотому» «Зениту», Владимир Долгополов особо в детских и юношеских командах не выделялся. Некоторые специалисты детского футбола даже уверенно предрекали, что ничего серьёзного из этого невысокого защитника в будущем не выйдет. Однако юный Володя невозмутимо продолжал тренироваться, крепко надеясь добиться своего. Он вообще неунывающий человек, Владимир Долгополов, и это качество характера весьма помогло ему в тот непростой период поиска себя и своего места в футболе. И, в конце концов, тренер «Зенита» Юрий Морозов в числе ещё нескольких юниоров всё же пригласил семнадцатилетнего парня в главную команду города.

Впрочем, поначалу не всё было так просто, как, возможно, казалось со стороны. Линия обороны «Зенита» в 1980 году была сильна и стабильна: Голубев — Бондаренко — Степанов — Давыдов. Игроки классные, все, за исключением Степанова, очень опытные, и места свои в составе давно, прочно и заслуженно застолбившие. Но и оставлять по этой причине не у дел талантливого молодого игрока, как раз только что получившего приглашение в молодёжную сборную СССР, тренеры справедливо считали неправомерным. Поэтому практически весь год Долгополову искали наиболее подходящее место на поле, выпуская и правым и левым защитником, играл он и в полузащите, а порой даже в линии атаки. Выходя поначалу на замены, во второй половине сезона он уже стал непременным игроком стартового состава, отыграл положенное количество матчей, и с полным правом по окончании чемпионата получил заслуженную бронзовую медаль.

Тем не менее, поиск оптимальной позиции для Долгополова продолжился, и затянулся на годы. Его место – фланг обороны, на котором он, в основном, играл ещё в юношеских командах, но в «Зените» его любимый левый давно и прочно занимал Давыдов и поводов к недовольству своей игрой не давал никаких. А потому, будучи футболистом вполне универсальным, Долгополов продолжал мыкаться едва ли не по всему полю, одинаково успешно «затыкая дыры» в оборонительных порядках команды (увы, это судьба всех универсалов), пока, наконец, в «золотом» сезоне 1984 года не заменил получившего травму последнего защитника Валерия Золина. Сыграл он и в этом амплуа традиционно уверенно, а потом — «от добра добра не ищут» — так на этой ответственной позиции обычно и выступал. Хотя, с его небольшим ростом играть либеро было, конечно, нелегко.

Пышной кудрявой шевелюрой несколько похожий на Пушкина без бакенбардов (его и в команде нередко так звали), весельчак и балагур, кладезь баек и анекдотов, коих знал немыслимое множество (в команде даже были уверены, что он их сам придумывает, потому что каждое утро – свежий анекдот), душа компании, он был безусловным любимцем команды. Жизнерадостный и иронично-весёлый в жизни, на поле же он преображался: резкий, быстрый и прыгучий, Долгополов играл агрессивно, напористо, иногда излишне жёстко, но не грубо, а цепко, самоотверженно и порой даже не без изящества. Хорош был в отборе, и, чем выгодно отличался от большинства зенитовских защитников тех лет, при перехвате умел острым и умным первым пасом грамотно начать атаку. Отлично играл один в один, демонстрируя при этом решительность, отличную технику и редкое чутьё в выборе позиции.

На поле он был заметен, хотя и не относился к числу игроков ярких, бросающихся в глаза, вроде Степанова, Брошина или Желудкова. Но дело своё знал, играл надёжно, уверенно и стабильно. И его заслугу в золоте-84 трудно переоценить – по окончании того сезона в прессе даже прозвучало сравнение зенитовской «семёрки» с легендарным капитаном сборной Англии 1950-х годов защитником Билли Райтом – таким же невысоким, быстрым и прыгучим. И в этом лестном сравнении, если и было преувеличение, то, наверное, не таким уж и чрезмерным, потому что свой чемпионский, четвёртый в «Зените» сезон, особенно второй его круг, когда завязалась нешуточная борьба за высшую ступеньку пьедестала, Долгополов отыграл просто блестяще.

Опровергнув этим ещё и давнее зенитовское поверие о «нефартовом» 7-м номере. Примеров незавидной участи в «Зените» обладателей этого, казалось бы, счастливого номера и на самом деле предостаточно вплоть до самого последнего времени – мало кому из них по разным причинам довелось поиграть за основу долго и продуктивно. Одним из немногих счастливых исключений является Долгополов, долгие годы успешно игравший под полученной ещё в начале 1980-х «семёркой», ставший и призёром первенства, и чемпионом, и счастливо избежавший серьёзных травм и ссылок в дубль.

