Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

К юбилею Станислава Завидонова

Сегодня, 14 октября, исполняется 80 лет Станиславу Завидонову — полузащитнику «Зенита» 1950-60-х, одному из сильнейших хавбеков в его истории.
zav.jpg

В его свидетельстве о рождении стоит г. Канск Красноярского края. Тем не менее, с полным основанием он считается коренным ленинградцем: его родители просто одно время работали в том городе и вскоре после рождения сына вернулись обратно в Ленинград. Где и началось вхождение в футбол будущей легенды «Зенита»

В 1957-м на волне резкого омоложения состава, предпринятого тренером Аловым, 22-летний полузащитник Завидонов появился в «Зените». До этого в течение трёх лет играл за ленинградские «Трудовые Резервы», и уже там зримо проявились и его немалый футбольный потенциал, и несомненные лидерские качества. А когда в конце 1956 года «трудовики» покинули высший дивизион чемпионата СССР, и многие игроки разбрелись по другим командам, никого удивило, что именно Завидонов, один из самых ярких игроков «Трудовых Резервов», оказался в рядах флагмана ленинградского футбола. 

Рослый, хладнокровный и самоуверенный, явно тяготеющий к атаке полузащитник вскоре выдвинулся в лидеры и своего нового коллектива. Именно такого яркого, умного, футбольно-одарённого игрока середины поля, с выраженными бойцовскими качествами, способного своим примером уверенно повести за собой партнёров, команде, недавно почти единовременно лишившейся пары классных хавбеков Кравец-Войнов, определённо не хватало. И новый тренер Жарков сполна оценил эти качества футболиста, вскоре построив вокруг него всю игру «Зенита» в середине поля. Именно тогда, в конце 1950-х, образовался и замечательный ленинградский тандем, знаменитая пара полузащитников Завидонов — Дергачёв, одна из лучших в советском футболе тех лет. Со времён не менее знаменитого дуэта конца 1940-х Кравец — Левин-Коган, в «Зените» не было столь яркой и сыгранной пары хавбеков. Пожалуй, на рубеже 1950-60-х во всём советском футболе с ними могла посоперничать, разве что, только столь же яркая и сыгранная пара хавбеков блистательного «Торпедо» Воронин — Маношин. 

Забивать Завидонов любил и умел. И частенько оказывался на ударной позиции, выведенный на неё мастером скрытого паса Дергачёвым. Опасен Станислав был при розыгрышах стандартов — прыгучий и физически сильный, он не уклонялся от жёсткой борьбы, не боялся плотной опеки, да и головой играл неплохо. Но главным его атакующим оружием были мощные, прицельные дальние удары, которыми вратарей соперника он огорчал с удручающим их постоянством. На поле он откровенно верховодил, являясь главным организатором и конструктором командной игры.

Обратил внимание на зенитовца и главный тренер недавно только созданной олимпийской сборной СССР Борис Аркадьев. Более того, прозорливо оценив очевидные лидерские качества ленинградца, сразу назначает его капитаном сборной и с ним начинает первый отборочный цикл к римской Олимпиаде 1960 года. Напомню, что согласно решению ФИФА, к футбольным соревнованиям на Играх в 1960 году уже не допускались спортсмены, которые принимали участие в предыдущем чемпионате мира. Поэтому в отборочных матчах не играли победители предыдущей Олимпиады 1956 года и участники чемпионата мира 1958 года Яшин, Нетто, Иванов, Ильин и другие замечательные мастера советского футбола. Это решение ФИФА и привело к созданию отдельной, олимпийской сборной команды, по сути, являвшейся второй сборной СССР. 

Увы, поставленных задач новой команде выполнить не удалось. Не помог даже могучий тренерский триумвират Б. Аркадьев — М. Якушин — А. Пономарёв, поражающий не столько монументальностью имён, сколько полной своей несообразностью: больших футбольных антагонистов, чем эта троица, в то время было сложно сыскать. В результате, вместо суммы получилась разность, и, как и 20 с лишним лет спустя, когда сборной СССР на чемпионате мира 1982 года руководила не менее впечатляющая по именам, и также не менее несуразная команда Бесков — Лобановский — Ахалкаци (история ничему не учит футбольных начальников!), подобный эксперимент удобоваримых результатов не принёс. Преодолеть отборочный цикл без полутора десятков сильнейших футболистов страны новообразованной олимпийской команде не удалось. Тем не менее, Завидонов всё равно вписал своё имя в историю отечественного футбола, как первый капитан олимпийской сборной СССР.

Возвращение зенитовца в состав олимпийской команды произошёл уже в 1962-м. Сборная начала подготовку к следующим Играм 1964 года, и новый тренер команды Вячеслав Соловьёв — в прошлом полузащитник знаменитой послевоенной «команды лейтенантов» и не менее удачливый тренер (за год до того приведший киевское «Динамо» к первым в его истории золотым медалям) — вновь привлёк Завидонова к играм. Как и четыре года назад, в составе олимпийцев вынужденно отсутствовали участники недавно прошедшего чемпионата мира, а кроме Завидонова, «Зенит» был представлен Даниловым и Бурчалкиным. 

«Проба пера» новой сборной должна была произойти в турне по Южной Америке, где ей предстояло встретиться в товарищеских матчах с местными клубами. В первом же матче советским олимпийцам довелось «скрестить шпаги» с бразильским «Сантосом» — сильнейшей клубной командой мира тех лет, только что в противостоянии с мощной португальской «Бенфикой» уверенно завоевавшей Межконтинентальный Кубок. В рядах «Сантоса» блистают чемпионы мира Жилмар, Мауро, Зито, Кутиньо и, конечно же, несравненный Пеле, герой финальных игр за Кубок, лидер сборной Бразилии, недавно второй раз подряд ставшей чемпионом мира. 

Неожиданно для всех, персонально опекать Короля футбола в той игре тренеры сборной доверили Завидонову. Решение действительно странное — ведь в команде имелись куда более знатные «персональщики» из числа полузащитников, например, киевлянин Йожеф Сабо. Что повлияло на решение тренера Соловьёва? То ли он действительно столь беззаветно верил в Завидонова, то ли просто не захотел «подставлять своего», киевского Сабо, прекрасно осознавая неимоверную сложность этой миссии (опекать самого Короля!) Кто знает... Завидонов же ранее персонально никогда не играл, но на матч вышел с твёрдым намерением не дать Пеле забить ни одного гола. 

...Трудно бороться с тем, кому во весь рот улыбается фортуна — почти в самом конце матча Пеле свой гол всё-таки забил. Хотя и получился он достаточно курьёзным: сильно пробитый мяч летел вдоль штрафной сборной СССР на высоте примерно метр, и Завидонов уже готов был его перехватить, но тут вдруг из-за его спины неожиданно вылетел Пеле, и в рискованном прыжке буквально снял головой мяч с ноги ленинградца, в падении отправив его в ворота. Удар у него не очень получился, но вратарь сборной СССР Котриказде, игру, кстати, проведший нервно и неуверенно, попал «в противоход», не успел перегруппироваться на мокром, кочковатом поле, и мяч лениво припрыгал в сетку. 

Но в целом, несмотря на этот казус, Пеле ничего особого за весь матч показать так и не смог, наглухо прикрытый зенитовцем, сыгравшим против Короля не только надёжно, но и исключительно корректно. Чем, кстати, немало удивил даже самих бразильцев — уж больно привыкли они к тому, что в противодействии своему великому земляку даже в товарищеских матчах защитники соперника обычно в выборе приёмов не стеснялись. Да и в атакующих действиях команды, несмотря на сложность своей основной задачи, Завидонов умудрялся принимать самое активное участие, став, в результате, одним из самых заметных игроков в той встрече. Матч советские олимпийцы, правда, проиграли 1:2, но выглядели в игре с лучшим клубом мира, в целом, достойно. 

Игра Завидонова против самого Пеле произвела на Родине такое впечатление, что по окончании сезона зенитовский полузащитник был включён в список 33-лучших игроков сезона, причём, под № 1. Опередив, кстати, в этом «табеле о рангах» так и не рискнувшего взять на себя ответственность противостояния Королю киевлянина Йожефа Сабо. Конечно, и весь сезон Завидонов провёл традиционно уверенно, хотя «Зенит» и занял всего 11-е итоговое место, но, безусловно, на решение Совета Федерации футбола, в первую очередь, повлиял именно этот матч против «Сантоса», сыгранный в середине декабря, т. е. как раз накануне составления этих самых списков. К сожалению, вплоть до недавнего времени, для того, чтобы попасть в сферу внимания московских футбольных чиновников, игроку провинциального клуба, да ещё и не привлекающемуся к играм первой сборной, нужно было совершить что-то из ряда вон выходящее. Отлично отыграв матч против лучшего футболиста мира, Завидонов был «замечен и отмечен». Хотя, справедливости ради, были в его карьере сезоны и, как минимум, ничуть не менее яркие. Но больше в число лучших игроков сезона он не включался ни разу. 

Вот и Соловьёв в олимпийскую сборную зенитовцев больше не привлекал, традиционно сделав ставку на москвичей и хорошо знакомых ему киевлян, а капитаном команды был назначен Лобановский. Успеха это, однако, не принесло: наша сборная вновь не смогла пробиться на Олимпиаду. 

Ну, а Завидонов продолжает блистать в «Зените». Как и прежде, активно и полезно помогая атаке, он неуклонно пополняет свой голевой счёт, в 1966 году доведя его, с учётом кубковых голов, до 35 мячей — на тот момент абсолютный рекорд среди зенитовских полузащитников и второе после спартаковца Нетто место среди хавбеков всей страны. Результат, что и говорить, впечатляющий. Особенно, если учесть, что все его мячи проведены с игры — пенальти Станислав никогда не бил. Поэтому неудивительно, что именно Завидонова, игрока середины поля, ставшего, к тому же, в 1964-м лучшим бомбардиром «Зенита», футбольные специалисты тех лет единодушно признают, наряду со штатными форвардами, одной из главных ударных сил команды. 

Особенно впечатляли действия грозного зенитовского «треугольника» из выдвинутых вперёд центральных нападающих Бурчалкина и Рязанова, и находящегося несколько сзади, активно «питавшего» этот тандем острыми пасами полузащитника Завидонова. Отлично сыгранное трио чётко взаимодействовало друг с другом, у них явно имелось множество наигранных комбинаций, в том числе, и с выходом Завидонова на ударную позицию. В этом случае треугольник разворачивался вершиной к воротам соперника: центрфорварды расступались в стороны, на острие атаки вырывался Завидонов, получал точный пас от партнёров и лупил в цель своим знаменитым убойным ударом.

Однако сам «Зенит» после относительно удачного 1963-го вновь начало лихорадить. Тогда ещё никто в Ленинграде не мог и представить, что одиннадцатое место в чемпионате 1964 года — это не временное отступление, а начало затяжного кризиса в игре команды. Который будет продолжаться добрых полтора десятка лет. Поэтому даже замена в разгар сезона главного тренера Елисеева на Валентина Фёдорова лишь ненадолго отсрочивает неминуемое. Немногим лучше завершив сезон 1965 года (девятое место), в следующем, 1966-м, «Зенит» откровенно проваливается — шестнадцатое место при абсолютно безвольной, апатичной игре. 

Совсем неважно отыграл тот сезон и Завидонов. Тандем его с Дергачёвым практически распался — спортивная форма его многолетнего напарника была далека от идеальной, а потому почти весь сезон тот провёл в защите. Сменивший его в середине поля молодой Садырин — игрок очень старательный и ответственный, но опытом Дергачёва не обладающий, и того воистину телепатического взаимопонимания со своим партнёром, всё-таки, не демонстрирующий. Да и сам Завидонов стал тяжеловат, нетороплив, и уже не показывал той работоспособности и неутомимости, которые раньше были одними из его козырей. И многочисленные претензии к его игре со стороны болельщиков и руководства команды были вполне оправданы. По окончании же сезона в «Зените» меняется тренер, и пришедший на смену Фёдорову Аркадий Алов расстаётся с 32-летним ветераном едва ли не в первую очередь. 

Завидонов начинает свой тренерский путь с клубной команды ЛОМО, выступающей на первенстве Ленинграда, затем работает в СДЮШОР «Зенит» (в числе его воспитанников игроки золотого «Зенита»-84 С. Веденеев и В. Золин). В 1972-м помогает в «большом» «Зените» главному тренеру Е. Горянскому, а в 1973–1975-м — Г. Зонину (попутно открыв для большого футбола будущего чемпиона СССР Вячеслава Мельникова), с 1976-го — вновь тренер и завуч в зенитовской школе. 

В 1988 году Завидонов возглавляет «Зенит». Попал он в команду в не самое простое время, а потому ничего существенного добиться с ней не сумел. Хотя, попадание в «зону УЕФА» после провального 1987-го, в котором «Зенит» лишь чудом удержался в высшей лиге, всё же, результат неплохой... На рубеже 1980-90-х являлся первым вице-президентом хозрасчётного футбольного клуба «Зенит», затем вновь работал в школе «Зенит», а после активно занимался инспектированием футбольных матчей первенства города и страны. 

Всего за «Зенит» в 1957–66 Станислав Завидонов сыграл 267 матчей, забил 35 голов. 

Лучший бомбардир «Зенита» в сезоне 1964 года — 7 голов. 
В числе 33-х лучших — № 1 (1962).
За олимпийскую сборную СССР — 3 матча (+ 2 неофициальных матча, 1 гол).
Капитан «Зенита» в 1959, 1960, 1962 годах.
Под его руководством «Зенит» в чемпионатах СССР в период 1988-89 провёл 54 матча: 16 побед, 14 ничьих, 24 поражения; разность мячей — 52:66.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться