Блог архива болельщиков «Зенита»

82
113

фан Шамиль, интервью о 80-х

Всем привет! Сегодня мы продолжаем публикацию воспоминаний о буднях и праздниках фанатов 80-х. (Начало истории можно прочесть здесь).

Очередной собеседник — фан Шамиль, в миру Александр Трегулов. Начав свою выездную деятельность в середине 80-х прошлого века, Саша и сегодня является активным болельщиком, ходит на Вираж и посещает выездные матчи «Зенита» в компании друзей-ветеранов. Свою историю он рассказал в интервью для книги «Ленинградские фанаты 80-х».


Вильнюс второй половины 80-х. Шамиль на фото справа

Шамиль: Я когда маленький был, любил смотреть футбол, маму просил покупать справочники футбольные, но все равно не понимал, зачем ходить на матч, если можно по телевизору посмотреть. А уже когда в школе учился, был у нас такой человек Кассир, и он нам рассказывал что-то про фанатов. Когда я узнал, что люди ездят в другой город на футбол, подумал, что это последняя стадия идиотизма. А вот потом, когда сам пошел на стадион, думал уже по-другому.

На футбол я в первый раз попал в 84 году,причем. Сейчас все пишут — «Вот я там! И там...». Я запомнил три последних матча на Кирова: матч «Зенит» — «Жальгирис» 28 сентября 84 года, 1:1. Пришло 11 000 зрителей! «Зенит» шел на первом месте и решалось, кто будет чемпионом. После этого в Минске мы сыграли 1:1, а потом две подряд домашние игры были: с ЦСКА 15 октября 3:0 — 15 000, а на следующей с «Кайратом» 1:1 — уже 18 000! Вот такой вот полный «Кирова»!


Компания фанатов в Приморском парке начала 80-х

И ещё, хотя прошло около 20 лет, мне не забыть тот шок, когда мы уступили «Куусюси». Я дня 3 или 4 ходил и не мог понять, кому мы проиграли! Причем до этого советские команды вообще ни разу не проигрывали финским в официальных матчах! И первым стал именно «Зенит». Тогда фанатов финских приехало человек 10... Этого позора я не забуду.


типичная заполняемость стадиона Кирова — видны пустые места

Первый выезд — «Торпедо»-85. Ездил я с 1985 до 1987 а потом меня забрали на службу на три года. Самые экстремальные и веселые были выезды в Вильнюс. Был я там четыре раза: два раза на чемпионате и два — на Кубке Федерации (турнир такой был, нечто похожее на Кубок премьер-лиги). Два раза в 86-ом, и два раза в 87-ом. Каждый раз все проходило весело.

Во-первых, туда отправлялось очень много народу, хотя добиралось обычно процентов 60-70, потому что по дороге все активно веселились. В Вильнюс можно было доехать тремя поездами: вильнюсский поезд, Ленинград — Варшава — Берлин, и калининградский. Но последний был не таким удобным, потому что он днем уходил, а приезжал ночью.

Первый раз там ничего особо экстремального не происходило: играли в мае 86-ого года, «Зенит» тогда в ранге лидера даже был, человек 300 наших приехало. В том году контора какая-то — то ли туристическая, то ли комсомольская — и отдельно всех желающих набирала. Кузьмичей, как сейчас говорят. Но они отдельно сидели — человек 150.

На Кубке Федерации 86-го года было уже интереснее. Тот матч ничего не решал, но всё равно отправилось человек 130-140, поскольку лишний раз возможность съездить в Вильнюс никто упускать не хотел. И после матча произошла очередная драка.

Был среди нас такой человек — Лимон. После матча всех выездных болельщиков оцепляли, сажали на троллейбусы, довозили до вокзала, там выпускали, и народ стоял, ждал своего поезда. В зал ожидания зашло несколько каких-то людей. Они в общем отличались от наших, можно их было вычислить, так как мода у них была несколько другая. И один из них подошел к Лимону и стал ему розетку (шарф — прим. ред.) вроде как шутя затягивать, а потом чуть ли не душить. Лимон поначалу не понял, думал свои, народу-то там много было по тем временам, а потом сообразил, и прямо в этом зале все началось.



Как сейчас помню 4 октября 87 года, мы отъезжали на поезде Берлин — Варшава. Он быстрее шел — 12 часов вместо обычных 14. Уже когда мы провожали народ на вильнюсский, на вокзале в Варшаве задержали около 20-30 человек. Было понятно, что это же продолжится и по пути. Мы кое-как в купе, билеты тогда стоили недорого, еще и по ученическому ездили – получалось вообще в 2 раза меньше. В купе ехали - я, Олег Баглаев, Падающий, друг мой Кирьян и еще кто-то вписался. Нам повезло еще, что в нашем вагоне через купе ехал такой человек - Киса. Тогда Человек старше 20 лет в движении - это была очень большая редкость, основная масса была 17-18 лет. А Кисе тогда было 27 лет! Мы тоже пили вино, правда не дебоширили. И когда мы уже собирались спать - остановка во Пскове. Мы, чтоб не вылезать, не светиться, сидели в купе. А Киса и его товарищи орали, вопили... Ну и, конечно, стали вязать кого-то из них. Мы изнутри купе заперли и затаились - темнота, ничего не видишь, и голоса вокруг: «Хватайте, хватайте его! Мой муж хотел с ним разобраться! Их там много!», «Сволочи! Что вы делаете, не ломайте руки!», матюги, крики..

Пассажиры стали вылезать, говорят – «Проверьте еще соседнее купе, там тоже кто-то из их банды!» Мы полотенце скорее на ручки. В общем, с шумом и грохотом их всех повязали. Причем обычно стоянка в Пскове минут 10, а поезд простоял 20. Поехали дальше, мне в туалет захотелось, вылез и меня проводница увидела – «А товарищей-то ваших арестовали! Из-за этого и поезд двадцать минут стоял. Ну это ладно, вильнюсский поезд здесь стоял минут сорок…»

Кто был в Вильнюсе знает, что вокзал и все основные заведения находятся на одном берегу реки и чтобы дойти до стадиона надо перейти мост. Вот идем мы по мосту и видим розетка плывет зенитовская со стороны стадиона. Сначала смешно стало - мол, кто-то с моста уронил. А как уронил, если она с той стороны плывет? Что-то дело не очень хорошее... И тут навстречу нам идут - Шарапов, Юлька, еще кто-то - невероятно помятые. Как выяснилось у касс была драка, лабусы напрыгнули как всегда превосходящим составом. Вот наши и возвращались после этой драки обратно на другой берег за нами. Мы уже на мосту начинаем решать как действовать дальше. Думаем, надо засылать гонцов обратно в «Таурарагас», один из нас пошел туда за подмогой. Остальные стали думать - ждать наших или на стадион выдвигаться. Решили идти в сторону стадиона. … И тут толпа лабусов, достаточно многочисленная, стала на нас сверху спускаться. Произошел легкий перемах, но мимо менты проезжали и всё довольно быстро завершилось, в то время достаточно было 3-4 козелков, чтобы драка сама собой прекратилась.

После матча («Зенит» тогда слил 4:1) местных со стадиона разогнали, а наш сектор оцепили и не выпускали со стадиона. Нам спешить было некуда, поезд уходил только через несколько часов, и народ стал развлекаться: кто-то мячик резиновый достал, у Говоруна был гармошка какая-то. Мячик на беговую дорожку выкинули, сначала за ним выбежало 2-3 человека и стали его по этой дорожке гонять, потом человек 50 выбежало, после чего уже прямо на поле начали пробивать пенальти. Работники стадиона конечно начали выгонять, чтобы газон не испортили. Какой-то мент схватил Говоруна за гармошку и стал ее отбирать, но тот гармошку выхватил обратно и стал петь: «Я – меломан».

До сих пор не могу себе простить, что не поехал тогда в Днепропетровск. Мы тогда с приятелем провожали Лимона, он был тогда наш идейный лидер. Он, когда пришел на гражданку, организовал банду, все называли нас «Цитрусовые». Падающий туда входил, я, Кирьян и еще кто-то. Вот мы нашего лидера провожали с Витебского вокзала. Сразу стало понятно, что выезд будет интересный...

