Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

К 70-летию военного кубка «Зенита»

Ровно 70 лет назад, 27 августа 1944 года, «Зенит» завоевал свой первый трофей. Первый и один из наиболее значимых во всей истории клуба. Ровно 40 лет, вплоть до золота 1984 года, он оставался и единственным, что ещё более увеличивало его ценность в глазах ленинградских болельщиков. И по сей день мы заслуженно гордимся Кубком СССР 1944 года, завоёванным «Зенитом» не столько благодаря обстоятельствам, сколько вопреки им. А в те годы этот зенитовский триумф и вовсе воспринимался настоящим подвигом.
cup44b.jpg

Обратите внимание на год — 1944-й. Да, в исходе войны летом 44-го уже никто не сомневался, уже начался поход Красной Армии в Европу. Но в то же время ещё идут ожесточённые бои на территории Белоруссии и Прибалтики, гибнут тысячи и тысячи наших солдат, а линия фронта на севере проходит чуть более чем в 100 километрах от Ленинграда. Но постепенно поднимается разрушенная страна, появляются первые ростки новой, мирной жизни, измученный народ начинает осознавать, что страшная война близится к концу, что жизнь вновь побеждает смерть. 

И, как бы в подтверждение этому, весной 1944 года принимается решение о начале розыгрыша первого с начала войны всесоюзного футбольного соревнования. Изначально рассматривался вариант проведения полномасштабного чемпионата, и даже свёрстан и утверждён календарь планируемого турнира. Но состояние транспортных коммуникаций, да и общая обстановка в разрушенной стране ещё не позволяли провести полноценный футбольный сезон с разъездами по городам. Поэтому в июне 1944 года было решено остановиться на проведении более компактных по срокам, но в те годы не менее престижных и популярных кубковых соревнований. Истосковавшийся по мирным зрелищам народ радостно повалил на стадионы.

Первый же соперник, доставшийся «Зениту» волей жребия в 1/16 финала — хуже не придумаешь — московское «Динамо», трёхкратный, на тот момент, чемпион СССР, в составе которого блистают звёзды советского футбола Бесков, Трофимов, Семичастный, Н. Дементьев... Ленинградский стадион «Динамо» — единственный в городе, который после блокадного лихолетья был способен принять на своём поле большой футбол — переполнен. Народ теснится на трибунах и вокруг поля, а за воротами стадиона сотни неудачников лихорадочно ищут возможности попасть на эту историческую, первую официальную футбольную встречу мирного времени. Болельщики, радостно приветствуя возвращение в полуразрушенный город большого футбола, поддерживают свою родную команду столь горячо и неистово, что проиграть зенитовцы просто не имеют права. 

И они проводят матч на одном дыхании, не оставив грозному сопернику никаких шансов. Сделав «голевой почин» с пенальти, который уверенно реализовал штатный пенальтист «Зенита» Виктор Бодров, после, усилиями Алексея Яблочкина и Бориса Левина-Когана, ленинградцы доводят результат просто до неприличного для лидера советского футбола тех лет. Правда, в самом конце встречи, когда москвичи запоздало попытались всё-таки перехватить инициативу, зенитовский защитник Алексей Пшеничный несколько скрашивает им горечь поражения, убойным ударом посылая мяч... в собственные ворота. Однако, счёт 3:1 — и «Зенит» в 1/8 финала. 

Там его поджидает команда «Динамо-2» — необычный коллектив, выступающий в первенстве Москвы, и представленный, в основном, эвакуированными в столицу в начале войны футболистами минского «Динамо», щедро разбавленный при этом опытными московскими футболистами-ветеранами. Казалось, можно особо не напрягаться — после уверенной победы над последним довоенным чемпионом СССР, очередной соперник уже не представляется столь уж непроходимым. Однако динамовцы, имея весьма крепкий и мастеровитый состав, дали «Зениту» настоящий бой. 

Игра проходила в Москве, на стадионе «Динамо», при почти пустых трибунах — ни ту, ни другу команду не относили к фаворитам турнира, отсюда и отсутствие интереса московских зрителей к их встрече. Несмотря на явное преимущество ленинградцев, ни в основное, ни в дополнительное время голов забито не было. В те годы не было ещё практики послематчевых пенальти, поэтому по существовавшему регламенту на следующий день была назначена переигровка. 

Два полных матча за два дня, да ещё и с дополнительными таймами, — испытание для спортсмена тяжелейшее. И вся повторная игра прошла в замедленном темпе: у игроков и той и другой команды просто не хватало сил для полноценной борьбы. Теперь уже более опытные динамовцы имеют заметное игровое преимущество, и у ворот «Зенита» жарко... Ленинградцев неоднократно спасает от неприятностей блестяще играющий вратарь Иванов. В конце же первого тайма отчаянный удар слёта Алексея Ларионова выводит «Зенит» вперёд, а за оставшееся время динамовцы так и не сумели пробить зенитовского вратаря. И эта воистину волевая победа выводит ленинградскую команду в 1/4 финала. 

Четвертьфинальная игра дала «Зениту» некоторую передышку. Соперником оказалась очередная динамовская команда, из Баку, выступавшая в низших эшелонах советского футбола. Правда, в предыдущем матче бакинцы неожиданно для всех выбили из розыгрыша мощное тбилисское «Динамо», но ведь в Кубке всякое случается... И быстрые, техничные, но плохо организованные бакинцы не смогли ничего противопоставить мастерству, уверенности и сплочённости ленинградцев, игравших неторопливо, но и при этом имевших на протяжении всего матча безусловное, а порой и просто подавляющее преимущество. Игра закончилась минимальной победой «Зенита», что называется, «на классе»: прекрасно проведший матч бакинский вратарь Девляшов всё-таки оказался бессилен после удара головой юного Сергея Сальникова, открывшего, таким образом, свой лицевой счёт в официальных матчах за команды мастеров. Таких голов у него впереди будет ещё много, почти полторы сотни... 

Полуфинал. И вновь ленинградцев ожидает встреча с очередным футбольным гигантом тех времён — на сей раз это московский «Спартак». Да, игра спартаковцев в том году особо не впечатляла — потеря нескольких ведущих игроков и руководящего стержня клуба в лице репрессированных братьев Старостиных заметно сказалась на состоянии трёхкратного чемпиона и двукратного обладателя Кубка СССР. Однако «Спартак» всё равно был силён, имея в своём составе таких звёзд, как Леонтьев, Глазков, Соколов, Конов... Уж они-то играть не разучились!

Игра сразу пошла на встречных курсах. В середине первого тайма «Спартак» не реализует пенальти — штатный пенальтист команды, хладнокровный и невозмутимый Георгий Глазков, на сей раз не попал в ворота: мяч после его удара, чиркнув по штанге, ушёл за пределы поля. Вот оно — напряжение ответственного матча! А в начале второй половины встречи форвард «Зенита» Сергей Сальников забивает красивейший гол ударом через себя, и вновь, как и в предыдущем матче, ассистирует ему Левин-Коган. Ленинградцы всей командой откатываются к своим воротам, но, как часто бывает, сверхплотная оборона не помогает удержать победный результат, и вскоре Климов сравнивает счёт, а затем Глазков, реабилитируясь за незабитый пенальти, выводит москвичей вперёд. После этого уже «Спартак» уходит в глухую оборону и, кажется, для «Зенита» всё кончено. 

Но и москвичи поплатились за эту оборонительную тактику: зенитовцы всей командой оккупировали штрафную площадь «Спартака», раз за разом упрямо бомбардируя ворота соперника. Игра становится резкой, сумбурной, но преимущество «Зенита» очевидно, и минут за десять до конца основного времени лишь спартаковский защитник Соколов спасает свои ворота, грудью вынося мяч с самой ленточки. И всё же, справедливость восторжествовала: на 88-й минуте в неимоверной сутолоке у ворот хозяев зенитовский правый крайний Николай Смирнов непостижимым образом всё-таки находит узенькую щёлочку в частоколе ног, и ударом почти с линии штрафной в угол сравнивает счёт. 
Дополнительное время, вновь прошедшее в яростных атаках «Зенита», голов всё-таки не приносит (ленинградцы за три минуты до свистка также не реализуют пенальти — теперь промахивается уже штатный пенальтист «Зенита» Виктор Бодров). 

Снова переигровка на следующий день. Снова смертельно уставшие игроки пытаются хоть что-то сотворить на поле, и снова на футбол это обречённое ползанье по полю в районе центрального круга практически без серьёзных моментов у тех и других ворот похоже очень отдалённо. Основное время голов не приносит. И опять дополнительное время!

Вот тут-то зенитовцы и показали, что такое настоящий характер. «Как можно переплыть море и утонуть у берега?» — так напутствовал своих игроков в последнем перерыве Лемешев. И эти слова тренера подействовали, да ещё как! Играя уже шестой матч за три недели (да ещё и с шестью дополнительными таймами, а это, в общей сложности, ещё 90 минут, ещё одна полновесная, седьмая игра) в заключительные полчаса зенитовцы просто раздавили не менее уставших физически, но, видимо, куда более выхолощенных морально спартаковцев. На 217-й(!) минуте этого тяжелейшего двухдневного матча неугомонный Борис Чучелов неотразимым ударом головой в верхний угол забивает победный гол. И если бы не прекрасная игра вратаря Леонтьева и не спасительная для москвичей штанга, быть бы «Спартаку» битым с разгромным счётом.

«Зенит» в финале!

Но радоваться ещё рано. Уж там-то зенитовцев ждал соперник самый серьёзный — могучий ЦДКА. И пусть формально он ещё не считался сильнейшей командой страны, каковым вскоре стал, но это уже почти готовая знаменитая «команда лейтенантов», которой уготовано полное доминирование в советском футболе на ближайший, без малого, десяток лет. Не хватает только Боброва. Но состав армейцев и так впечатляющ: Федотов, Николаев, Кочетков, Никаноров, Дёмин, Гринин... Настоящее созвездие классных мастеров! Их путь к финалу был куда легче зенитовского — уверенно победив всех своих соперников с общим счётом 17:3, не имея тяжелейших переигровок, не встречаясь с грандами вроде «Динамо» и «Спартака», с игрой мощной и отлаженной, ЦДКА представлялся безусловным фаворитом финала. Да и времени для отдыха и подготовки к решающей встрече у армейцев было почти в два раза больше — полуфинальный матч с московскими торпедовцами они сыграли за неделю до финала. В то время как после тяжелейшей двухдневной битвы «Зенита» со «Спартаком» до финала оставалось всего четыре дня. А играть ленинградцам предстояло абсолютно тем же составом, что и все предыдущие шесть матчей: короткая скамейка — вековечная беда «Зенита».

Ленинградское спортивное руководство, отправляя зенитовцев на финал, сопроводило их примерно таким напутственным словом: «Вы и так уже достойно защитили честь родного города, поэтому просим вас только об одном: не дайте армейцам много забить, проиграйте достойно» — в победу «Зенита» не очень верили даже в родном городе. Не сомневались в исходе финального матча и в Москве. В ресторане гостиницы, где проживали армейские футболисты, уже с утра накрывались банкетные столы — готовились к празднованию победы. По ходившей среди болельщиков легенде, в подтрибунных помещениях стадиона накануне матча игроки «Зенита» наткнулись на целую гору заготовленных коробок с подарками, на которых были заранее выгравированы фамилии армейских футболистов. С другой стороны, не исключено, что наткнулись они совсем и не случайно — предматчевая психологическая обработка соперника придумана была отнюдь не в новейшей истории футбола... Самоуверенные москвичи даже выставили на игру ещё не окончательно вылечившегося после недавней травмы знаменитого нападающего Григория Федотова, с расчётом на то, что именно он, капитан команды и самый авторитетный её игрок, должен получить после матча почётный Кубок лично в руки.

И уже первая половина встречи наглядно продемонстрировала, кто тут главный. Сразу со стартовым свистком армейцы, завертев свою излюбленную головокружительную карусель короткого точного паса, обрушили шквал атак на ворота зенитовцев. Преимущество ЦДКА абсолютно! Не только защитники ленинградцев, но и почти все нападающие команды вынуждены стеной встать у своих ворот. В центре поля только одиноко барражирует Борис Чучелов, надеясь на чудо, на неожиданный отскок, с которого можно будет нанести сопернику резкий, быстрый, разящий укол. Но около него постоянно, как привязанный, торчит бдительный центральный защитник армейцев Кочетков, да и мяч далеко от зенитовских ворот отлетает крайне редко — настолько велико преимущество ЦДКА. 

Бедный вратарь «Зенита» Иванов взмок, летая от штанги к штанге, отражая град ударов неудержимой армейской линии нападения. Но на 35-й минуте и он бессилен: правый крайний москвичей Гринин обыгрывает защитника Алексея Пшеничного и под острым углом наносит сильный удар по воротам ленинградцев. Мяч рикошетом от ноги зенитовского хавбека Яблочкина взмывает ввысь и по какой-то немыслимой траектории опускается за спиной Иванова в дальнем углу. 0:1. 

И после перерыва игра продолжается в том же ключе: вновь одна за другой накатывают атаки ЦДКА, и вновь зенитовцы яростно обороняются, прижатые к своим воротам могучим армейским «катком». Вот только через некоторое время что-то забарахлило в армейской машине. Очевидно, футболисты ЦДКА вполне успокоились, ведя в счёте и видя своё безусловное преимущество в классе над соперниками. А, может, они просто устали. Однако этого оказалось достаточно, чтобы игра постепенно отодвинулась от ворот «Зенита», и ленинградцы потихоньку начали прибирать инициативу к своим рукам. В самом деле — к чему были все эти тяжелейшие матчи, эти неимоверные волевые усилия, если на самом пороге триумфа дать слабину? «Переплыть море — и утонуть у берега»... И вот уже замелькали в штрафной площадке армейцев голубые футболки зенитовцев, и заметался в воротах ЦДКА здоровяк Никаноров. 

А на 58-й минуте происходит то, чего уже почти час терпеливо дожидался Борис Чучелов: кто-то из защитников «Зенита» сильно выносит мяч из своей штрафной, просто так, без особой цели, на отбой, чтобы перевести дух. Но ленинградский форвард начеку: он мгновенно подхватывает мяч, разворачивается и рывком уходит от тенью преследующего его Кочеткова. Пытаясь остановить убегающего форварда, защитник сначала старательно «окучивает» того сзади по ногам, а затем, недолго думая, хватает за футболку, и несколько метров Чучелов просто тащит его за собой. К счастью, многоопытный эстонский арбитр Саар не спешит давать свисток, хладнокровно дожидаясь окончания эпизода, и зенитовцу вскоре удаётся вырваться. Догнав мяч у правого угла площади ворот, Чучелов слышит отчаянный крик упавшего защитника, обращённого к своему вратарю: «Выручай!», и в этот же момент бьёт по воротам. Чёткий удар, впрочем, не получился, мяч заскакал низом, как-то коряво, сильно вращаясь, и, перепрыгнув через вытянутую руку распластавшегося на земле Никанорова, вкатился в дальний угол почти впритирку со штангой. Гол! 

И тут неожиданно армейцы дрогнули, засуетились, от былой «машинной» слаженности не осталось и следа. Совсем сник травмированный Федотов, игра команды разладилась, стала торопливой и несвязной, а воодушевлённый «Зенит», напротив, заиграл уверенно, мощно, размашисто. И ещё через 10 минут вновь возник опаснейший момент у ворот ЦДКА: после подачи углового последовало несколько срезок защитников, мяч заметался по штрафной и в результате попал к одиноко стоящему в районе 11-метровой отметки Сальникову, который сходу вколотил его в сетку. 2:1!

Играть ещё больше 20 минут, но, похоже, теперь мало кто сомневается в исходе матча. Даже неожиданное попадание в штангу ворот Иванова после мощного удара Гринина на исходе матча выглядит случайностью и совершенно не вытекает из логики хода игры: москвичи явно устали, и, несмотря на жару и изнурительный путь к финалу, куда более свежо выглядящий «Зенит» уверенно контролирует мяч, больше не давая нападающим армейцев практически никаких шансов сравнять счёт. 
Финальный свисток. 

Всё! 

Кубок СССР впервые в своей истории покидает Москву, отправляясь в Ленинград. 

Как вспоминали потом участники этого исторического матча, после финального свистка они не сразу смогли поверить в реальность произошедшего, и кое-кто из них лихорадочно прикидывал, по какому поводу ЦДКА сможет опротестовать результат. Но хлынувший на поле поток восторженных болельщиков убедительно доказал: «Зенит» победил! Создавалось впечатление, что весь стадион, совсем недавно откровенно симпатизировавший армейцам, теперь, вне зависимости от клубных пристрастий, радовался этому успеху ленинградцев: победители были окружены толпами людей, в мгновение ока взмыли в воздух, поднятые десятками рук... До раздевалки зенитовцы сумели добраться лишь минут через двадцать после окончания матча.

На радостях забыли даже о самом кубке, и уже в сумерках капитан «Зенита» Иван Куренков, с трудом вырвавшись из цепких болельщицких объятий, торжественно получил в руки хрустальный приз, который немедленно, прямо в раздевалке, был наполнен вином в честь замечательной победы. 

Через три дня поезд «Красная стрела» привёз команду на Московский вокзал родного города, где на перроне, невзирая на ненастье, её встречали тысячи болельщиков. И футболисты-триумфаторы в персональных открытых лимузинах, по одному игроку в каждом, начали торжественное шествие по запруженному народом Невскому в сторону Дворца Труда, где состоялось чествование победителей.
1 комментарий

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Yuranewaspb
    0
    28.08.2014 в 21:38

    Помнится. в книжке был такой момент - когда тренер утешал Иванова, что пропустил. тот невпопад, рассеянно, брякнул "бутылочку жалко, разбили" (в воротах была минералка, и кто-то, пробивая по воротам, попал в неё).

    Игроки засмеялись, (так это нелепо было) и, думаю, это сняло игровой стресс, что помимо прочего, также и это помогло раскрепоститься.

    В порядке бреда - можно показывать, если игра не идёт - "для поднятия духа"...