Давно ничего не постил по делу, наверное наконец-то стОит.
Наткнулся я тут на весьма любопытный взгляд на дворовый футбол. Рискну его выложить сюда. Интересно, что думают по этому поводу сокнижники.
Откройте любое интервью или заметку о трудностях отечественного футбола и причинах его упадка. Посмотрите любое спортивное ток-шоу - Валентин Иванов или Евгений Ловчев будут рассказывать о том, что спортивную государственную пирамиду надо строить снизу - с детских спортивных школ. Скажете, что это аксиома? На первый взгляд всё верно. Может быть... Но детский футбольный тренер из Санкт-Петербурга Игорь Сливка, иногда выступающий на страницах еженедельника "Футбол", вполне четко сформулировал достаточное количество тезисов, опровергающих это суждение. Я их попробую кратко пересказать, а уж соглашаться или нет - это вам решать.
1) Непрофессиональный (или как его мы привыкли называть - дворовой) футбол ничего не давал мальчику авансом. От него можно было получить лишь одно - УДОВОЛЬСТВИЕ от игры, да и то приложив для этого большие усилия. Организованный футбол с первых же шагов начинается для мальчика с "дармового" получения настоящей профессиональной атрибутики: настоящий тренер, стадион, форма, мячи, тренировки со свистком, секундомером и конспектом. Мальчику остается только брать то, что ему дают, привыкая к мысли, что всё, что ему надо от футбола, он получит или от тренера или от родителей. Двор же учил ОТДАВАТЬ, а не БРАТЬ!
2) Дворовая среда, где никто никого не учил, диктовала: вывернись наизнанку и научись сам, сам проанализирую и попробуй, если конечно способен. Действуя таким образом, мальчик постепенно запускал свой внутренний механизм самосовершенствования, который потом было уже невозможно остановить. Сейчас же мальчика уже с 7-8 лет начинают навязывать взрослую, тренерскую точку зрения на детскую игру в футбол, но! Чтобы из пацана получился ИГРОК, он должен найти в игре что-то СВОЁ! Конвейерный метод "штамповки" юных футболистов отрезают лучшую, генную основу личности ребенка, с самого детства не давая ей окрепнуть.
3) В дворовом футболе не было постоянных команд. Количество игроков в них менялось от 2 до бесконечности. Это приучало мальчишек к игре с партнерами, обладающими совершенно разными характерами и уровнем мастерства, заставляло приспосабливаться к игровой обстановке. В то же время прививало такие качества, как готовность играть в любой команде, с любыми партнерами, не тушуясь и выкладываясь до конца. Способы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х человек сильно отличаются друг от друга. Дворовые футболисты умели действовать в любой ситуации.
4) Игра в команде, где собрались игроки разного возраста и уровня мастерства давала очень многое: младшим - возможность учиться и развивать характер, старшим - пробовать на слабых новые приемы, и самое главное - достичь состояния "куража", которое является особо значимым для проявления запредельных возможностей игрока. Что мы имеем в профессиональных школах? В "лучшем" случае - подставки более старших ребят для победы в соревнованиях...
5) В дворовом футболе были нужны все: один, чтобы его обыгрывали "как стойку", другой - чтобы у него можно было подсмотреть хитрый приём, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов, четвертый - умеющий выдать гениальный пас. Критерий выбора один - желание играть. Сейчас же вопрос "играть или не играть" за пацана решает тренер, определяющий тех, кто не имеет перспективы стать футболистом, ошибочно отлучая от игры огромного числа мальчишек, получивших ярлык "неспособного". Стремясь получить только звёзд, мы сейчас попутно отбраковываем настоящих ФУТБОЛИСТОВ.
6) Зачастую обстановка требовала проявления лидерских качеств даже у тех, у кого они были слабо выражены вследствие скромности или нерешительности. Сначала эпизодически (из-за отсутствия старших), а затем и по мере накопления опыта. Сейчас же, собрав 20 человек, потенциальных лидеров в одну группу, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному, максимум двум, таким образом уменьшая количество лидеров в 19 раз!!!
7) Погоня за сиюминутным результатом и приказ побеждать в каждой игре и любом турнире любой ценой - конечно же довольно неплохо для подрастающего поколения, но о каком "футбольном романтизме" может идти речь в этом случае? Получается, что мы растим роботов, дающих результат!
Специфическая "прелесть" дворового футбола, ставшая плюсом - плохие условия для игры: неприспособленные маленькие площадки, плохая обувь и мячи. Казалось бы, все это отрицательно сказывается на обретении навыков, но, проанализировав последствия игры в таких условиях, понимаешь, что такая необустроенность имеет большую пользу. В самом начале пути мальчику нужно сдать тест на преданность футболу. Не имеющие инстинктивной предрасположенности к футболу мальчишки отсеивались самой природой. Остальные понимали, что умение играть легко не придет. Надо будет трудиться упорно и терпеливо, спотыкаясь о кочки, бегая за непредсказуемым мячом и выслушивая нотации от родителей за порванные штаны. Кроме того, плохое поле заставляло "распылять" внимание, отрывать взгляд от мяча дабы не спотыкнуться о камень или скамейку, позволяло не концентрироваться на мяче и оценивать ситуация на всем поле, попутно помогая владеть мячом без зрительного контроля (великолепное качество, присущее настоящим мастерам). Наличие посторонних предметов на площадке позволяло совершенствовать технический арсенал: держание мяча рядом с собой, передача мяча с учетом луж и кочек, а также перебрасывающие и обводящие удары. Организованный футбол начинается с идеально ровных залов и манежей, настоящих бутс и удобной формы. Взрослые решили убрать с пути будущих звезд все трудности, убрав тем самым и умения, которые этими самыми трудностями вырабатываются.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Понятно, что дворовой футбол в его прежнем виде вернуть невозможно. И совершенно понятно, что всеобщее закрытие футбольных школ - абсурд. Но возможно и просто необходимо внедрить в наш детский футбол принципы и направление, по которому шло формирование личности будущих игроков во дворе. Очень многое надо изменить, но если мы хотим, чтобы у нашего футбола было будущее, необходимо срочно этим заняться. Может быть, еще не поздно...
Наткнулся я тут на весьма любопытный взгляд на дворовый футбол. Рискну его выложить сюда. Интересно, что думают по этому поводу сокнижники.
Откройте любое интервью или заметку о трудностях отечественного футбола и причинах его упадка. Посмотрите любое спортивное ток-шоу - Валентин Иванов или Евгений Ловчев будут рассказывать о том, что спортивную государственную пирамиду надо строить снизу - с детских спортивных школ. Скажете, что это аксиома? На первый взгляд всё верно. Может быть... Но детский футбольный тренер из Санкт-Петербурга Игорь Сливка, иногда выступающий на страницах еженедельника "Футбол", вполне четко сформулировал достаточное количество тезисов, опровергающих это суждение. Я их попробую кратко пересказать, а уж соглашаться или нет - это вам решать.
1) Непрофессиональный (или как его мы привыкли называть - дворовой) футбол ничего не давал мальчику авансом. От него можно было получить лишь одно - УДОВОЛЬСТВИЕ от игры, да и то приложив для этого большие усилия. Организованный футбол с первых же шагов начинается для мальчика с "дармового" получения настоящей профессиональной атрибутики: настоящий тренер, стадион, форма, мячи, тренировки со свистком, секундомером и конспектом. Мальчику остается только брать то, что ему дают, привыкая к мысли, что всё, что ему надо от футбола, он получит или от тренера или от родителей. Двор же учил ОТДАВАТЬ, а не БРАТЬ!
2) Дворовая среда, где никто никого не учил, диктовала: вывернись наизнанку и научись сам, сам проанализирую и попробуй, если конечно способен. Действуя таким образом, мальчик постепенно запускал свой внутренний механизм самосовершенствования, который потом было уже невозможно остановить. Сейчас же мальчика уже с 7-8 лет начинают навязывать взрослую, тренерскую точку зрения на детскую игру в футбол, но! Чтобы из пацана получился ИГРОК, он должен найти в игре что-то СВОЁ! Конвейерный метод "штамповки" юных футболистов отрезают лучшую, генную основу личности ребенка, с самого детства не давая ей окрепнуть.
3) В дворовом футболе не было постоянных команд. Количество игроков в них менялось от 2 до бесконечности. Это приучало мальчишек к игре с партнерами, обладающими совершенно разными характерами и уровнем мастерства, заставляло приспосабливаться к игровой обстановке. В то же время прививало такие качества, как готовность играть в любой команде, с любыми партнерами, не тушуясь и выкладываясь до конца. Способы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х человек сильно отличаются друг от друга. Дворовые футболисты умели действовать в любой ситуации.
4) Игра в команде, где собрались игроки разного возраста и уровня мастерства давала очень многое: младшим - возможность учиться и развивать характер, старшим - пробовать на слабых новые приемы, и самое главное - достичь состояния "куража", которое является особо значимым для проявления запредельных возможностей игрока. Что мы имеем в профессиональных школах? В "лучшем" случае - подставки более старших ребят для победы в соревнованиях...
5) В дворовом футболе были нужны все: один, чтобы его обыгрывали "как стойку", другой - чтобы у него можно было подсмотреть хитрый приём, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов, четвертый - умеющий выдать гениальный пас. Критерий выбора один - желание играть. Сейчас же вопрос "играть или не играть" за пацана решает тренер, определяющий тех, кто не имеет перспективы стать футболистом, ошибочно отлучая от игры огромного числа мальчишек, получивших ярлык "неспособного". Стремясь получить только звёзд, мы сейчас попутно отбраковываем настоящих ФУТБОЛИСТОВ.
6) Зачастую обстановка требовала проявления лидерских качеств даже у тех, у кого они были слабо выражены вследствие скромности или нерешительности. Сначала эпизодически (из-за отсутствия старших), а затем и по мере накопления опыта. Сейчас же, собрав 20 человек, потенциальных лидеров в одну группу, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному, максимум двум, таким образом уменьшая количество лидеров в 19 раз!!!
7) Погоня за сиюминутным результатом и приказ побеждать в каждой игре и любом турнире любой ценой - конечно же довольно неплохо для подрастающего поколения, но о каком "футбольном романтизме" может идти речь в этом случае? Получается, что мы растим роботов, дающих результат!
Специфическая "прелесть" дворового футбола, ставшая плюсом - плохие условия для игры: неприспособленные маленькие площадки, плохая обувь и мячи. Казалось бы, все это отрицательно сказывается на обретении навыков, но, проанализировав последствия игры в таких условиях, понимаешь, что такая необустроенность имеет большую пользу. В самом начале пути мальчику нужно сдать тест на преданность футболу. Не имеющие инстинктивной предрасположенности к футболу мальчишки отсеивались самой природой. Остальные понимали, что умение играть легко не придет. Надо будет трудиться упорно и терпеливо, спотыкаясь о кочки, бегая за непредсказуемым мячом и выслушивая нотации от родителей за порванные штаны. Кроме того, плохое поле заставляло "распылять" внимание, отрывать взгляд от мяча дабы не спотыкнуться о камень или скамейку, позволяло не концентрироваться на мяче и оценивать ситуация на всем поле, попутно помогая владеть мячом без зрительного контроля (великолепное качество, присущее настоящим мастерам). Наличие посторонних предметов на площадке позволяло совершенствовать технический арсенал: держание мяча рядом с собой, передача мяча с учетом луж и кочек, а также перебрасывающие и обводящие удары. Организованный футбол начинается с идеально ровных залов и манежей, настоящих бутс и удобной формы. Взрослые решили убрать с пути будущих звезд все трудности, убрав тем самым и умения, которые этими самыми трудностями вырабатываются.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Понятно, что дворовой футбол в его прежнем виде вернуть невозможно. И совершенно понятно, что всеобщее закрытие футбольных школ - абсурд. Но возможно и просто необходимо внедрить в наш детский футбол принципы и направление, по которому шло формирование личности будущих игроков во дворе. Очень многое надо изменить, но если мы хотим, чтобы у нашего футбола было будущее, необходимо срочно этим заняться. Может быть, еще не поздно...