Футбол и футболисты на киноэкране (продолжение)

Прежде,чем продолжить рассказ о кинофутболе,небольшие дополнения по первой части:

1)Режиссёр-постановщик фильма "Спортивная честь" -Владимир Петров,более известный,как постановщик фильмов "Пётр I" и "Кутузов".А Олег Стриженов играет в фильме не главную роль,это моя ошибка :(.Итак,продолжим...


60-е годы.

"Третий тайм" (1963),режиссёр Евгений Ташков;

"Чёрный котёнок" (1963)(новелла в фильме "От семи до двенадцати"),режиссёры Елена Народицкая и Юлий Фридман.

Почему-то 60-е годы для футбольного кино оказались пустыми.В смысле количества.Зато по качеству!

"Третий тайм"...Один из немногих фильмов о футболе,в основе которых лежат реальные события.Трагическая история о матче киевского "Динамо" со сборной ""Люфтваффе" 22 июня 1942 года.Сам факт "самоубийства футболом" (игроков предупредили,ЧТО ИМЕННО с ними сделают,если те осмелятся обыграть "истинных арийцев")уникален.Плевок в рожу наглым агрессорам...По самому фильму.Очень хороший актёрский состав (Куравлёв,Невинный,Александр Метёлкин (популярный молодой артист,прославившийся после фильма "Путь к причалу")),сильная режиссура будущего автора "Адъютанта его превосходительства".Конечно,история излишне мелодраматизирована и довыдумана,что не идёт фильму на пользу,реальность была ещё более драматична.Но при этом фильм смотрится на одном дыхании,а в конце на глаза наворачиваются слёзы...После "Вратаря" - лучший фильм о футболе.

Небольшое отступление...До сих пор не могу понять,почему на "Ленфильме" никому не пришло в голову снять фильм о "блокадном матче".Когда читаешь воспоминания участников этой игры,постоянно ловишь себя на мысли - вот это Люди! После тяжёлой голодной зимы,бдения в окопах и у зениток ПВО футболисты вышли на поле и сыграли,отвесив виртуальную пощёчину господину фюреру,оравшему на весь мир,что в Ленинграде не осталось ни одного живого человека,поэтому он не хочет,чтоб армия "тысячелетнего рейха" похватило заразу в "мёртвом городе"...Какой это мог бы быть фильм! Ну сейчас,понятно дело,никто за это и не взялся бы.Но в советские-то годы? Даже патрирх спортивного кино Виктор Садовский не решился.Почему? Сведений о том не имею...


"Чёрный котёнок".Фильм не очень известен широкому зрителю и это очень жаль.Сильный актёрский состав опять же (Зоя Фёдорова,Олег Даль - одна из первых ролей в кино),целиком посвящён футболу,точнее говоря,футбольным предрассудкам...Местная звезда,вратарь команды "Птицеферма" Бычков (Герман Качин; для тех,кому эта фамилия ни о чём не говорит,напомню фильмы и роли,которые запомнили все - физрук в фильме "Доживём до понедельника",журналист с радио в "Брильянтовой руке",наконец Папа в трилогии о Простоквашине;роль Бычкова - единственная главная и лучшая роль этого замечательного артиста,несколько лет назад навсегда ушедшего от нас)крайне суеверен и как огня боится чёрных кошек.И как назло во время финального матча на Кубок района за его ворота залез чёрный котёнок,которого принесли с собой двое мальчишек-болельщиков.В итоге вратарь-бедолага с перепугу на последней минуте забил гол в свои ворота...Мораль - "Никогда не будь суеверным,Дик Сэнд!" (С).

Помимо игры Качина в этом фильме отмечаю свепхостроумный комментарий футбольного матча.


70-е годы.

"Футбольные звёзды"(1970),Союзфультфильм,режиссёр Борис Дёжкин,комментатор ВЛАДИМИР ПЕРЕТУРИН (!!!);

"Удар,ещё удар!"(1970),Ленфильм,режиссёр Виктор Садовский,в главной роли Виктор Коршунов;

"Секундомер"(1972),Ленфильм,режиссёр Реваз Эсадзе,в главной роли Николай Олялин;

"Утёнок,который не умел играть в футбол" и "Как утёнок-музыкант стал футболистом" (1972),Союзфультфильм,режиссёр Юрий Прытков;

"С бору по сосенке" (1973),Союзфультфильм,режиссёры Валентина и Зинаида Блумберг;

"Первая ласточка"(1973),Грузия-фильм,режиссёр Эльдар Шенгелая;

"Дед левого крайнего"(1973),Киностудия имени Александра Довженко,режиссёр Леонид Осыка,в главной роли АНАТОЛИЙ БЫШОВЕЦ (!!!);

"Одиннадцать надежд" (1975),Ленфильм,режиссёр Виктор Садовский,в главной роли Анатолий Папанов;

"Такая она,игра"(1976),Киностудия имени Александра Довженко,режиссёры Наколай Малецкий и Владимир Попков,в главной роли Степан Олексеенко;

"О чём не узнают прибуны"(1977),Мосфильм,режиссёр Яков Базилян,в главных ролях Иван Краско и Владимир Смирнов.

После затишья 60-х и вдруг такой обвал.Не всё,конечно,выдерживает "гамбургского счёта" и тем не менее есть много интересных фильмов.


"Футбольные звёзды".Вместе с "Необыкновенным матчем" являются бесспорным лидером спортивной мультипликации.В этом фильме Дёжкин пошёл ещё дальше.Если фильмы о соперничестве "Вымпела" и "Метеора" шли без единого слова (не считать же диалогом бессвязное бурчание Капитана "Метеора",которое даже воспроизвести затруднительно),то на озвучание "Футбольных звёзд" режиссёр позвал самого настоящего спортивного комментатора,начинающего свой путь в футбольном репортаже Владимира Перетурина.Это сейчас "дядя Вова" стал нарицательным именем,которым называют систематически заговаривающихся комментаторов.В советские же времена Владимир Владимирович входил в число лучших футбольных комментаторов (выше его была только "великолепная тройка" Махарадзе-Озеров-Набутов).Перетурин мастерски справился со своим делом,весело спородировав комментаторские штампы и оговорки ("Хорошо действует молодой правый крайний нападения,выращенный в местной оранжерии...,ой,простите,в местной спортивной школе")...Ну а мастерство Бориса Дёжкина как всегда на высоте - футбольные матчи "Астра" - "Тюльпан" (10:1) и "Гладиолус" - "Тюльпан" (5:6) можно смотреть до бесконечности.Вот она,магия мастерства,помноженная на любовь к футболу!


"Удар,ещё удар!" "Зенит" ещё не пришёл в себя после кошмарных для себя 60-х,а авторы фильма,замаскировав его под "Зарю" (кого пытались обмануть,родные?),отправили питерскую команду играть в финале Кубка УЕФА,тоже переименованного в "Кубок северных морей".Футбол вновь показан на высоком уровне,правда,без всяких там шуточек в духе "Вратаря" или "Чёрного котёнка" - всё на полном серьёзе! Матч с немецкой (!) командой предодносится,как своего рода продолжение военных действий.Победа или смерть - никак не меньше.Кстати,на общих планах стадиона имени Кирова фигурировали кадры настоящего матча чемпионата страны между "Зенитом" и киевским "Динамо" (кстати,самыми "киногеничными" командами :))).Околофутбольная часть показана стандартно - зажравшийся форвард (красавец Владимир Трещалов,для тех,кто не знает - атаман Сидор Лютый из "Неуловимых..."),которого за пьянку выгоняют из команды; талантливый молодой форвард (Валентин Смирницкий),сын главного тренера и талантливый конструктор (ау,"Центр нападения"),который после бессонной ночи способен выйти на поле и настучать голов западным буржуям; никому неизвестный дублёр Толя Стародуб,взятый в команду для комплектности из КФК "Сланцы" (западный тренер-разведчик тщетно пытается выяснить,что это за такой суперклуб,игроки из которого прямиком попадают в основу финалиста еврокубка да ещё и портят кровь защитникам-профи),растерзавшего оборону западного клуба (привет,"Запасной игрок").Финал открытый - после 1-го тайма ответной встречи счёт 2:0 в пользу наших...Немного наивный,но приятный фильм для семейного просмотра.


"Секундомер".Фильму впаяли третью прокатную категорию.Видел его очень давно.Единственное,что запало в душу - убедительная актёрская и футбольная (!!!) игра Николая Олялина (капитан Цветаев в "Освобождении" и майор Топорков в "Обратной дороги нет").


"Утёнок,который не умел играть в футбол" и "Как утёнок-музыкант стал футболистом".Весьма неплохие опусы для детей дошкольного возраста с одним и тем же главным героем - Утёнком-музыкантом,который оказался в некотором роде вундеркиндом.В первом фильме он "заряжал" своей музыкой команду утят и благодаря такому "музыкальному допингу" проигрывавшие было утята без проблем переугали гусят.Во втором Утёнок-музыкант уже сам вышел на футбольное поле,поспорив с Утёнком-футболистом,что скорее он научится играть в футбол,чем его противник играть на трубе.Ну ясно дело,интеллигент переиграл жлоба (Футболист мог только иммитировать игру под "фанеру",а Музыкант вышел на поле и наклепал 3 гола поросятам(?!)(кстати,на утятах была форма со стрелкой, к чему бы это?).Мораль - футболистом каждый может быть,нужно только ТРЕНИРОВАТЬСЯ,а не шляться по дворам с гитарой и магнитофоном :).


"С бору по сосенке".Замечательная пародия на футбольную селекцию.Директор очередной команды деревянных футболистов Шкаф,не имея перед финальным матчем в команде хороших игроков,решил укрепиться за счёт соседей и вместе с тренером отправился по командам.И набрал,посулив каждому некие блага.Вратарю Сталеросову (ловит пушечные (буквально,выпущенные из пушки!) удары)- назначение его жены тренером,защитнику Костоломову (без комментариев!)- новую квартиру,полузащитнику Головешкину (мастер игры головой)- машину,нападающему Чурбану (одним ударом сносит ворота)- место в сборной.Ну а итог известен - очередная команда "мягких игрушек",пропустив до перерыва 3 гола,затем забила 5...Мораль такая же,как и в "Необыкновенном матче" - если футболист деревянный,то это на всю жизнь (не про Дениса Попова :))).


"Первая ласточка".По-моему,единственный фильм,рассказывающий о начале развития футбола на территории бывшей Российской империи...Прослышав о новой игре в мяч,группа энтузиастов из Батуми решила организовать свой футбольный клуб,который с лёгкостью обыгрывал аналогичные команды любителей по всей Грузии.Мастера кожанного мяча из Батуми настолько уверовали в свою непобедимость,что вызвали на игру матросов с одного из английских кораблей.И с треском им проиграли...Хороший,умный фильм,снятый в лучших традициях грузинского кино - весело,иронично и немного грустно.Мораль...А надо ли о ней говорить? Сами можете догадаться...


"Дед левого крайнего".В высшей степени уникальная картина.В одной картине встретились мастер украинского "поэтического кино" Леонид Осыка ("Каменный крест") и звезда мирового футбола Анатолий Бышовец.Сам факт что главную роль будет играть настоящий футболист,да не просто футболист,а самая настоящая звезда футбола ("Ведь не даром клуб "Фиорентина" предлагал мильон за Бышовца",как пел Владимир Высоцкий в своём знаменитом "Разговоре с женой после чемпионата мира по футболу 1970 года")уже подогревал интерес к фильму.Однако присутствие в кадре Бышовца - это практически все достоинства фильма.Жанр спортивной драмы даётся далеко не каждому,а Осыка взялся за этот фильм не в последнюю очередь из-за того,чтобы "замолить грехи молодости" - на "поэтическое кино" шли нападки со стороны ЦК Компартии Украины.Короче,фильм с треском провалился в прокате,что,однако,не помешало Бышовцу снятся ещё в 4 фильмах,в том числе 1 художественном (к сожалению,не знаю в каком).Анатолий Фёдорович позднее говорил,что ему предлагали стать профессиональным киноартистом,благо внешние данные у него были хорошие.Он пошёл по другой дороге,по какой сами знаете :))).


