Новые мячи

Обратил внимание на то, что в матче КУЕФА Бродбю- Барселона играют новыми мячами - теми, что предназначены для Евро, теми, что по словам нападающих доставят немало хлопот вратарям. Однако ж на матче Спартака играли старыми мячами. Отчего так? УЕФА не обеспечивает равными возможностями все команды?

И вот интересно, есть ли и у российских футболистов возможность накануне ЧЕ опробовать их в действии? Вся Европа активно уже юзает их, как бы опять нам не пришлось жаловаться в Португалии на "нестандартный отскок", "нестандартный полет" и т.д.

Чтоб не оффтоп: Зениту в КУЕФА тоже придется привыкать к ним.

З.Ы. Рональдиньо сейчас какую бынку после перекладины закатал :)
10 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Dogan
    0.1
    27.02.2004 в 12:58

    Сегодня исполняется 93 года со дня рождения Георгия ШОРЕЦА – заслуженного мастера спорта СССР, прославленного голкипера довоенного Сталинца – Зенита, сборных Ленинграда, РСФСР и СССР.

    Шорцы — это маленькая народность (всего порядка 15 тыс. человек), проживающая на территории нынешней Хакассии. Ещё в стародавние времена на всю Сибирь славились своим мастерством шорские кузнецы, и пришедшие на их земли русские казаки, прозвали шорцев «кузнецкими татарами». Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей Кузнецкой, именно поэтому и возникли там города с названиями Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, а вся окружающая территория была впоследствии названа Кузнецким угольным бассейном, Кузбассом.

    Впрочем, это так, лирика. Не могу с полной уверенностью сказать, имел ли знаменитый вратарь Шорец общие корни с этим славным народом, но родился он в тех сибирских, прибайкальских краях — в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). И был он и внешне таким вот сибиряком: крепким, кряжистым, уверенным и спокойным. Хладнокровный и расчётливый, и играл он надёжно, без всякой суеты и рисовки. Ни одного лишнего движения, всё продумано, всё просчитано заранее. На поле для него не существовало авторитетов — решительный, отчаянно смелый, да к тому же обладающий весьма внушительными по тем временам габаритами (177/78), при игре на выходах он был просто опасен для прорвавшегося форварда. Впрочем, и ему, разумеется, доставалось изрядно: многочисленные яростные сшибки с нападающими приводили к многочисленным травмам. Однако ничто не смущало мужественного голкипера – в следующем же матче, нередко весь перевязанный и перебинтованный, он вновь занимал место в воротах и точно также беззаветно и отважно бросался в ноги форвардам соперника, невзирая на боль от недавних травм.

    Шорец не был футбольным реформатором, как, к примеру, его предшественник в воротах сборных Ленинграда и СССР легендарный Николай Соколов. Но то, что должен был знать и выполнять классный голкипер – он знал и выполнял на высочайшем уровне. Отличаясь прекрасной реакцией и прыгучестью (вот она, баскетбольная школа!), незаурядным чувством позиции, Шорец на линии играл безупречно и в середине 1930-х заслуженно считался одним из сильнейших вратарей советского футбола.

    Футбольный путь 16-летнего Георгия начался в 1927-м в команде фабрики им. С. Халтурина, вместе с 14-летним Петром Дементьевым, будущим великим Пекой. Причём, поначалу, играл Шорец в сборной команде фабрики по... баскетболу. В футбольных же воротах появился благодаря случаю: на один из матчей не смог придти основной вратарь фабричной команды Николай Савинцев (дублёр в сборной Ленинграда прославленного Н.Соколова), и «в гол» руководство команды вынужденно поставило юного 16-летнего Шореца, заранее расстроено предвкушая неминуемый разгром – больше ставить в тот день оказалось просто некого. Однако, на удивление, юный голкипер сыграл на редкость уверенно и самоотверженно, и вскоре ни у кого не было никаких сомнений, кто должен защищать ворота команды текстильщиков.

    Однако команда фабрики им.Халтурина достаточно серьёзной силы в то время не представляла, выступая в третьей группе чемпионата Ленинграда, поэтому неудивительно, что будущие суперзвёзды отечественного футбола вскоре покинули её ряды: Дементьев переходит в питерское «Динамо», а Шорец с 1931 года, числясь слесарем на Ленинградском металлическом заводе им. Сталина, начинает выступления в составе заводской футбольной команды (предтечи нашего «Зенита»).

    Надо заметить, что команда эта, имея солидную поддержку со стороны огромного завода (в то время одного из ведущих в стране), и став фактически профессиональной уже в 1934 году, была весьма сильна и заметна. Так, в 1935-м, участвуя в престижнейшей для того времени Спартакиаде ВЦСПС, команда ЛМЗ смогла дойти до финала, опередив многих именитых и сильных соперников.

    В 1932 году Шорец дебютирует в составе сборной Ленинграда (в те времена играть в сборной города считалось чрезвычайно почётным). С 1933-го включается в сборную РСФСР, в 1934-м вместе с П. Дементьевым награждается именными часами «За лучшую технику игры», а в 1935-м признаётся лучшим вратарём страны и выступает уже в составе главной команды СССР, участвует в знаменитых матчах со сборной Турции.

    Вот только времена для ленинградского футбола подступали весьма безрадостные. Вполне на равных соперничавший с московским в 1920-е годы, к началу 30-х он стремительно стал терять свои позиции, кое-как ещё держась на плаву благодаря отдельным выдающимся личностям (М. Бутусов, П. Дементьев, Г. Шорец, Вал. Фёдоров…). Но к началу регулярных чемпионатов среди команд ДСО и ведомств в 1936-м от былой славы питерского футбола остались только светлые воспоминания…

    Напомню, что команда Ленинградского металлического завода «Сталинец» изначально не была включена в группу А клубных чемпионатов СССР. И первый чемпионат страны вратарь сборной СССР Георгий Шорец вынужден был вместе со своей командой начинать в группе Б.

    Увы, в тот год ему довелось сыграть только один-единственный матч в первенстве. Тяжёлая болезнь надолго вывела мастера из строя. И это в 25 лет! Никто уже особо и не надеялся, что Шорец вернётся в большой футбол…

    Но, наперекор обстоятельствам, мужественный спортсмен вернулся! В 1937-м он снова занял место в воротах «Сталинца». Правда, последствия болезни не позволяют ему играть с прежним блеском, и основным голкипером команды в те годы числится Б. Грищенко. А сборная СССР, просуществовав всего чуть более 10 лет, после 1935 года уже не собиралась. У страны появились проблемы и задачи поважнее — на пороге стоял 1937 год...

    Следующий сбор главной команды страны состоится только через 17 лет, в 1952-м.

    1938 год «Сталинец», наконец, начинает в группе сильнейших. Шорец отыгрывает в чемпионате 7 матчей, а затем серьёзная травма вновь приводит к длительной разлуке с футболом.

    …С вратарями в те времена особо не церемонились. Против них разрешались многие приёмы, за которые ныне нападающий в самом лучшем для него случае получил бы пятиматчевую дисквалификацию. Впрочем, вот небольшой вполне наглядный отрывок из газетного отчёта нашего замечательного писателя Л. Кассиля об одном из матчей сборных СССР и Турции 1935 года: «…Подогретая несмолкаемыми возгласами, турецкая команда снова попыталась нападать. Одному из нападающих удалось прорваться вперед. Он ударил по нашим воротам. Советский вратарь Шорец сделал бросок и с мячом в руках скользнул по земле. На него тотчас набежали и ногами стали выбивать из-под него мяч. Шорец защищал мяч всем телом. Яростные бутсы нападающих танцевали вокруг него…»

    Стоит ли удивляться, что голкиперам той эпохи доставалось больше всех. Многие, очень многие из них были вынуждены закончить свою карьеру задолго до наступления «ветеранского» возраста. Вот и на карьере 27-летнего Шореца был вновь поставлен жирный крест.

    А потом началась война…

    Георгий ушёл на фронт, воевал на Ораниенбаумском плацдарме, командовал взводом автоматчиков, был контужен, получил тяжёлое ранение… О возвращении в большой спорт не было и речи. Да и сам спортсмен, похоже, уже не сомневался в этом. Однако, в 1945-м, сразу по окончании войны, к 34-летнему ветерану обратились за помощью представители ленинградского «Динамо», испытывающего большие проблемы с надёжным дублёром для великолепного В. Набутова. В результате, ещё 3 сезона Шорец защищал ворота этой питерской команды, проведя в её составе в общей сложности два десятка игр.

    По окончании спортивной карьеры долгие годы служил в милиции и ушел в отставку в звании подполковника.

    Непростая, даже, пожалуй, драматическая судьба. Расцвет его карьеры пришёлся на годы, когда чемпионаты страны среди клубных команд ещё не проводились, сборная СССР выступала эпизодически, футбольная статистика была просто в зачаточном состоянии... Кто знает, не будь той тяжёлой болезни, по сути сломавшей карьеру блистательного вратаря на самом взлёте, возможно, «Зенит» уже в первом своём чемпионате добился бы права выступать в элите советского футбола. Не будь той серьёзной травмы 1938 года, наша команда, возможно, гораздо увереннее выступила бы в предвоенных чемпионатах...

    Если бы поберёгся вратарь, не рубился на поле столь отчаянно и беззаветно… Но это был бы уже не Шорец. Да и не терпит история сослагательного наклонения.

    Всего за «Зенит» в период 1936–1938 гг. Георгий Шорец сыграл 14 матчей (в высшей лиге 7 матчей, пропустил 19 голов). К сожалению, не располагаю статистикой по играм Шореца за команду ЛМЗ в период 1931–1935 годов. Да и существует ли такая статистика в природе?

    Заслуженный мастер спорта (с 1948).

    2-й призёр чемпионата СССР среди сборных городов 1935 г. в составе сборной Ленинграда.

    2-й призёр Спартакиады ВЦСПС 1935 г. в составе ленинградского «Сталинца».

    В сборной СССР сыграл 4 неофициальных матча (пропустил 10 голов).

    Лучший вратарь СССР 1935 г.

    Умер 4 апреля 1988 года в Ленинграде.

    P. S. И ещё один исторический факт. Легенда о возникновении названия команды «Спартак» рассказывает о долгом и мучительном поиске нужного слова, предпринятом группой уважаемых деятелей отечественного футбола во главе с самими братьями Старостиными. О продолжительных яростных спорах бессонной ночью 13 апреля 1935 года и случайно брошенном взгляде на лежащую на столе книгу Р. Джованьоли «Спартак»... И якобы благодаря этому случайному взгляду старшего Старостина, Николая, и родилось название одного из популярнейших футбольных клубов страны.

    На деле же, футбольные команды с названием «Спартак» существовали в России (и отнюдь не только в России!) задолго до той апрельской ночи 1935-го. И один из «древнейших», документально зафиксированных на территории нашей страны «Спартаков» ещё в 1915 году(!) играл как раз на родине Г. Шореца, в Верхнеудинске. Да и сам патриарх, по его собственному признанию, о романе Джованьоли в то время и понятия не имел. А откровения искренне уважаемого А. П. Старостина, приведённые в его книге «Большой футбол», о внезапном озарении, посетившем его брата Николая, — не более чем красивая сказка.

    Впрочем, вся мировая история построена на сказках, мифах, преданиях и легендах. Так стоит ли удивляться и возмущаться этой, столь невинной и наивной?
  • Scorp
    0
    27.02.2004 в 01:00
    О DOGAN только подумал : чего то DOGANа не видно почитать нечего,а тут ты :)

    А где Sinbad?
  • Dogan
    0.1
    27.02.2004 в 02:16
    Я так полагаю, что он дома:)
  • khan
    0
    27.02.2004 в 09:45
    Спасибо, DOGAN. Может быть тот факт, что сборная после 1935г. не собиралась, связан не с предстоящим 1937-м, а с катастрофическим общим поражением наших клубов от басков (их турне в СССР было как раз где-то в 30-х годах (кажется))?
  • Dogan
    0
    27.02.2004 в 12:15
    khan,, тут, пожалуй, трудно назвать однозначную причину. Понятное дело, никто официально её в то время не озвучивал:)

    Вообще-то, с нашей довоенной сборной футбольных дел никто иметь не спешил: СССР не входил в состав ФИФА, а эта организация достаточно жёстко регламентировала все взаимоотношения между футбольными сборными стран мира. Поэтому, в довоенные годы мы смогли встречаться только с различными сборными нашего ближайшего соседа – Турции (за период с 1924 по 1935 – 15 матчей). Почему именно с ними – разговор отдельный.

    Действительно, баски приезжали к нам в 1937-м и за июнь-июль выиграли 7 матчей из 9, один свели вничью (со сборной Ленинграда), а один проиграли – Спартаку, усиленным пятью футболистами из других клубов (начиная от Григория Федотова и до Виктора Шиловского из Киева), при скандально предвзятом судействе, липовых пенальти и т.д. Спартачи очень гордятся этой победой и постоянно всех тыкают в неё носом. А мне вот просто стыдно за эту липу...

    Разумеется, результаты этих матчей вызвали явное неудовольствие руководства и после этого встречи с иностранными командами практически прекратились, «дабы не подрывать престиж...» Фактически, только нахрапистые братья Старостины смогли пробить для Спартака выезд в Болгарию в 1939-м и ответный визит болгар в Москву в 1940-м. Т.е. возможно, что игры с басками оказали влияние и на решение о сборной. Но справедливости ради, она и так уже почти два года, как не существовала. Последний свой матч довоенная сборная провела в октябре 1935 года.

    А мне думается, что причин было много, и все они проистекали из общего положения внутри страны: СССР готовился к войне, начались масштабные «чистки», в том числе, и в спортивном аппарате, какой-либо культурный обмен с другими странами (в т.ч. и футбольный), и так весьма невеликий, был сведён к минимуму. То есть термин «1937-й год» не надо понимать впрямую – это не констатация начала репрессий, как таковых. Для меня 1937-й – это начало новой эпохи, эпохи целенаправленного превращения страны в огромного милитаризированного монстра, когда вокруг одни враги, с которыми надо бороться. Какая там футбольная сборная...
  • klinsmann
    0.2
    27.02.2004 в 12:18
    DOGAN,

    БЧСище! Очень интересно!
  • bambula
    0
    27.02.2004 в 01:01
    DOGAN, БЧСх2!:-)

    Думаю, что при тех последствиях, которые в 37-м мог иметь любой факт пребывания за границей, и уж, тем более, провал выступления команды, нашим тогдашним Колоскам и Фетисовым куда спокойнее было сидеть тихо "в своем ущелье" (с)

    А книга "Спартак" была популярной среди прогрессивной мОлодежи еще до революции, наряду с "Оводом". Забавно, что В. Крапивин пишет о послевоенном времени что-то вроде (не помню точно): Я долгое время был уверен, что "Спартак" происходит от слова "спорт" и пишется через "О" :-)
  • Dogan
    0.1
    27.02.2004 в 08:49
    Fedfed, искренне прошу прощения, но я ничего не понял:( Где у меня есть утверждение, что сборная была разогнана, арестована, расстреляна?:) Совершенно верно - она умерла за ненадобностью. А вот эта "ненадобность" возникла по причинам, о которых я упоминал.
  • Лева
    0
    28.02.2004 в 06:28
    DOGAN, так все-таки, Улан-Удэ это Верхнеудинск или Красноудинск?

    З.Ы. Привет, сам знаешь откуда. Возьми на меня билет. Один.
  • Dogan
    0
    28.02.2004 в 08:08
    Лева, хе-хе:)

    г.Верхнеудинск назывался так до 1934 года, затем - Красноудинск, что потом трансформировалось в то же самое, но по-бурятски - Улан-Удэ, как, собственно, поныне и называется. Не веришь - проверь на обратном пути "оттуда", откуда "я сам знаю":) Как раз мимо полетишь:)))
  • Элс
    0
    29.02.2004 в 01:59
    2 DOGAN

    БЧС