Блог архива болельщиков «Зенита»

82
113

интервью с Софьей Аранович, 1995 год

Здравствуйте, уважаемые ценители истории болельщиков «Зенита».

Сегодня, в Международный женский день, мы поздравляем всех милых дам, неравнодушных к сине-бело-голубым цветам нашего «Зенита»!

А в нашем блоге вы можете прочесть эксклюзивное интервью Софьи Иосифовны Арано­вич— одной из старейших болельщиц клуба с берегов Невы.

Материал датирован 1995 годом и печатается с сокращениями. Полный текст вы найдете на сайте фан-архива, пройдя по ссылке

итак:



Она подошла к нам после матча «Зенит» — «Колос». «Ребята, не дадите ли газетку старой болельщице «Зенита»? Я ведь болею с 38-го». Вначале я подумал, что ослышался. «С какого года?» — «С 38-го — только за «Зенит». Случай уникальный. Наверное, есть еще люди, которые болеют за нашу команду столько, сколько команда существует. Но вот чтобы таким человеком оказалась женщина... Перед домашним матчем с «Ураланом» она подошла вновь. Но уже не просто за газетой — спросила главного редактора. «Я хочу рассказать про Кубок, про 44-й год, приходите ко мне в гости. Я бы и сама написала, но после ранения в блокаду у меня синдром Паркинсона, и писать не могу. Зато говорить могу, так что — при­ходите».

Так я оказался на Ржевке, на улице Дыбенко у Софьи Иосифовны Арано­вич. Там, в маленькой комнате, я был усажен в кресло и пил чай с пирогами. А Софья Иосифовна, перекладывая старые газетные вырезки и пожел­тевшие фотографии, рассказывала о своей жизни. Жизни болельщика.


«Болеть за футбол я начала, когда училась в рабфаке. Ребята болели, и они меня пригласили. Прямо сразу на международный выступали баски. И болеть я начала тогда не за команды, а за личности. Мне рассказали про Михаила Бутусова, о котором тогда ходило множество легенд — про то, как он ударом может штангу разбить и тому подобное. Батырева хорошо помню, а вот Пеку — Петра Дементьева — зрительная память сохранила в точности. Вижу, как сейчас — бежит он по краю, маленький, с финтами... Влюбилась — напрочь.

И вот с 1934 года ходила. На стадион «Петровский», тогда — имени Ленина. Я поступила в Электротехнический институт, конечно, болела за своих ребят, за футбольную нашу команду, которая в 1936 году выиграла первенство среди студентов в октябре. В финале они играли с Техноложкой, и я впервые тогда увидела Набутова. Он был у них вратарем — еще до «Динамо». Играли на Васильевском острове, на 23 линии. И наши 1:0 выиграли, причем Киселев Ваня вбежал с мячом в ворота Набутова, и мы над Ваней потом подшучивали: «Зачем, мол, все равно 2:0 не засчитают».

Очень мы тогда в институте любили спорт. А эти наши ребята-футболисты вставали цепочкой на деревянном мостике на стадион — я уж не знаю, откуда это повелось, но они там были контролерами на каждом матче. И, конечно, я таскалась все время. С 38-го уже болела только за «Зенит», хотя в 39-м у меня было много учебы, и некоторые матчи я пропускала. А потом опять начала ходить. Болели в те годы здорово, но тут — война.

Меня сразу определили на Пороховые на оборонные работы. Конечно, никакого футбола, и в 1942 году я до стадиона не могла добраться. Слышала об этом матче, но добраться с Пороховых было невозможно. Артист один недавно говорил по телевизору, что у него Арбат — малая родина, а у меня — вот этот район, Пороховые. С 30-го года: фабзавуч, работа на станке, направление на учебу, комсомол, конечно, — в общем, вся жизнь.

В январе 44-го сняли блокаду. Мы все вздохнули спокойно, стали раскрываться, артобстрелов нет. На работе вдруг ищут меня — нужно помочь устроиться людям. «Ой, где, где — спрашиваю, — футболисты». Он ничего не понял, обрадовался, а я говорю: «Я ж болею давно». «Ну берите их, берите!» Всех четверых не помню, но двое из них были Леша Ларионов и Коля Смирнов. Я их уже знала, конечно. Они оба жили на Охте, а на Охте ломали дома, — строили доты и дзоты, — и по закону нужно было предоставить место жительства. Раз дом сломан — они имели право. Я им: «Ну, пошли, пошли». Взяла их к себе — у меня кабинет на Финском был. «Ой, как я рада!» А они мне: «И мы рады, что попали к болельщице». Потом я связалась с женщиной, которая по распределению, она говорит: «Давай так договоримся, я уже нашла Смирнову, а ты уж Ларионову посмотри. А если нужно свет там провести, или ремонт какой сделать, ты уж не откажи». «Да нет, что ты, как я могу отказать, это же футболисты». И она Смирнову нашла — хорошая комната оказалась, чистая внутри, а я взяла Леше. А потом узнала, что он с Металлического, тутошний. Они говорят: «Мы первым Иванова вселили», — он тоже приехал, а до войны жил на Петроградской, — а теперь устраиваемся сами. Ну, а вас приглашаем на игры». И как игра — Леша Ларионов приходит ко мне на работу, приглашает. Хороша была команда. Сальников еще Сережа играл. Остался, говорят, в живых только Левин-Коган.

Первый матч в 1944-м они играли в апреле. В феврале они появились в городе, пока все это нашли, оформили, Леша с женой приехал. 12 метров на двоих, и все. Так и прожил. И потом уж после футбола пришел на завод в шестой цех, да так там и работал, как и раньше.

Однажды, уже на Кирова, это значит году в 56-м, ходила я с Лешей на футбол, он уже был в качестве зрителя. На заводе-то, конечно, знали, что он футболист, что я болельщица, и нас включили в ДНД — патрулировать с повязками. И мы прошли на 24 сектор, на ту сторону. Сектора тогда еще считались справа налево и центральный сектор был первым.

А моим сектором был как раз третий, я любила садиться где-нибудь рядом с местом, откуда они выходят. Покричишь им немножечко хоть... Где-то и фотография есть — я в берете, рот раскрыт... Немножечко, потому что меня отучили кричать еще на студенческих соревнованиях. Капитан, помню... В перерыве говорю: «Валя, я так кричала , чтоб ты сам брал!» А он мне: «Ты не обижайся, а то еще перестанешь ходить, но я когда играю — ничего не слышу». Все, с тех пор уж я помногу не кричу. Вскакивать я и сейчас еще вскакиваю, похлопать — всегда похлопаю, а кричать уже не кричу.

Так вот на той игре, - «Зенит» играл, конечно, — подсел к нам Набутов. (Очень хороший был и спортсмен, и комментатор, и человек. И сын у него тоже хороший). Они с Лешей поговорили, а футболисты уже начали разминаться. И вот — никогда не забуду — Набутов говорит: «Чего-то не попадают в ворота — это нехорошее предзнаменование». Раз — и точно, проиграли. Поразительно... Ну, это специалист был, что там говорить.

И вот 44-й. Контрамарки нам давали, да у меня ничего не сохранилось. Да что мы их — ломали туда-сюда... Вместе с игроками после каждой игры шли домой. Машин ни у кого не было, первым дали Лене Иванову, царствие небесное. Хорошие ребята были.Вот единственное — как бы этот патриотизм ленинградский нынешним ребятам внушить, а? Ведь Леня — какой вратарь, какой игрок! Вы же наверное, знаете, читали — как его "Спартак" к себе переманивал! И машину обещал, и квартиру сразу отдельную, и все, — а Леня до конца остался здесь. Конечно, в Олимпийской в 52-м в Хельсинки он много сделал...

Играли еще на «Динамо». Много людей ходило, очень много. Я сама доставала билеты — настолько было трудно на стадион попасть. В 49-м главный инженер ЛМЗ — он тоже болельщик был — даже достать билет не мог.

И вот — финал. Васильевский остров, я у приятельницы — она лежит в больнице. И рядом с домом — четырехгранный раструб. Деревянный, длинный такой. Я от подруги вышла, вижу — не успеваю домой. Погода прекрасная, ясное-ясное солнце, думаю — где уж мне, не добраться до Пороховых. Послушаю здесь. И иду к репродуктору. Помню как сейчас — так стенка и так — стенка, и в углу стоит велосипед. Редкость была, потому что у нас у всех велосипеды отбирали после начала войны. И рядом с велосипедом — военный, капитан. Один стоит — в городе народу-то мало было. Я подошла, думаю — сейчас начнется. Стою, вся, переживаю. Кричать, конечно, начала «Коля, давай, Леша, давай», кого ни назовут — я тут же всех по именам... А военный и говорит: «Вы, наверное, болеете за "Зенит"?»

А сама в ЦДКА я очень любила Федотова. Знаете, я не хочу тут сейчас перехвалить, но Володя Кулик мне его чем-то напоминает. Знаете, какая-то интеллигентность в нем на поле чувствуется, как в Григории. Они даже и внешне похожи, представляете? Этих я всех видела, спартаковских — Симоняна, Нетто, Старостиных, но как Федотов — никто больше не играл. Вот сын его — уже не то, уже какая-то грубость, но Григорий был прекрасен — и забивал всегда помногу.

Так вот, стою я у репродуктора. Этот мне действует на нервы: «Ну что вы болеете, вы что не знаете, кто соперник? Ведь с кем играете, ведь с ЦДКА играете!» Эх, эту бы картину послушать да нарисовать — светло, народу нет, яркое солнце...

«Так болеть может только фанатик», добродушно отозвался о маме сын Вадим. «Ладно просто болеть, а эта переживает и разбирается, кто куда бежит, кто по какой схеме играет. Я с первого класса уже на стадионе. Знаете, мне ведь все прощалось, когда «Зенит» выигрывал — и двойки, и озорство... Зато уж если наши проигрывают — все, хоть полный дневник пятерок — близко не подходи. Так меня приучила болеть, что мы болеем за все виды спорта. Но, конечно, не так, как за футбол. Хоккей, хоть и интересно, но совсем другое дело, а футбол, «Зенит» — это на всю жизнь. То, что она пошла на стадион после долгого перерыва — хорошее предзнаменование, поверьте».

Верим, потому что так оно и есть. Верим, потому что в лучшие свои моменты «Зенит» достоин этой нашей веры и нашей любви. Верим, потому что мы — тоже его болельщики.

В этом году Софье Иосифовне исполняется 80. Редакция «33» от всей души поздравляет ее с юбилеем и желает ветерану болельщицкого дела крепкого здоровья, долгих лет жизни и, конечно, новых побед «Зенита».

Б. Михайличенко, Знамя «Зенита», №4, 1995 г.

До скорых встреч!
4 комментария

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • lasnwerrtr
    0
    09.03.2013 в 02:38
    Девочки на ночь! Подробности смотрим в анкетах девушек >>> посмотреть телефон (все фото представленные на сайте 100% настоящие. Вся информация бессплатна --- https://www.3w.md/DA
  • Bиkтop
    0
    09.03.2013 в 03:40
    lasnwerrtr, ЧМО!!! ИСЧЕЗНИ НАВСЕГДА!!!
  • Yuranewaspb
    0
    09.03.2013 в 04:38
    Футболисты! Учитесь преданности! Благодарили бы хотя бы своей игрой...
    Присоединяюсь к Виктору, пару раз обращался к администрации - тут футбол, про ###### можно найти где угодно, а ТАКИХ надо заносить в "Чёрный список" и выгонять.
  • Yuranewaspb
    0
    09.03.2013 в 04:45
    Вдогонку: почему-бы сразу все интерью не печатать полностью?