"Одиннадцать надежд".На сей раз Виктор Садвский решил фантазировать на более крупном уровне.Что нам какой-то липовый Кубок Северных Морей.Даёшь Чемпионат Мира по футболу!!!..В сборную СССР,с треском провалившую отборочный цикл чемпионата Европы,приглашают нового старшего тренера (Анатолий Папанов).Тот решает взять в сборную не раскрученных и зажравшихся мастеров,а перспективных пареньков с переферии - вратаря,любимца трибун маленького городишки,молодого форварда,выходящего у себя в клубе только на замены,забивного форварда из команды 1-й лиги (тут Садовский и компания как в воду глядели - несколько лет спустя из бултыхавшегося в 1-й лиге ростовского СКА в сборную был приглашён Сергей Андреев,единственный футболист,член "Клуба Григория Федотова" (100 голов на высшем уровне") и "Клуба Виталия Раздаева" (100 голов в матчах первой лиги))...И сборная заиграла! Да так,что команду стали осождать заграничные "жучки",тщетно пытавшиеся переманить на Запад наших мастеров...Кончается фильм просто-ки научно-фантастическим способом - футболисты выходят на поле,а закадровый голос НИколая Николаевича Озерова вещает:"Сборная СССР становится чемпионом мира по футболу!!!" Вот такой,блин,оптимизм.


"Такая она,игра".Не успел Валий Лобановский выиграть Кубок Кубков и Суперкубок,как товарищ Щербицкий,генеральный секретарь Компартии Украины,заказал фильм-осанну в его честь.В фильме тык в тык пересказана история Лобановского с того момента,как он пришёл в киевское "Динамо",как не сойдясь характерами с великим Виктором Масловым (выведенным в фильме злобным ретроградом и консерватором; эту роль исполнил Георгий Жжёнов),отправился в провинцию,где соорудил команду,которая навела шороху в высшей лиге ("Днепр"),и затем вернувшийся под фонфары в Киев...Такой классный сюжет,а фильм получился наискучнейший.Не помог ни Юрий Визбор,поющий за кадром,ни Жжёнов.А исполнителю главной роли Степану Олексеенко просто нечего было играть.Обидно.Заказной фильм,он и в Африке заказной.


Продолжение следует
3 комментария

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Пимлико
    0
    06.08.2003 в 12:25
    БЧС :))
  • Погода
    0
    06.08.2003 в 03:46
    Большое спасибо, очень интересно.
  • SAAB
    0
    06.08.2003 в 03:54
    Сорри,что опередил события.БЧС!!!
  • Марк Кириллов
    0.1
    06.08.2003 в 12:04
    Прежде,чем продолжить рассказ о кинофутболе,небольшие дополнения по первой части

    1)Режиссёр-постановщик фильма "Спортивная честь" -Владимир Петров,более известный,как постановщик фильмов "Пётр I" и "Кутузов".А Олег Стриженов играет в фильме не главную роль,это моя ошибка :(.Итак,продолжим...

    60-е годы.

    "Третий тайм" (1963),режиссёр Евгений Ташков;

    "Чёрный котёнок" (1963)(новелла в фильме "От семи до двенадцати"),режиссёры Елена Народицкая и Юлий Фридман.

    Почему-то 60-е годы для футбольного кино оказались пустыми.В смысле количества.Зато по качеству!

    "Третий тайм"...Один из немногих фильмов о футболе,в основе которых лежат реальные события.Трагическая история о матче киевского "Динамо" со сборной ""Люфтваффе" 22 июня 1942 года.Сам факт "самоубийства футболом" (игроков предупредили,ЧТО ИМЕННО с ними сделают,если те осмелятся обыграть "истинных арийцев")уникален.Плевок в рожу наглым агрессорам...По самому фильму.Очень хороший актёрский состав (Куравлёв,Невинный,Александр Метёлкин (популярный молодой артист,прославившийся после фильма "Путь к причалу")),сильная режиссура будущего автора "Адъютанта его превосходительства".Конечно,история излишне мелодраматизирована и довыдумана,что не идёт фильму на пользу,реальность была ещё более драматична.Но при этом фильм смотрится на одном дыхании,а в конце на глаза наворачиваются слёзы...После "Вратаря" - лучший фильм о футболе.

    Небольшое отступление...До сих пор не могу понять,почему на "Ленфильме" никому не пришло в голову снять фильм о "блокадном матче".Когда читаешь воспоминания участников этой игры,постоянно ловишь себя на мысли - вот это Люди! После тяжёлой голодной зимы,бдения в окопах и у зениток ПВО футболисты вышли на поле и сыграли,отвесив виртуальную пощёчину господину фюреру,оравшему на весь мир,что в Ленинграде не осталось ни одного живого человека,поэтому он не хочет,чтоб армия "тысячелетнего рейха" похватило заразу в "мёртвом городе"...Какой это мог бы быть фильм! Ну сейчас,понятно дело,никто за это и не взялся бы.Но в советские-то годы? Даже патрирх спортивного кино Виктор Садовский не решился.Почему? Сведений о том не имею...

    "Чёрный котёнок".Фильм не очень известен широкому зрителю и это очень жаль.Сильный актёрский состав опять же (Зоя Фёдорова,Олег Даль - одна из первых ролей в кино),целиком посвящён футболу,точнее говоря,футбольным предрассудкам...Местная звезда,вратарь команды "Птицеферма" Бычков (Герман Качин; для тех,кому эта фамилия ни о чём не говорит,напомню фильмы и роли,которые запомнили все - физрук в фильме "Доживём до понедельника",журналист с радио в "Брильянтовой руке",наконец Папа в трилогии о Простоквашине;роль Бычкова - единственная главная и лучшая роль этого замечательного артиста,несколько лет назад навсегда ушедшего от нас)крайне суеверен и как огня боится чёрных кошек.И как назло во время финального матча на Кубок района за его ворота залез чёрный котёнок,которого принесли с собой двое мальчишек-болельщиков.В итоге вратарь-бедолага с перепугу на последней минуте забил гол в свои ворота...Мораль - "Никогда не будь суеверным,Дик Сэнд!" (С).

    Помимо игры Качина в этом фильме отмечаю свепхостроумный комментарий футбольного матча.

    70-е годы.

    "Футбольные звёзды"(1970),Союзфультфильм,режиссёр Борис Дёжкин,комментатор ВЛАДИМИР ПЕРЕТУРИН (!!!);

    "Удар,ещё удар!"(1970),Ленфильм,режиссёр Виктор Садовский,в главной роли Виктор Коршунов;

    "Секундомер"(1972),Ленфильм,режиссёр Реваз Эсадзе,в главной роли Николай Олялин;

    "Утёнок,который не умел играть в футбол" и "Как утёнок-музыкант стал футболистом" (1972),Союзфультфильм,режиссёр Юрий Прытков;

    "С бору по сосенке" (1973),Союзфультфильм,режиссёры Валентина и Зинаида Блумберг;

    "Первая ласточка"(1973),Грузия-фильм,режиссёр Эльдар Шенгелая;

    "Дед левого крайнего"(1973),Киностудия имени Александра Довженко,режиссёр Леонид Осыка,в главной роли АНАТОЛИЙ БЫШОВЕЦ (!!!);

    "Одиннадцать надежд" (1975),Ленфильм,режиссёр Виктор Садовский,в главной роли Анатолий Папанов;

    "Такая она,игра"(1976),Киностудия имени Александра Довженко,режиссёры Наколай Малецкий и Владимир Попков,в главной роли Степан Олексеенко;

    "О чём не узнают прибуны"(1977),Мосфильм,режиссёр Яков Базилян,в главных ролях Иван Краско и Владимир Смирнов.

    После затишья 60-х и вдруг такой обвал.Не всё,конечно,выдерживает "гамбургского счёта" и тем не менее есть много интересных фильмов.

    "Футбольные звёзды".Вместе с "Необыкновенным матчем" являются бесспорным лидером спортивной мультипликации.В этом фильме Дёжкин пошёл ещё дальше.Если фильмы о соперничестве "Вымпела" и "Метеора" шли без единого слова (не считать же диалогом бессвязное бурчание Капитана "Метеора",которое даже воспроизвести затруднительно),то на озвучание "Футбольных звёзд" режиссёр позвал самого настоящего спортивного комментатора,начинающего свой путь в футбольном репортаже Владимира Перетурина.Это сейчас "дядя Вова" стал нарицательным именем,которым называют систематически заговаривающихся комментаторов.В советские же времена Владимир Владимирович входил в число лучших футбольных комментаторов (выше его была только "великолепная тройка" Махарадзе-Озеров-Набутов).Перетурин мастерски справился со своим делом,весело спородировав комментаторские штампы и оговорки ("Хорошо действует молодой правый крайний нападения,выращенный в местной оранжерии...,ой,простите,в местной спортивной школе")...Ну а мастерство Бориса Дёжкина как всегда на высоте - футбольные матчи "Астра" - "Тюльпан" (10:1) и "Гладиолус" - "Тюльпан" (5:6) можно смотреть до бесконечности.Вот она,магия мастерства,помноженная на любовь к футболу!

    "Удар,ещё удар!" "Зенит" ещё не пришёл в себя после кошмарных для себя 60-х,а авторы фильма,замаскировав его под "Зарю" (кого пытались обмануть,родные?),отправили питерскую команду играть в финале Кубка УЕФА,тоже переименованного в "Кубок северных морей".Футбол вновь показан на высоком уровне,правда,без всяких там шуточек в духе "Вратаря" или "Чёрного котёнка" - всё на полном серьёзе! Матч с немецкой (!) командой предодносится,как своего рода продолжение военных действий.Победа или смерть - никак не меньше.Кстати,на общих планах стадиона имени Кирова фигурировали кадры настоящего матча чемпионата страны между "Зенитом" и киевским "Динамо" (кстати,самыми "киногеничными" командами :))).Околофутбольная часть показана стандартно - зажравшийся форвард (красавец Владимир Трещалов,для тех,кто не знает - атаман Сидор Лютый из "Неуловимых..."),которого за пьянку выгоняют из команды; талантливый молодой форвард (Валентин Смирницкий),сын главного тренера и талантливый конструктор (ау,"Центр нападения"),который после бессонной ночи способен выйти на поле и настучать голов западным буржуям; никому неизвестный дублёр Толя Стародуб,взятый в команду для комплектности из КФК "Сланцы" (западный тренер-разведчик тщетно пытается выяснить,что это за такой суперклуб,игроки из которого прямиком попадают в основу финалиста еврокубка да ещё и портят кровь защитникам-профи),растерзавшего оборону западного клуба (привет,"Запасной игрок").Финал открытый - после 1-го тайма ответной встречи счёт 2:0 в пользу наших...Немного наивный,но приятный фильм для семейного просмотра.

    "Секундомер".Фильму впаяли третью прокатную категорию.Видел его очень давно.Единственное,что запало в душу - убедительная актёрская и футбольная (!!!) игра Николая Олялина (капитан Цветаев в "Освобождении" и майор Топорков в "Обратной дороги нет").

    "Утёнок,который не умел играть в футбол" и "Как утёнок-музыкант стал футболистом".Весьма неплохие опусы для детей дошкольного возраста с одним и тем же главным героем - Утёнком-музыкантом,который оказался в некотором роде вундеркиндом.В первом фильме он "заряжал" своей музыкой команду утят и благодаря такому "музыкальному допингу" проигрывавшие было утята без проблем переугали гусят.Во втором Утёнок-музыкант уже сам вышел на футбольное поле,поспорив с Утёнком-футболистом,что скорее он научится играть в футбол,чем его противник играть на трубе.Ну ясно дело,интеллигент переиграл жлоба (Футболист мог только иммитировать игру под "фанеру",а Музыкант вышел на поле и наклепал 3 гола поросятам(?!)(кстати,на утятах была форма со стрелкой, к чему бы это?).Мораль - футболистом каждый может быть,нужно только ТРЕНИРОВАТЬСЯ,а не шляться по дворам с гитарой и магнитофоном :).

    "С бору по сосенке".Замечательная пародия на футбольную селекцию.Директор очередной команды деревянных футболистов Шкаф,не имея перед финальным матчем в команде хороших игроков,решил укрепиться за счёт соседей и вместе с тренером отправился по командам.И набрал,посулив каждому некие блага.Вратарю Сталеросову (ловит пушечные (буквально,выпущенные из пушки!) удары)- назначение его жены тренером,защитнику Костоломову (без комментариев!)- новую квартиру,полузащитнику Головешкину (мастер игры головой)- машину,нападающему Чурбану (одним ударом сносит ворота)- место в сборной.Ну а итог известен - очередная команда "мягких игрушек",пропустив до перерыва 3 гола,затем забила 5...Мораль такая же,как и в "Необыкновенном матче" - если футболист деревянный,то это на всю жизнь (не про Дениса Попова :))).

    "Первая ласточка".По-моему,единственный фильм,рассказывающий о начале развития футбола на территории бывшей Российской империи...Прослышав о новой игре в мяч,группа энтузиастов из Батуми решила организовать свой футбольный клуб,который с лёгкостью обыгрывал аналогичные команды любителей по всей Грузии.Мастера кожанного мяча из Батуми настолько уверовали в свою непобедимость,что вызвали на игру матросов с одного из английских кораблей.И с треском им проиграли...Хороший,умный фильм,снятый в лучших традициях грузинского кино - весело,иронично и немного грустно.Мораль...А надо ли о ней говорить? Сами можете догадаться...

    "Дед левого крайнего".В высшей степени уникальная картина.В одной картине встретились мастер украинского "поэтического кино" Леонид Осыка ("Каменный крест") и звезда мирового футбола Анатолий Бышовец.Сам факт что главную роль будет играть настоящий футболист,да не просто футболист,а самая настоящая звезда футбола ("Ведь не даром клуб "Фиорентина" предлагал мильон за Бышовца",как пел Владимир Высоцкий в своём знаменитом "Разговоре с женой после чемпионата мира по футболу 1970 года")уже подогревал интерес к фильму.Однако присутствие в кадре Бышовца - это практически все достоинства фильма.Жанр спортивной драмы даётся далеко не каждому,а Осыка взялся за этот фильм не в последнюю очередь из-за того,чтобы "замолить грехи молодости" - на "поэтическое кино" шли нападки со стороны ЦК Компартии Украины.Короче,фильм с треском провалился в прокате,что,однако,не помешало Бышовцу снятся ещё в 4 фильмах,в том числе 1 художественном (к сожалению,не знаю в каком).Анатолий Фёдорович позднее говорил,что ему предлагали стать профессиональным киноартистом,благо внешние данные у него были хорошие.Он пошёл по другой дороге,по какой сами знаете :))).

    "Одиннадцать надежд".На сей раз Виктор Садвский решил фантазировать на более крупном уровне.Что нам какой-то липовый Кубок Северных Морей.Даёшь Чемпионат Мира по футболу!!!..В сборную СССР,с треском провалившую отборочный цикл чемпионата Европы,приглашают нового старшего тренера (Анатолий Папанов).Тот решает взять в сборную не раскрученных и зажравшихся мастеров,а перспективных пареньков с переферии - вратаря,любимца трибун маленького городишки,молодого форварда,выходящего у себя в клубе только на замены,забивного форварда из команды 1-й лиги (тут Садовский и компания как в воду глядели - несколько лет спустя из бултыхавшегося в 1-й лиге ростовского СКА в сборную был приглашён Сергей Андреев,единственный футболист,член "Клуба Григория Федотова" (100 голов на высшем уровне") и "Клуба Виталия Раздаева" (100 голов в матчах первой лиги))...И сборная заиграла! Да так,что команду стали осождать заграничные "жучки",тщетно пытавшиеся переманить на Запад наших мастеров...Кончается фильм просто-ки научно-фантастическим способом - футболисты выходят на поле,а закадровый голос НИколая Николаевича Озерова вещает:"Сборная СССР становится чемпионом мира по футболу!!!" Вот такой,блин,оптимизм.

    "Такая она,игра".Не успел Валий Лобановский выиграть Кубок Кубков и Суперкубок,как товарищ Щербицкий,генеральный секретарь Компартии Украины,заказал фильм-осанну в его честь.В фильме тык в тык пересказана история Лобановского с того момента,как он пришёл в киевское "Динамо",как не сойдясь характерами с великим Виктором Масловым (выведенным в фильме злобным ретроградом и консерватором; эту роль исполнил Георгий Жжёнов),отправился в провинцию,где соорудил команду,которая навела шороху в высшей лиге ("Днепр"),и затем вернувшийся под фонфары в Киев...Такой классный сюжет,а фильм получился наискучнейший.Не помог ни Юрий Визбор,поющий за кадром,ни Жжёнов.А исполнителю главной роли Степану Олексеенко просто нечего было играть.Обидно.Заказной фильм,он и в Африке заказной.

    Продолжение следует