«Зенит» и его соперники: тактика и аналитика от Алексея Белякова

258
86

«Дзюба был буквально везде, вызывая у португальских защитников приступы головокружения»: главные итоги матча с «Бенфикой»

Алексей Беляков — об игре против «Бенфики».

615453_sPICT.jpg

На пресс-конференции перед матчем с «Бенфикой» дотошные журналисты выпытывали у Сергея Семака планы и схемы противодействия португальскому чемпиону с его мощными флангами, но не добились даже намека на какую-то конкретику. На прямой вопрос, существует ли вероятность лионского варианта с переходом на модуль с тремя центральными защитниками, рулевой «Зенита» дал честный философский ответ, что в этом мире возможно все. Матч показал, что и тренерский штаб, и команда были готовы к любому сценарию. 

И все-таки изначально была выбрана базовая 4-4-2 с понятным и привычным распределением ролей между исполнителями.  Левый фланг был отдан на откуп цепким южноамериканским технарям Дриусси и Сантосу, опорную связку в центре составили неутомимые Оздоев и Барриос, а сочетание Шатов — Смольников справа навевало приятные воспоминания о самой успешной лигочемпионской кампании «Зенита» с пятью победами в группе при Андре Виллаш-Боаше. 

Такой вариант затруднял «Бенфике» создание численного перевеса на флангах (как в стандартной для «орлов» 4-4-2, так и в 4-2-3-1) и создавал более комфортные условия для высокого прессинга, к которому хозяева приступили незамедлительно. 

1 (53).png

Уже на первой минуте зенитовцы прижали соперника к канатам на их левом фланге: Шатов выцарапал мяч у главной звезды португальцев Гримальдо, изящным движением пяткой нашел пасом Дзюбу, который транзитом через Оздоева вывел на удар Дриусси. Еще минутой спустя «Зенит» снова агрессивно встретил того же Гримальдо на фланге, и после серии из трех выигранных единоборств подряд в исполнении Смольникова, Оздоева и Дзюбы мяч был доведен до Азмуна в зону, брошенную левым защитником «Бенфики». Иранец влетел в штрафную, играючи «раздел» на дриблинге Жардела, но с первой попытки не смог пробить португальского вратаря, а добивание Дзюбы с горем пополам защитники все же накрыли. 

Удачный старт придал «Зениту» уверенности и явно озадачил гостей, которые к такому горячему приему оказались не очень готовы. За первые 15 минут они совершили 7 потерь (против 2 у хозяев) и, даже добираясь в финальную треть, пребывали в идейном ступоре и толком не понимали, что делать дальше.

В первом тайме «Бенфика» не могла пробиться в штрафную Лунева с мячом ни через стенки, ни через кроссы, ни за счет индивидуальных проходов. Очень строго и дисциплинированно сзади отработали Шатов и Смольников (4 отбора + 7 перехватов на двоих за полтора тайма), на которых легла основная нагрузка по сдерживанию сильной связки Гримальдо — Рафа Силва на левом фланге атаки гостей. 

У зенитовцев в атакующем плане все было не в пример лучше с самого начала, да и по ходу матча картина практически не менялась. Несмотря на то, что «Бенфика» значительно больше владела мячом (57% на 43%), «Зенит» вдвое перебил гостей по входам в штрафную (23-12) — и это при том, что по входам в финальную треть у команд почти паритет (43-45). 

Преимущество «Зенита» по ударам из пределов штрафной после игровых комбинаций оказалось и вовсе подавляющим (9-1, включая голевую срезку Диаша). 

2 (50).png
Карта ударов после игровых комбинаций «Зенита» (слева) и «Бенфики» (справа)

Ключевую роль в развитии подавляющего большинства зенитовских атак исполнял Артем Дзюба, который в первом тайме вообще оказался самым пасующим игроком (!!!) в составе команды (32 передачи — на 6 больше, чем за весь матч с «Локомотивом»). 

Даже с висящими на плечах защитниками нападающий открывался по всей ширине поля, регулярно находил возможность для обострения и почти не ошибался в передачах (83% точности — к концу матча на фоне усталости цифра упала до 76%, но для форварда это все равно превосходный показатель). 

3 (45).png
Карта передач Артема Дзюбы в первом тайме матча с «Бенфикой»

Складывалось ощущение, что Артем буквально везде, и по слухам, португальские центральные защитники Диаш с Жарделом в перерыве даже пожаловались докторам на легкое головокружение.

***

Хозяева агрессивно, но при этом подчеркнуто аккуратно вступали в отбор (всего 11 фолов и только одна карточка — в пересчете на владение соперника самый корректный матч со стороны сине-бело-голубых в этом сезоне), а после захватов владения без потери темпа старались использовать свободные зоны в атаке. Почти вся острота у ворот «Бенфики» возникала в переходных фазах — либо когда «Зенит» прессинговал сам, либо когда удачно выбирался из-под прессинга гостей.

4 (37).png

В этом смысле против смелых, но несколько авантюрно действующих португальцев созидать было куда проще, чем в матчах чемпионата, где прессинговать «Зенит» на его половине или же выходить из-под гнёта через короткие передачи почти никто не отваживается. Именно здесь навыки Барриоса, Сантоса, Дриусси или того же Оздоева, которые за счет дриблинга, резкости и работы корпуса способны сбрасывать прессингующих и разворачивать встречное наступление, имеют особую ценность.

На протяжении всего матча зенитовцы сохраняли гиперконцентрацию, и в этом тоже значительно превзошли соперника. Магомед Оздоев, неосторожность которого две недели назад во Франции стоила «Зениту» пропущенного мяча, на сей раз был похож на сгусток энергии или шаровую молнию.  Перед первым голом он вылетал на зазевавшегося при приеме мяча Фейсу – и того отшвырнуло в сторону, будто электрическим разрядом. Перед вторым — шокировал на мгновение застывшую португальскую защиту молниеносной разрезающей диагональю на Азмуна, который окончательно похоронил шансы «Бенфики» на спасение. 
На тех же оборотах весь матч промолотил и Барриос, который на сей раз почти не проигрывал в единоборствах (83% против 52% в неудачной для него игре с «Локомотивом»), да еще и выдал роскошный предголевой пас вразрез на Караваева аккурат после того, как на носовом платке одурачил сразу двоих соперников.

Этот момент во многом стал переломным, потому как ему предшествовало тактическое перестроение и переход на игру в три центральных защитника. В схеме 3-5-2 у «Зенита» появился дополнительный габаритный игрок в штрафной, но вместе с тем «Бенфика» получила больше свободы на флангах и значительно нарастила кроссовую частоту. Ровно половина подач в штрафную (14 из 28) пришлась именно на последние 20 минут, однако за исключением навесов с угловых, никакой опасности они не представляли. 

Впрочем, и этого «стандартного» исключения могло хватить для нервной концовки. 9 португальских угловых были конвертированы сразу в 5 ударов, и как минимум, в трех случаях они могли обернуться серьезными неприятностями. «Зенит» использовал привычную зонную оборону, но на сей раз она выдавала системную ошибку: трижды отвечающий за ближнюю штангу игрок (в начале матча — Азмун, в концовке — дважды Ерохин) слегка запаздывал с прыжком и не дотягивался до мяча, чем португальцы и пользовались.

5 (28).png

6 (17).png

7 (7).png

Еще одной ложечкой дегтя стал очередной пропущенный мяч после дальнего выстрела, но в остальном оборона «Зенита» под чутким руководством понюхавших лигочемпионского пороху Ивановича с Ракицким отработала практически без нареканий. 

Радует, что для нынешнего сезона это уже потихоньку становится нормой.  
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться