Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Из истории «Зенита», год 1967-й

Эпиграф:
Чем отличается пессимист от оптимиста:
Пессимист (мрачно): «Всё так плохо, что хуже не бывает»
Оптимист (жизнерадостно): «Бывает, бывает!»

Нынешний «Зенит» критикуют все, кому не лень. И игры нет, и очки теряем, и тренер в растерянности, и в команде разброд... «Всё так плохо, что хуже не бывает»... При этом, в чемпионате «Зенит» занимает 2-е место, в национальном Кубке уверенно движется дальше, да и в еврокубках ещё далеко не всё потеряно. «Зенит» в чемпионате России больше всех забил и меньше всех пропустил. Список лучших бомбардиров сезона возглавляет зенитовец Александр Кержаков, а игроки «Зенита» составляют основу сборной России, в отборочном цикле этого года имеющей стопроцентный результат. При этом, являясь авторами 6 из 8 голов сборной.
Как говорилось в одном старом добром фильме: «Вы слишком много кушать...»

Так вот, встанем-ка мы на позицию оптимиста. А для этого вспомним, как оно бывало, когда бывало действительно плохо. Ровно 45 лет назад, 12 ноября 1967 года, в столице братской тогда Армянской ССР, городе Ереване, завершился календарный матч XXIX чемпионата СССР по футболу между местным «Араратом» и ленинградским «Зенитом». Наша, команда, в последних 15 матчах чемпионата сумевшая победить всего один раз, проиграла и на сей раз, 3:4. В результате, «Зенит» за два тура до окончания чемпионата потерял даже теоретические шансы выкарабкаться из зоны вылета, и по регламенту должен был покинуть первую группу Класса А (высшую лигу).

Сие печальное для ленинградской команды событие произошло вовсе не вдруг. Несколько лет «Зенит» упорно и настойчиво подбирался к порогу краха, из года в год всё ухудшая и ухудшая свою игру и турнирные достижения. После, как впоследствии оказалось, неоправданного расставания в начале сезона-64 с главным тренером Евгением Елисеевым, результаты команды неуклонно поползли вниз. Принявший «Зенит» Валентин Фёдоров продолжить дело своего предшественника не сумел, а потому в чемпионате наша команда занимала места в нижней части турнирной таблицы, а в 1966-м и вовсе с трудом отстояла за собой место в группе сильнейших.

Аркадий Алов
В ленинградском спорткомитете зашевелились – ситуацию надо было срочно спасать. А как у нас испокон веков спасали ситуацию в таких случаях? Правильно: меняли тренера. Вот и тогда произошла смена на тренерском мостике: вместо Фёдорова «Зенит» возглавил Аркадий Алов. Он уже работал с нашей командой в 1956-57, и с тех пор в Ленинграде так и не пришли к единому мнению о степени успешности его трудов десятилетней давности.

Одни считали, что именно Алов, решительно обновив состав несколько закисшей в предыдущие годы команды, заложил основу, фундамент того «Зенита», который с пришедшим на смену Алову Георгием Жарковым добился в конце 1950-х неплохих результатов (4-е место в 1958-м, наивысшее во всей предыдущей истории). К тому же, именно под руководством Алова футбольная сборная Ленинграда на 1 Спартакиаде народов СССР 1956 года сумела дойти до полуфинала, что в родном городе было воспринято как несомненный успех.

Другие же категорически утверждали, что из группы привлечённых им безусловно талантливых игроков сложить хоть сколько-нибудь боеспособную команду Алову оказалось явно не по силам. Подтверждая это мнение неумолимыми цифрами: в 30 матчах, проведённых «Зенитом» под его руководством в чемпионате, было одержано всего 5 побед, а в 1956-м наша команда едва не вылетела из высшего дивизиона. Да и в сезоне-57, когда Алов был вынужден подать в отставку, «Зенит» занимал в чемпионате предпоследнее место.

И вряд ли кто-нибудь смог бы аргументировано разрешить спор этих двух групп оппонентов, если бы в 1967 году Алов сам не помог бы в этом. Вернувшись после многолетнего перерыва к руководству «Зенитом», тренер вновь со свойственным ему напором решительно взялся за дело. Первым делом он сходу расстался со своими же протеже десятилетней давности Завидоновым и Дергачёвым — ведущими и наиболее авторитетными игроками команды. Затем полетели головы и других ветеранов: Совейко, Рязанова, Васильева, Беликова... Попал, кстати, «под горячую руку» тренера и игравший тогда в «Зените» будущий корифей питерской тележурналистики, а тогда ещё молодой 23-летний нападающий Геннадий Орлов.

Пожалуй, такие действия были и оправданы: провалы последних лет наглядно показали, что обстановка в команде очень далека от рабочей. Многочисленные нарушения режима игроками, безволие и апатия на поле, безответственное отношение к тренировкам – всё это стало своего рода визитной карточкой «Зенита» образца середины 1960-х. И с этим надо было, конечно, что-то срочно делать. Но то ли не хватило тренеру прозорливости для принятия правильных решений по новичкам; то ли, увлёкшись разрушением, Алов, практически одномоментно освободившись от едва ли не половины прошлогоднего основного состава, незаметно для себя сломал и хребет команде; то ли просто, ввязавшись в непростое дело руководства футбольной командой высшего дивизиона, тренер сильно переоценил свои возможности – но только и на сей раз ничего вразумительного в «Зените» ему создать не удалось.

Предвосхищая «морозовские» методы построения команды, Алов смело доверял молодёжи, вот только тренерской харизмой, профессиональными знаниями и интеллектом Морозова явно не обладал. А поэтому, даже получив практически неограниченные полномочия, совмещая посты главного тренера и начальника команды, пропустив через команду за один сезон почти полсотни (!) игроков, ничего похожего на боеспособный коллектив он вновь сложить не сумел. Как и в 1956-57-м, его «Зениту» определённо не хватало сыгранности, игровой мысли и даже подобия бойцовского духа — при первых же неудачах (а их опять, как и десять лет назад было немало) у футболистов опускались руки, а тренер был не в состоянии организовать, встряхнуть команду, вселить уверенность в игроков.

Год 1967-й
«Зенит» повалился с самого начала нового сезона-67. Не имея ни чёткого представления о грамотной постановке тренировочного процесса, ни умелого похода к игрокам, Алов так и не сумел ни организовать игру, ни наладить дисциплину, ни завоевать авторитет и уважение даже в лишившейся лидеров-ветеранов сильно обновлённой команде. Да что там – авторитет... Футболисты откровенно не любили своего тренера и никогда не упускали случая это ему продемонстрировать. И прежде отнюдь не отличавшаяся спортивным аскетизмом команда при новом тренере и вовсе рассыпалась. Нарушения спортивного режима стали едва ли не нормой, что немедленно сказалось и на физической форме футболистов, и на самой игре.

Видя, что ему никак не удаётся справиться с поставленными задачами, Алов лихорадочно искал выход из сложившейся ситуации, привлекая на помощь специалистов со стороны, вроде бывших тренеров «Зенита» Люкшинова и Елисеева и экс-бомбардира московского «Локомотива» Ворошилова. Но из-за этого ситуация и вовсе вышла из-под контроля, со всех сторон на команду обрушился поток безответственных подсказок и советов, а тренировки превратились в невероятный бессистемный эксперимент.

Не помогли и специально устроенные «просмотры» потенциально талантливой молодёжи из низших лиг (в том числе, через команду за год прошла едва ли не половина сборной РСФСР) – новые игроки массово приходили, буквально через пару недель столь же массово уходили, состав тасовался с калейдоскопической скоростью. Доходило до того, что, порой, выходя на поле, футболисты даже не знали друг друга по именам. А игры как не было, так и не было. Никакого влияния на положение команды не оказывали и разнообразные околофутбольные деяния, вроде назначения на матчи «удобных» судей – «Зенит» был безнадёжен и неизлечим. И это стало понятным уже фактически к началу осени.

Результат закономерен: последнее, 19-е место в турнирной таблице с шестиочковым отставанием от места предпоследнего, и неминуемое расставание команды с высшей лигой первенства СССР.

Казалось, всё: футбол Северной столицы, ещё несколько десятилетий назад диктовавший футбольную моду всей огромной стране, почил в бозе. Причём, почил убедительно и без всяких надежд на возрождение в ближайшие годы – столь же безнадёжно и оглушительно, как и главная команда, провалились и дублёры: то же последнее место в таблице и 61 пропущенный за сезон мяч... Прочно и плотно завязла во второй группе класса А (первой лиге) ещё сравнительно недавно одна из сильнейших команд страны – ленинградское «Динамо», а в самых подвалах лиги второй (классе Б) уныло и одиноко маячила ленинградская «Нева». И всё...

Однако вспомним: на дворе стоял 1967 год. Именно в эти ноябрьские дни Советская страна и прогрессивное человечество всего мира торжественно и помпезно отмечали полувековой юбилей эпохальной победы трудового народа России в Великой Октябрьской социалистической революции. Огорчить в эти торжественные дни жителей города — «колыбели трёх революций» — расставанием его футбольного флагмана с элитой советского футбола ни у кого не поднялась рука. И то, с чем в течение всего сезона не смогли справиться игроки, тренеры, судьи, футбольные и городские начальники Ленинграда – сохранить за единственной ленинградской командой прописку в высшем дивизионе – одним росчерком пера решила власть более высокая и к питерскому футболу прямого отношения вообще не имеющая.

Не прошло и месяца с момента окончания чемпионата, как состоялось заседание футбольного руководства СССР, решением которого «по ходатайству трудовых организаций города-героя Ленинграда» (читай, «под давлением высших партийных органов» — дело рассматривалось едва ли не на уровне ЦК партии) «Зениту» была сохранена прописка в первой группе А чемпионата СССР. Лига сильнейших, таким образом, была расширена на одно место, которое на следующий год заняло невесть какими путями победившее в первенстве второй группы класса А кировабадское «Динамо».
Но всё это уже проходило помимо Аркадия Алова, по результатам провального сезона, естественно, отправившегося в отставку.

Казалось, ленинградский футбол достиг дна своего падения, ниже падать уже некуда. Никто тогда ещё не знал, что это совсем ещё не дно, что всего немногим более двух десятков спустя истинное дно окажется куда ближе...
Но об этом как-нибудь потом.

P.S. А вы говорите: «хуже некуда»...
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться