В связи с недавней дискуссией о г. Черкасове и его роли в команде у меня появилось несколько мыслей, которые, возможно, покажутся дорогим сокнижникам довольно банальными, очевидными и, вообще, общим местом. Но тем не менее…
Мне кажется, что имеет место недооценка самого факта изменений в структуре клуба, которые для нашей страны являются, по сути дела, революционными.
В российских клубах имеет место система, условно говоря, итало-испанская, когда президент, будучи зачастую ещё и владельцем, замыкает решение всех вопросов на себя.
Зенит, похоже, первым в стране решил идти по пути «Манчестер Юнайтед», когда есть владельцы, напрямую не вмешивающиеся вдела клуба, есть менеджеры, призванные решать вопросы по оптимальному использованию вложенных хозяевами средств, каким в МЮ был ныне перебежавший к Абрамовичу Питер Кеньон – у нас в такой роли выступает г. Черкасов – и есть тренер с широкими полномочиями, касающимися конкретно футбола.
Не знаю, приживётся ли такая система в нашей стране, но, вероятно, переход на нее – шаг весьма дальновидный, поскольку, возможно, именно такая система оптимальна на нынешнем этапе развития футбола, особенно для клубов, не являющихся грандами, подобными «Реалу» или «Барселоне», которые без труда могут подавать свой брэнд по всему миру.
Нынешний же этап развития футбола характеризуется коммерциализацией и, я бы сказал, «десакрализацией». Что я имею ввиду. В своё время, после войны, имущие классы не имея возможности дать народу хлеба, особенно в таких бедных по тем временам странах, как Италия и Испания, вложили большие средства в футбол, подарив народу своего рода «фабрику грёз». Болельщик, придя на стадион, видел парней, которые вышли из той же среды, что и он, и, благодаря таланту, труду и удаче, вырвались за пределы своего класса, завоевав богатство и славу. В них он находил выражение своим мечтам о лучшей доле, надеждам на удачу. Своим существованием футболисты придавали смысл и его жизни, доказывая, что в той среде, в которой он существует, есть не только бедность, пьянство и воровство, но и творческий потенциал, коли эта среда способна порождать людей, могущих встать в один ряд с самыми выдающимися личностями. Естественно, что в таких условиях футболисты превратились в полубогов, а футбол стал чем-то вроде суррогатной религии.
С ростом общего благосостояния футбол в Европе из религии для бедных становится просто развлечением для среднего класса, и в настоящее время мы можем наблюдать, как с него спадают последние остатки сакральности. Футбол всё больше становится просто товаром, который нужно уметь продать этому самому среднему классу.
Если наша страна будет развиваться нормально, без катаклизмов, то нет никаких оснований считать, что российский футбол будет развиваться по какому-то особому пути.
И потому нынешние изменения в структуре клуба Зенит выглядят вполне дальновидными, с расчётом на перспективу.
Мне кажется, что имеет место недооценка самого факта изменений в структуре клуба, которые для нашей страны являются, по сути дела, революционными.
В российских клубах имеет место система, условно говоря, итало-испанская, когда президент, будучи зачастую ещё и владельцем, замыкает решение всех вопросов на себя.
Зенит, похоже, первым в стране решил идти по пути «Манчестер Юнайтед», когда есть владельцы, напрямую не вмешивающиеся вдела клуба, есть менеджеры, призванные решать вопросы по оптимальному использованию вложенных хозяевами средств, каким в МЮ был ныне перебежавший к Абрамовичу Питер Кеньон – у нас в такой роли выступает г. Черкасов – и есть тренер с широкими полномочиями, касающимися конкретно футбола.
Не знаю, приживётся ли такая система в нашей стране, но, вероятно, переход на нее – шаг весьма дальновидный, поскольку, возможно, именно такая система оптимальна на нынешнем этапе развития футбола, особенно для клубов, не являющихся грандами, подобными «Реалу» или «Барселоне», которые без труда могут подавать свой брэнд по всему миру.
Нынешний же этап развития футбола характеризуется коммерциализацией и, я бы сказал, «десакрализацией». Что я имею ввиду. В своё время, после войны, имущие классы не имея возможности дать народу хлеба, особенно в таких бедных по тем временам странах, как Италия и Испания, вложили большие средства в футбол, подарив народу своего рода «фабрику грёз». Болельщик, придя на стадион, видел парней, которые вышли из той же среды, что и он, и, благодаря таланту, труду и удаче, вырвались за пределы своего класса, завоевав богатство и славу. В них он находил выражение своим мечтам о лучшей доле, надеждам на удачу. Своим существованием футболисты придавали смысл и его жизни, доказывая, что в той среде, в которой он существует, есть не только бедность, пьянство и воровство, но и творческий потенциал, коли эта среда способна порождать людей, могущих встать в один ряд с самыми выдающимися личностями. Естественно, что в таких условиях футболисты превратились в полубогов, а футбол стал чем-то вроде суррогатной религии.
С ростом общего благосостояния футбол в Европе из религии для бедных становится просто развлечением для среднего класса, и в настоящее время мы можем наблюдать, как с него спадают последние остатки сакральности. Футбол всё больше становится просто товаром, который нужно уметь продать этому самому среднему классу.
Если наша страна будет развиваться нормально, без катаклизмов, то нет никаких оснований считать, что российский футбол будет развиваться по какому-то особому пути.
И потому нынешние изменения в структуре клуба Зенит выглядят вполне дальновидными, с расчётом на перспективу.