Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

40 лет Роману Березовскому

Сегодня, 5 августа, исполняется 40 лет Роману Березовскому — голкиперу «Зенита» 1990-х, одному из сильнейших вратарей в его истории, обладателю Кубка России 1999 года.
berez.jpg

В жизни спортсмена многое зависит от случая, от стечения обстоятельств. И кто знает, как сложилась бы футбольная судьба Романа Березовского, если бы эти самые обстоятельства не сложились так, как сложились. Если бы его, восемнадцатилетнего вратаря команды «Сюник» из крохотного армянского Капана, тяжёлая жизнь только что обретшей независимость Армении, в которой он родился, не погнала в поисках лучшей доли в Москву. Если бы в «Спартаке», в который он поначалу, было, сунулся, не было такой конкуренции среди вратарей, из-за чего он вскоре оказался в Петербурге. Если бы не приглядел его в рядовом матче городского первенства в составе заштатной «Звезды» тренер Виталий Лебедев и не сосватал в петербургский «Космос-Кировец». Если бы не играла его новая команда в одной зоне второй лиги с зенитовским дублем. Если бы ещё до того, как «Кировец» под грузом финансовых проблем развалился, не успел обратить на него внимание главный тренер «Зенита» Вячеслав Мельников. Если бы... 

Но всё для Березовского сложилось исключительно удачно, он всё же оказался в «Зените». Пусть клуб тогда переживал очень тяжёлые времена, безысходно осев в первой лиге, всеми брошенный и забытый, но всё же попасть в команду мастеров, да ещё и с такой долгой и славной историей, для безвестного паренька из футбольной глубинки уже было большой удачей. 

«Зенит»

Попытка сходу закрепиться в основе для Березовского окончилась вполне закономерной неудачей. Первым номером «Зенита» тогда, в 1994-м, был наконец-то получивший твёрдое место в составе Юрий Окрошидзе, который это место, то самое, которое он терпеливо дожидался долгие годы, уступать теперь никому не собирался. Да и, справедливости ради, вряд ли ещё мог никому не известный юниор всерьёз конкурировать с 24-летним чемпионом мира. Пусть и чемпионом лишь на юношеском уровне. Мельников, правда, пять раз выпустил молодого вратаря в основе, но в этих матчах Березовский пропустил с десяток мячей, а сама команда при этом потерпела четыре поражения.

Не спешил доверять ему и сменивший Мельникова в следующем году Садырин — перед тренером стояла предельно чёткая задача по возвращению «Зенита» в высшую лигу, а потому ему было не до экспериментов с молодёжью. Но Березовский оставался невозмутим — он продолжал верить в свою звезду, неукоснительно режимил и пахал на тренировках так, что ещё долгие годы об этом в команде ходили легенды. И, наконец, свершилось: Садырин, видя такое усердие молодого игрока, наконец-то определяется в выборе основного голкипера команды, и, отыграв полностью весь второй круг чемпионата 1996 года, Березовский на годы становится в «Зените» беспрекословным номером один.

Рослый и обстоятельный, он выглядел со стороны излишне массивным, неторопливым и даже несколько неуклюжим для футбольного вратаря. Но в воротах он просто преображался: несмотря на внушительные габариты, отличался Березовский гибкостью, ловкостью и, главное, отменной прыгучестью, что для большинства таких рослых российских вратарей является качеством не самым характерным. Его невозмутимость и сдержанность превращались в игре в столь важное для вратаря хладнокровие, а некоторая внешняя заторможенность отнюдь не мешала демонстрировать воистину феноменальную реакцию — в этом компоненте в те годы в российском чемпионате вообще вряд ли кто мог с ним реально посоперничать. А потому на ленточке Роман был просто неподражаем, да и на выходах играл уверенно, решительно, отважно. А уж мяч от ворот выбивал так, что он нередко приземлялся в непосредственной близости от штрафной соперника, и зенитовским нападающим достаточно было лишь подставить ногу, чтобы он влетел в сетку. И число настоящих голевых передач Березовского только в «Зените» перевалило за полдюжины.

Роману заметно не хватало «школы», что порой приводило к досадным ошибкам в не самых сложных ситуациях, но за счёт исключительных природных данных и невероятного трудолюбия он сумел со временем сильно прибавить и в этом компоненте. Играл он просто, без затей и красования перед публикой, но, тем не менее, трибуны быстро приняли его, и буквально через пару-тройку месяцев после того, как Роман стал твёрдым игроком основы «Зенита», он стал настоящим любимцем придирчивых петербургских болельщиков. Уж больно впечатляли его неожиданные при таких габаритах грациозные, «кошачьи» прыжки по углам ворот, его хладнокровная уверенность в себе, его умение вытаскивать воистину «мёртвые» мячи, спасать в безнадёжных, казалось, ситуациях.

Порой казалось, что для того, чтобы забить Березовскому гол, нападающим соперника надо совершить что-то невероятное. Действительно, в своём воистину феерическом сезоне 1997 года, когда сам «Зенит», к слову, вовсе не блистал, лишь обретая игру, Березовский, если и пропускал мячи, то, в большинстве своём, либо после ударов в упор в девятку, либо после досадных рикошетов или добиваний... В остальных случаях зенитовский вратарь был практически непробиваем. На его стороне было не только безусловное мастерство, но и фортуна: в том же 1997-м судьи семь раз назначали одиннадцатиметровые удары в ворота «Зенита», но соперник сумел реализовать только один из них, при этом трижды отправляя мяч мимо ворот. И то, что «Зенит» в том году, вопреки некоторым прогнозам, не только не вылетел из высшей лиги, но и занял вполне приличное при его тогдашнем состоянии восьмое место, во многом заслуга Романа Березовского. Проведшего один из самых сильных сезонов в своей долгой карьере и по итогам года не только признанного лучшим игроком «Зенита», но и вошедшего в десятку лучших футболистов чемпионата. 

Даже несмотря на известный скандал вокруг пресловутого матча 1996 года со «Спартаком», тренеры «Зенита» продолжали доверять Березовскому безоговорочно. И при Бышовце, и при Давыдове, и поначалу при Морозове он оставался беспрекословным основным вратарём, а весной 2000 года был избран и капитаном команды. Казалось, теперь он в «Зените» останется надолго, да и сам голкипер уверял, что планов менять команду у него нет, в Петербурге ему нравится, и в «Зените» он чувствует себя комфортно. 

Французская авантюра

Но, как говорится, «человек предполагает...» В начале 2000 года в офис «Зенита» пришло официальное письмо из Франции о желании знаменитого клуба «Сент-Этьен» приобрести зенитовского вратаря. Мало сказать, что это предложение было для «Зенита» очень лестным — до того из дальнего зарубежья игроками петербургской команды как-то не очень интересовались — так ещё и пришло оно из клуба именитого, в Европе авторитетного. При этом, нельзя сказать, что сам Березовский так уж и стремился во Францию, но в руководстве «Зенита», в те времена вечно испытывавшем финансовые проблемы, за это предложение ухватились обеими руками. Голкипера уговаривали всем миром, благо, не против был и тренер Морозов, у которого на примете уже была пара талантливых юных вратарей, способных заменить Романа в воротах. В итоге, в конце апреля 2000 года Березовский всё же поехал во Францию, где заключил предварительное соглашение с руководством «Сент-Этьена» на четыре года. А в июне был даже назначен день официального прощания Романа с болельщиками «Зенита». 

Но в назначенный день зрители на трибунах «Петровского» тщетно ожидали выхода своего любимца на поле: весь матч он просидел в запасе, а по его окончании быстро покинул пределы стадиона. Лишь некоторое время спустя стало известно, что в самый последний момент сделка с «Сент-Этьеном» не состоялась. Зенитовца не устроили ни сумма личного контракта, которая в итоге оказалась даже ниже, чем в совсем небогатом «Зените», ни тёмные махинации, которые проворачивались руководством французского клуба с контрактами легионеров. Вскоре, кстати, эта незаконная возня привела к грандиозному скандалу и вылету «Сент-Этьена» из высшего дивизиона чемпионата Франции. Березовского напрямую этот скандал уже не коснулся, но вот разумное решение не влезать во всю эту историю, отказавшись от оформления фиктивного паспорта, сказалось, да ещё как. 

Он вернулся в «Зенит», но его место в воротах уже заняли «честолюбивые дублёры» Бородин и Малафеев, которые теперь между собой выясняли, кто сильнее. Руководство «Зенита» встретило неудавшегося легионера холодно: за его продажу клуб планировал выручить деньги, и по тогдашней зенитовской перманентной бедности, деньги немалые, но продажа не состоялась, и денег, соответственно, клуб не получил. Ко всем этим напастям добавилась и полученная вратарём на тренировке серьёзная травма, которая помешала ему побороться за возвращение в основу. И в конце сезона 2000 года недавний основной вратарь «Зенита» был вынужден покинуть Петербург.

После «Зенита»

...Он до сих пор в строю. Пусть играет за своё «Динамо» в последнее время крайне нечасто. Но в том клубе Роман давно уже стал настоящей легендой. И вывешенный динамовскими фанатами на одном из матчей баннер «Березовский = Яшин», при всей своей кажущейся неоднозначности, показателен — ведь трепетное отношение динамовских болельщиков к символу и священной хоругви своего клуба хорошо известно. Заслужить такое сравнение невероятно сложно, почти невозможно. Роман сделать это сумел, даже несмотря на то, что не был коренным динамовцем, к тому же, придя в команду вовсе не юношей, а в возрасте, когда многие футболисты уже начинают задумываться о близящемся завершении карьеры.

И всё же, не оставляет ощущение, что явно не до конца реализовал Березовский свой огромный потенциал, карьера одного из сильнейших голкиперов российского футбола могла сложиться куда более ярко и успешно. Два десятка лет выступал он за команды мастеров, но, кроме призов индивидуальных, тот стародавний зенитовский Кубок России 1999 года так и остался его единственным серьёзным трофеем. На протяжении всей карьеры над Романом постоянно незримо витал дух того скандального матча 1996 года со «Спартаком». Поминали ту игру ещё долго, обсуждали, спорили, доказывали... Усердно подливала масло в огонь и желтая пресса, на протяжении нескольких лет едва ли не каждую ошибку голкипера рассматривая сквозь призму сложившегося предубеждения. Это нервировало Романа, угнетало, порождало неуверенность, столь пагубную в игре любого вратаря. В немалой степени и поэтому вся дальнейшая карьера Березовского получилась... ну, не то, чтобы совсем уж неудачной, но всё же по уровню своего дарования и мастерства он заслуживал куда большего. Ведь ни «Динамо», ни «Торпедо», ни, тем более, «Химки» серьёзными клубами никак не считались, а лидеры российского футбола предпочитали других вратарей.

В своё время российские футбольные функционеры проморгали талантливого молодого вратаря, который по всем показателям был достоин в ближайшем будущем встать в ворота сборной России. А тот, в свою очередь, поторопился с выбором, и ещё в 1996-м был заигран за сборную Армении. В итоге, пожалуй, проиграли обе стороны: и сборная России лишилась классного голкипера, и сам вратарь вынужден был защищать ворота откровенно слабой команды, ни на какие серьёзные достижения никогда не замахивающейся. Хотя...

В 2010 году 36-летний Березовский собрался, было, завершить свою международную карьеру, но, узнав, что сборная Армении в отборочном турнире к чемпионату Европы 2012 года попала в одну группу с Россией, планы свои изменил. И домашний матч с российской сборной в Ереване отстоял с подлинным блеском, не позволив нападению россиян во главе со своими бывшими одноклубниками Кержаковым и Аршавиным забить ни одного гола в свои ворота. 

И был, был Березовский и настоящим кумиром футбольного Петербурга, в конце 1990-х уверенно разделяя лавры всеобщего любимца с самим Пановым, которого после его феерий мая-июня 1999-го в городе готовы были буквально носить на руках. И по числу призов лучшему игроку матча вряд ли среди зенитовцев тех лет найдётся у Романа конкурент. И спортивная пресса вполне обоснованно признавала, что потеря из-за травмы вратаря Березовского равноценна для «Зенита» потере трёх-четырёх игроков основного состава. И наверняка ничуть не кривил душой многоопытный тренер вратарей Алексей Поликанов, утверждая, что голкиперов с такими потрясающими природными данными, как у Березовского, он в жизни своей не встречал. И вклад Романа в преодоление «Зенитом» тернистого пути от дебютанта высшей лиги до обладателя Кубка России переоценить трудно. 

А потому числится Березовский среди лучших вратарей «Зенита» всех времён абсолютно заслуженно. 

Всего за «Зенит» в период 1994–2000 гг. Роман Березовский сыграл 137 матчей.

Обладатель Кубка России 1999 г.
Финалист Кубка Интертото 2000 г.
Обладатель приза им. В. Жмелькова — 1996 
Лауреат премии «Стрелец» в номинации «Лучший легионер России» — 1997.
Лучший вратарь России по версии «Спорт-Экспресса» — 1997
Обладатель абсолютного рекорда отечественного футбола — 14 отражённых пенальти в чемпионатах страны (6 из них в составе «Зенита»).
В 33-х лучших — № 3 (1999). 
Капитан команды в 2000 г.
5 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Алексей /С-Петербург/
    0

    Да хорошим  был голкипером

    svs57
    0
    05.08.2014 в 13:42

    А почему был? Роман еще бутсы не повесил на гвоздик.

    Алексей /С-Петербург/
    0

    Потому чтол Роман уже давно не выступает за Зенит Улыбаюсь

  • Счастливчик
    0
    05.08.2014 в 11:40

    Поздравляю с днём рождения! Роман лучший!

  • Yuranewaspb
    0
    05.08.2014 в 15:00

    Роману респект!

    С днём рождения!

    Пока в форме - играй!

  • The Icon Sting
    0
    05.08.2014 в 21:55

    Рома - легенда! С днем рождения!