«Зенит» и его соперники: тактика и аналитика от Алексея Белякова

258
86

«Инженерный подход»: «В матче с „Уфой“ главным оружием „Зенита“ стали контратаки»

Алексей Беляков — о победе на «Газпром Арене».

PZ_11574_00700_0h.jpg

После тяжелого во всех отношениях матча с «Вильярреалом» Сергей Семак резонно освежил состав, дав отдохнуть Дриусси, Оздоеву и Маку. И если выход в старте против «Уфы» Жиркова подразумевался по-умолчанию, то появление Нобоа и Ригони стало двойным сюрпризом — хотя бы потому, что в официальных матчах за «Зенит» оба по разным причинам не играли с августа.

«Уфа» вышла в номинальной расстановке 3-4-3, но в реальности трио форвардов Сысуев-Игбун-Бизяк скорее обозначали прессинг, позволяя Ивановичу с Ракицким свободно подниматься до центра поля для начала атак. Гости держали привычно низкий оборонительный блок, который трудно вскрыть через позиционный розыгрыш (до вчерашнего дня в пассиве у «горожан» было лишь 6 пропущенных мячей в статике) и с помощью примитивного прогруза с флангов (в последний раз после фланговой подачи с игры уфимцы пропускали еще в конце сентября от «Енисея»). 

В итоге реальная острота после подач пару раз возникла лишь дважды при розыгрышах стандартов (Жирков на Дзюбу после подбора при угловом в середине первого тайма; Ригони на Азмуна с углового в концовке второго, когда на выходе ошибся Беленов) и в одной из контратак, когда защитники «Уфы» были вынуждены обороняться лицом к своим воротам и не разобрали в своей штрафной зенитовских нападающих.

Чтобы взломать уфимский сейф нужны были более тонкие и неочевидные решения вроде того, что придумал Ракицкий во второй голевой атаке. Его проникающий кросс в ноги Дзюбе сразу же поставил оборону гостей в тупик, пару таких передач прошло и у Нобоа, но это были скорее разовые акции, а не часть единой системы.  

Понятно, что тому же эквадорцу после 7-месячного простоя из-за травмы «крестов» элементарно не хватало игрового тонуса и скорости принятия решений, но даже в этих условиях он как минимум не потерялся и со своими функциями глубинного разыгрывающего в целом справился. По итогам матча Нобоа отдал больше всего передач (74; вторым оказался Ракицкий — 71) и чаще всех пасовал вперед в атакующую треть (22; у Ригони — 21), и это при том, что на 60-й минуте его заменили. Весьма показательно, что в последней трети матча аккурат после ухода Кристиана «Зенит» заметно просел по проценту владения (66% до его замены и только 46% после), пусть даже особых дивидендов из этого «Уфа» извлечь не смогла.

В какой-то мере проблемы хозяев в позиционном нападении были связаны с особой ролью Дзюбы, который вновь постоянно опускался к центральному кругу для помощи в розыгрыше (фактически, 4-4-2 в атаке у «Зенита» трансформировались в 4-5-1). 
В плане продвижения мяча в финальную треть польза от таких маневров Артема однозначно была (на момент замены на 78-й минуте он был самым пасующим из игроков атакующей группы после Нобоа и Барриоса — 36 передач), но это усложняло задачу Азмуну, постоянно находившемуся под плотной опекой минимум пары защитников. 

1 (17).png

В этих условиях именно контратаки стали главным оружием «Зенита», хотя очевидную ставку на них делали как раз уфимцы. 
Первая такая ситуация возникла после неудачного углового гостей и агрессивного рывка Смольникова, который напугал соперника и спровоцировал его на ошибку. По цепочке Нобоа-Дзюба-Ригони атака докатилась до штрафной «Уфы», где Азмун оказался самым расторопным, а вратань Беленов — самым удачливым.

Вторая возникла после отбора Ригони вблизи своей штрафной, пары простых темповых передач в касание (Кузяев-Дзюба) и классной вертикали Ракицкого на Азмуна, после чего иранец с аргентинцем поставили уфимской защите мат в два хода. 
Третью Ракицкий с Азмуном сообразили дуэтом, но в последний момент Пуцко удалось в падении чуть изменить траекторию удара.

Свой единственный шанс в контратаке гости тоже использовали, но этого не хватило, чтобы зацепиться за очки.

2 (19).png

Итоговые 5-2 по креативной дельте полностью отражают соотношение сил в матче, который точно не стал для «Зенита» легкой прогулкой. Собственно, особых предпосылок к этому не было, если учесть, что в первом круге «Уфа» зацепила ничью в Краснодаре, едва не обыграла «Локо» (не забив пенальти в добавленное время) и разобрала по винтикам «Спартак» (2-0 по счету; 6-3 по голевым моментам).

3 голевых момента в быстрых отрывах — локальный рекорд для «Зенита» в текущем сезоне (причем во всех турнирах). Этот всплеск однозначно связан с появлением Ригони, который в прошлом сезоне был самым эффективным контратакующим игроком в команде Манчини (7 из 18 голов в контратаках с личным участием).

3 (17).png

2 очка по системе «гол плюс пас» и 4 балла за полезную активность в атаке (1 момент + 3 передачи в остроатакующих цепочках) — что и говорить, свои притязания на место в старте аргентинец обозначил весьма красноречиво. 

Настолько же активен был и Азмун (4+0), отлично адаптированный к контратакующей модели еще со времен бердыевского «Ростова». Идеальный матч в плане организации атак удался Ракицкому (0+3), который к тому же стал первым центральным защитником «Зенита», набравшим два результативных балла в одном матче. 

4 (14).png

***

Благодаря осечке «Краснодара» отрыв в чемпионате до 5 очков нарастил и «Зенит», что несколько меняет стратегический расклад в преддверии воскресного матча со «Спартаком» и позволяет Сергею Семаку повысить ставки в Лиге Европы. Понятно, что забить три на заказ в Испании будет тяжело, но в последние годы сине-бело-голубые приучили к самым невероятным победам.
1 комментарий

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • ~TeRReN~
    0
    12.03.2019 в 13:22
    Спасибо за статью, кратко и по делу! На счёт Лиги Европы надо биться, но сейчас чемпионат важнее.