В первой половине 1980-х Долгополов – непременный участник игр, а некоторое время и капитан молодёжной сборной СССР, причём, нескольких «созывов» подряд, играя там бок о бок с Протасовым, Хидиятуллиным, Заваровым, Литовченко, Михайличенко, Черчесовым и многими другими большими мастерами советского футбола. И пусть ни один из этих составов весомых достижений на европейском уровне не добился, но своё имя в историю молодёжной сборной страны Владимир Долгополов вписал крупными буквами.

Естественно, такого игрока постоянно обхаживали московские «зазывалы». Длительное время всеми правдами и неправдами его удавалось от столичных футбольных жучков укрывать, но в конце недоброй памяти 1987-го пришла беда с другой стороны. Всесильный военкомат, получивший к тому времени право забирать в армию студентов института физкультуры, немедленно прибрал к себе и 26-летнего Долгополова. В клубе в то время творилась невероятная неразбериха, связанная с недавней сменой руководства, тренерского состава и назревающими финансовыми проблемами зенитовского шефа ЛОМО, игроки, по сути, были предоставлены сами себе и вынуждены были самостоятельно решать свои проблемы. А потому, как в прежние годы, «отмазать» игрока основы от армии было попросту некому. И весну 1988 года Владимир встретил в пограничных войсках СССР.

Впрочем, уже в мае из казарм его вытащили в ленинградское «Динамо», а вскоре о том, что во второй лиге прозябает классный футболист прознал и главный тренер «Динамо» московского Анатолий Бышовец. Уж в чём в чём, но в отменном вкусе на игроков Анатолию Фёдоровичу никак не откажешь...

Команда у Бышовца была тогда крепкая, перспективная: Добровольский, Харин, Колыванов, Кирьяков, Кобелев, добавим ещё и опытных, известных игроков Бородюка, Лосева, Позднякова... Многие из них через полгода станут олимпийскими чемпионами Сеула, заслуженными мастерами спорта.
Нельзя сказать, что Долгополов постоянно был в столь звёздном «Динамо» игроком основы – со временем Бышовец всё чаще стал доверять место в составе менее техничному, но более молодому и габаритному олимпийскому чемпиону Склярову. Однако и совсем уж вычеркнутым из футбольной карьеры зенитовца период, проведённый им под руководством триумфатора сеульской Олимпиады, тоже никак не назовёшь: три десятка официальных матчей за год с небольшим – показатель серьёзный.

Закончив армейскую «службу», в августе 1989-го Долгополов вернулся в «Зенит», но, увы, только для того, чтобы стать свидетелем окончательного развала родной команды. К тому времени от чемпионской дружины остались одни обломки, принявший в середине сезона разваливающуюся команду бывший партнёр Долгополова по зенитовской обороне Владимир Голубев уже бессилен был предотвратить неминуемый крах, который и наступил. Имея в своём составе 9(!) недавних чемпионов СССР, участник розыгрыша Кубка УЕФА покинул высшую лигу, и свой последний еврокубковый матч того года со «Штутгартом» проводил уже в ранге де-факто команды первой лиги.

Два сезона Владимир провёл вместе с клубом в первой лиге, затем, в 1992-м уехал на пару с Бирюковым на заработки в Финляндию, затем в Прибалтику, немного поиграл в Армении, побаловался мини-футболом и вскоре завершил свою карьеру. Применения себе в футболе сразу не нашёл, и некоторое время работал в сферах, от спорта далёких. Правда, летом 2000 года неожиданно оказался в заявке погибающего петербургского «Локомотива». Очевидно, таким образом тренеры попытались привлечь внимание руководства города и курирующей клуб Октябрьской железной дороги к бедственному положению команды. Однако 3-минутное пребывание 38-летнего ветерана на поле в том сезоне ощутимой пользы петербургским железнодорожникам не принесло.

В начале нынешнего века Долгополов вернулся в футбол и в «Зенит», занимая в клубе различные административные должности.

С юбилеем, чемпион!

Всего за «Зенит» в 1980–87, 1989–91 г.г. Владимир Долгополов сыграл 299 матчей (из них в первой лиге 43), забил 4 гола.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться