Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные «Зенита»: 1960-е. Васильев, Храповицкий

Дмитрий Догановский продолжает рассказывать о самых заметных игроках в истории сине-бело-голубых. В очередной части — крайние нападающие шестидесятых годов.

Васильев – Бурчалкин – Рязанов – Храповицкий 
тренер: Е. Елисеев 
 
Переход с «дубль-вэ» на «бразильскую» тактическую схему привёл к тому, что число номинальных форвардов на поле уменьшилось с пяти до четырёх. И чтобы как-то компенсировать образовавшуюся некую «разреженность» в линии атаки, от нападающих теперь требовались куда более высокие скоростные качества, более отлаженное взаимодействие, а также заметно более высокая техническая оснащённость – ведь и противостояли им теперь уже не 3, а 4 чистых защитника. 

В первую очередь, изменения коснулись фланговых нападающих – за счёт упомянутого «разрежения», ареал их действий существенно расширился, и просто прорываться по бровке с последующим навесом в штрафную, как в прежние годы, ныне было уже недостаточным. Теперь они не ограничивались лишь подыгрышем центральным нападающим, а и сами активно участвовали в завершающей стадии атак.
  
Анатолий Васильев (1932 – 2008) 

PZ_001764_00150_0h.JPG
1974 год, Станислав Завидонов и Анатолий Васильев на базе в Удельном парке

Мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР
Левый крайний нападающий, за «Зенит» провел 141 матч и забил 27 голов (1962 — 1966)
 
Васильев в элитном дивизионе появился сравнительно поздно – только в возрасте 26 лет он, до того выступавший за команды низших лиг, появился в ленинградском «Адмиралтейце», в лиге высшей, и лишь в 30 дебютировал в составе «Зенита». Но именно с появлением этого флангового нападающего зенитовская атака, наконец, обрела так давно не достававшую ей стройность и законченность.
 
Резкий, взрывной и, несмотря на уже вполне ветеранский возраст, исключительно быстрый, Васильев обладал замечательным чутьём на голевую ситуацию, хорошо играл на добивании. Удар имел добротный, прицельный, уверенно чувствовал себя в «ближнем бою», охотно ввязываясь в силовую борьбу в чужой штрафной. Благодаря отличной игровой интуиции и высокой стартовой скорости, умело освобождался от опеки защитников соперника, мгновенно словно «растворяясь» в воздухе, и через секунду возникая в противоположном углу вратарской площадки, открытым и свободным, готовым принять мяч и сходу положить его в сетку ворот. Активно участвовал в оборонительных действиях, начиная прессинговать соперника ещё на его половине поля, а при необходимости оттягивался назад, к своей штрафной, на помощь защитникам. Но, в первую очередь, был он мастером голевого паса, которым непременно заканчивались его резкие, эффектные фланговые прорывы. И с передач Васильева его партнёры забили в ворота соперника не один десяток мячей.
 
Выступления на футбольном поле не помешали Васильеву окончить ленинградский Технологический институт, а затем получить и второй диплом о высшем образовании в институте физкультуры им. Лесгафта. Его лучший во всех отношениях сезон 1966 года оказался для него и последним в «Зените» – на волне омоложения состава 34-летнего ветерана из команды настойчиво «попросили». По завершении карьеры тренировал ленинградское «Динамо», а затем долгие годы возглавлял секцию футбола и хоккея спорткомитета Ленинграда и городскую Федерацию футбола.
 
Достижения

Лучший бомбардир «Зенита» в сезоне 1966
 
Вадим Храповицкий (1935) 

photo.download-149.jpeg
1980 год, Финляндия. Вадим Храповицкий — на снимке справа.

Мастер спорта, правый крайний нападающий
За «Зенит» провел 147 матчей, забил 38 голов (1957 — 1964)
 
Пожалуй, одна из самых заметных фигур «Зенита» начала 1960-х. Универсальный нападающий, отыгравший и на позиции центрфорварда, и инсайдом, в конце концов, занял позицию правого крайнего в схеме 4 – 2 – 4, на которой отыграл самые яркие свои сезоны в начале 1960-х.
 
Среднего роста, быстрый и разворотливый, исключительно мобильный Храповицкий не ограничивал себя лишь «челночными» перемещениями по флангу. Напротив, весь матч он беспрестанно маневрировал по всему фронту атаки, постоянно держа в напряжении оборону соперника, и готовый в любое мгновение пробить по воротам — неожиданно, без подготовки, прицельно. Он был опасен именно этой своей непредсказуемостью, молниеносностью, мог вдруг появиться в любой точке штрафной, и из самой неудобной позиции сходу, слёта, без замаха воткнуть мяч в сетку. Бил по воротам метко, хлёстко, и зачастую вратари просто не успевали среагировать на его неожиданный выстрел из самого немыслимого положения. За такими игроками нужен глаз да глаз, их нельзя ни на мгновение выпускать из поля зрения — иначе жди беды! И она непременно приходила, эта беда для чужих ворот – угадать заранее, когда и откуда Храповицкий ударит по мячу или отдаст острый пас партнёру, было крайне сложно, все его действия были неожиданными, непредсказуемыми.
 
После тяжёлой травмы вернуть прежние кондиции не сумел и заканчивал карьеру в командах низших лиг. Впоследствии много лет работал вторым тренером в родном «Зените», помогая главным тренерам Зонину и Морозову, Садырину и Завидонову.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться