Офтоп, но ИМХО интересно

"ЧТО ВИДНО СКВОЗЬ "ПРОЗРАЧНЫЙ" БЮДЖЕТ.

Как известно, начиная с этого сезона, российские клубы, выступающие в национальном первенстве, будут обязаны пройти процедуру лицензирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми УЕФА. Перед этим их ожидает аудиторская проверка, после чего клубные бюджеты должны приобрести так называемую прозрачность. Что подразумевается под этим термином и какую информацию о финансовом положении клуба могут получить рядовые болельщики, стонет ясно после ее окончания, а пока мы обратимся к испанскому опыту. Впрочем, принимать эту модель в качестве ориентира и рассчитывать на подобное к себе отношение не имеет смысла, ибо основана она на такой системе, в рамках которой болельщик действительно наделен определенными правами. В том числе и на информацию.

Расхожая на Западе фраза «Я плачу налоги и как налогоплательщик имею право знать, на что расходуются эти деньги» справедлива и при построении взаимоотношений болельщика со своим клубом. Правда, следует отметить, что далеко не для всякого болельщика, а только того, который действительно отдает свои кровные, но не государству, а напрямую самому клубу. Человек, уплачивающий в клубную казну членские взносы, получает статус «socio» (в переводе — член организации, партнер, участник), закрепленный в специальном удостоверении, а вместе с этим — и определенные преимущества по сравнению со всеми остальными.

Как свидетельствует история и практика, такая форма взаимоотношений является наиболее выгодной для обеих заинтересованных сторон. Клубы получают еще один гарантированный и неиссякаемый источник доходов, тогда как болельщики чувствуют себя равноправными партнерами, а не посторонними людьми.

Чтобы иметь представление о том, насколько весом этот вклад, достаточно произвести нехитрую арифметическую операцию. В сезоне-2002/03 число «socios» «Барселоны» выросло с 90 до 105 тысяч человек (на начало текущего чемпионата оно составляло уже 130 тысяч). 15 тысяч новичков уплатили вступительный взнос в размере 373 евро и ежегодную квоту в размере 124 евро, что в сумме составляет 7455000 евро. Остальные 90 тысяч ограничились выплатой ежегодной квоты, что принесло еще 11160000 евро. В итоге получаем цифру в 18 миллионов 615 тысяч евро, чего вполне должно хватить на приобретение одной «звезды» или двух-трех футболистов высокого уровня. Значительно дешевле обойдется членство в клубах-середняках и аутсайдерах, как по турнирному, так и финансовому положению, но в любом случае оно стоит не меньше 100 евро.

Следует сразу же отметить, что это только «чистые» членские взносы, а есть еще доходы от продажи сезонных абонементов и разовых билетов на матчи национального первенства и еврокубков. В случае той же «Барселоны» разброс этих цен очень велик и зависит не только от сектора на трибуне, но и от значимости матча и сипы соперника. Так, например, на игру ближайшего тура против мадридского «Атпетико» билеты будут стоить от 33 до 75 евро, а на следующий матч на «Камп Ноу» (19 февраля с "Мальоркой») их цена составит от 22 до 52 евро.

Для «socios», как являющихся владельцами сезонных абонементов, так и посещающих только отдельные матчи, поход на стадион обойдется на 10 — 15% дешевле. И они всегда могут быть уверены в том, что им удастся посмотреть домашний матч «вживую», так как для данной категории всегда бронируется определенное количество билетов, и принадлежащие к ней лица имеют первоочередное право на их приобретение.

В свою очередь, обладатели абонементов («abonados»), вынужденные пропустить ту или иную игру, могут передавать их другим лицам, также являющимся «socios», предварительно уведомив об этом клуб. «Толкнуть» их на сторону не получится, так как на входе на трибуну нужно предъявить не только билет, но и членскую карточку. «Socio» также может продать официально свое место на один или несколько матчей (но не более чем на 1/4 от общего их количества), и, если оно будет куплено, ему возвратят около трети стоимости. Таким образом, клуб убивает сразу двух зайцев: поддерживает посещаемость на стабильно высоком уровне и частично компенсирует потери «abonados», число которых продолжает расти из года в год.

Любой «socio», независимо от возраста, стажа и прочих данных, имеет право запросить отчет о финансово-экономической деятельности клуба, и, как правило, по окончании каждого сезона для них выпускается отдельным тиражом специальный бюллетень с описанием всех произведенных финансовых операций. Из него, например, можно узнать, сколько денег было потрачено на покупку новых игроков, суммарный размер зарплаты тренерского штаба, футболистов и обслуживающего персонала и многое-многое другое, вплоть до закупки продуктов питания для команды. И, что самое главное, клубное руководство воспринимает подобные запросы как должное, а не как попытки вмешательства во внутренние дела. Но самая главная привилегия «socio» — возможность принимать участие в президентских выборах и таким образом оказывать влияние на клубную политику. В конце концов, судьбу «сильных мира сего» в Испании решают именно простые люди, и в этой связи будет нелишним напомнить, что перевес президента «Реала» Флорентино Переса над своим предшественником и главным конкурентом Лоренсо Сансом на выборах 2000 года составил чуть более 3000 голосов. Действующий президент «Реал Сосьедада» Хосе Луис Астиасаран и вовсе выиграл выборы в минувшем декабре с перевесом всего лишь в 165 голосов.

А ведь если настроить против себя «каких-то» 3000 избирателей, они могут начать сбор подписей за досрочное прекращение полномочий не оправдавшего надежд президента и добиться проведения новых выборов. Кстати, кандидат на эту должность также должен быть «socio», что автоматически исключает возможность пришествия посторонних. И лишь в редких случаях (как правило, при крайне бедственном финансовом положении) к рулю допускаются люди извне. Наверное, именно поэтому такая система клубного устройства никогда не будет взята на вооружение в России, где вместо словосочетания «президент клуба» более уместно и логически верно употреблять «хозяин», «владелец», а то и «барин»...

У нас, как вы сами понимаете, болельщик фактически бесправен и влиять на клубную политику — даже таким путем, как поход раз в четыре года к избирательным урнам, — не может. Вот и остается ему разве что устраивать демонстрации протеста, акции типа «чемодан-вокзал-ростов» и писать письма «на деревню дедушке» с мольбами о помощи. Да и что тут говорить, если президент одного из клубов, не так давно выступавшего в Премьер-лиге, отвечая по ходу встречи с болельщиками на совершенно невинный вопрос о размере годового бюджета, начал кричать на грани истерики: «Что вы все время ко мне в постель заглянуть хотите?!». И как с таким вот «колхозным» менталитетом можно идти к европейской открытости?

Идея получить с болельщика еще какие-то средства помимо денег, уплаченных за билет, также обречена на поражение. Иным клубам, собирающим на трибунах своих стадионов жалкие полторы-две тысячи зрителей, впору приплачивать, дабы поднять посещаемость. Это в Испании экономическая формула Флорентино Переса («если болельщик хочет видеть в своей команде лучших футболистов мира, радоваться победам в престижных турнирах, он должен быть готов платить за это соответствующую цену») имеет право на существование. Нашим же любителям футбола рассчитывать особо не на что. По крайней мере, в ближайшее время, когда клубы будут руководствоваться все тем же «принципом улитки»: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю, никому ничего не скажу».

Источник: еженедельник "Футбол" № 5/2005.
6 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • klinsmann
    0
    04.02.2005 в 11:17
    IGS, БЧС!

    Да, в испанских клубах красивая система!
  • soulsisters
    0
    05.02.2005 в 12:40
    Ты бы еще про "Челси" написал......
  • T-37
    0
    05.02.2005 в 01:56
    IGS, БЧС, кул!

    Чертовски актуальная тема, отличный обзор. Остается только надеяться, что кто-нибудь из руководителей ФК-почти-КЕУ это все прочтет и решит заработать для клуба еще пару млн. бак. Только, увы, хрен.

    ЗЫ Пару лет назад довелось писать текст про футбольный бизнес в Англии. На сайте МЮ скачал отличный годовой отчет с балансом, текущими доходами/расходами, динамикой этих показателей и даже - размером вознаграждения BoD. С этого простого факта - наличия такого документа - я и начал тогда свой текст.

    ЗЫЫ Техотдел моей тогдашней конторы накатал телегу начальству, что такой-то сотрудник скачал из сети с такого-то адреса, не имеющего отношения к сфере деятельности компании, большой объем информации. А начальство, не глядя, подмахнуло мне штраф. Чуть было не пострадал за интересы российского футбола :))
  • Vоland
    0
    05.02.2005 в 04:06
    Угу, кул. Нам бы еще достаток как в Испании и вообще бы полный кул пришел.
  • T-37
    0
    05.02.2005 в 05:17
    Vоland

    "Нам бы еще достаток..." Какое пенсионерское брюзжание. В Испании достаток не такой уж большой. Если в России клубы будут целенаправленно работать с высокодоходными группами, то это и будет та самая Испания. Пусть Зениту не светят 100 тыс. социос, которые бы платили по 400 евро, ну так и я говорю не про 20 млн дохода, а про два. Тут главное начать.

    Вот так во всем: бедная страна, что тут вообще сделаешь...
  • IGS
    0
    05.02.2005 в 05:37
    Подтверждаю, два года назад, когда я жил в Мадриде, очень много категорий народу (официанты, молодые специалисты после университета, аспиранты, мелкие госчиновники, механики...) имела зарплату 120 тыс песет, что соответствует 700 евров. Для сравнения я столько примерно платил за квартиру. Вот и считай богатый ли народ испанцы...