Один из моих любимейших выездов был Минск в мае 87 года. Собрались ехать на выезд тогда вдвоем с Кирьяном, Лимон тогда не поехал. Дорога туда веселая была, а по приезду думали, как обратно ехать, потому что обратно тока 2 поезда идут - минский и брестский, и оба неудобные, т.к. на них не успеваешь в день матча уехать, надо ждать следующего дня. А в Минске, чтоб там не говорили - красиво, практически весь центр - сталинские дома, народ нормальный, не какие-нибудь там быдланы.

А мы по приезду думаем только о дороге назад. И тут прошел слух, что кто-то из наших взял билет на самолет. Ну мы и решили. Билет стоил 19 рублей, как сейчас помню, 19 рублей - сумма была нормальная, обычно на выезд в Москву я брал треху-пятерку. Многие тогда просто бомжевали, а я на собаках-электричках никогда не ездил, ехал на выезд только если было хоть немного денег. Тут же я поехал с целыми 25-тью рублями в кармане, я себя таким обеспеченным чувствовал! А у меня как раз осталось ровно 19 рублей, купили билеты назад, в тот же день улетать, настроение хорошее, правда денег больше не осталось, ну да ладно - не беда. Подходим к стадиону, а он в центре города, там все недалеко, автовокзал, ж/д. И там встречаем фаната Динамо Минск - был такой человек по кличке Буратино. Верблюд с Говоруном стали орать – «Веди нас, Буратино!» Тогда на том выезде вообще компания веселая была - Верблюд, Хроник, Белый, Беломор, Кастет. Приходим к кассам, там местные минчане – «Что денег нет? Фигня!» Подходят сами фанаты минские к народу, который у касс стоял - и говорят: «Вот ребята приехали, денег нет, дайте ленинградцам денег!», причем с акцентом таким смешным. За каких-то минут 5-7 - рублей 15 было в кармане, причем чуть ли не у каждого. Причем все делились добровольно!


Минск-87, Шамиль на первом плане

Купили мы билеты на матч, познакомились с фанаткой «Динамо» по кличке Сенька, такая прожженная тетка была. Нашла она свою какую-то подруженцию, – в общем, время провели до матча отлично. Прошли на сектор нормально. Зенит тогда проиграл 3-0, причем кумир был такой - Долгополов, кстати, очень хороший человек и игрок, забил в первом тайме 2 гола в свои ворота! Все тогда ржали, что мы на самом деле выиграли 2-1, потому что наш игрок два мяча забил, а их всего один. В перерыве народ не расходился со стадиона, потому что состоялось чествование команды СКА Минск, которая взяла кубок чемпионов по гандболу. Народ там бесновался, они проходили с кубком перед трибунами – все их очень бурно приветствовали.

Олег сшил тогда флаг - Юнион Джек, только сине-бело-голубой, первый в стране. Причем мы купили билеты чуть ли не по центру, там мужики какие-то сидят вокруг, правда единственное они на нас быковали, то что мы стоя орали-вопили, чтобы мы не вставали. А так все было отлично.

Только игра закончилась мы сразу поспешили на автовокзал и погрузились в автобус до аэропорта, было нас около одиннадцати человек. А у них аэропорт далеко, до Минск-2 еще километров сорок ехать, наверное. Автобус проезжал по площади, где все с футбола шли - все нам хлопают, приветствуют. Мы флаги, розетки вывесили – в общем, очень народ доброжелательно отнесся. Едем, а у водителямузыка играет, ну и кто-то говорит – «Что ты слушаешь ..?! Надо питерский рок-клуб слушать!» Ну а тогда народ мало еще знал про это, и поставили ему Алису. Водитель такой: «Крутооо!!!» - и прибавил газку.

Приехали в аэропорт, новый как раз строился, а старое здание - маленький такой сарайчик. Мы выгружаемся, а там при входе всех пассажиров досматривают. А приколист Фокин показывая на какого-то пассажира, советует: «Проверьте его, у него в каблуке наркотики! Это Глот, с планеты Катрун!» В общем с шутками-прибаутками загрузились, и стюардесса вышла как обычно объявлять всякую инфу, самолет такой-то, летит там-то и там-то, пилотирует - пилот такого-то класса Козлов Юрий Петрович. Верблюд как начал орать «Козел, давай!» и дуть в горн пионерской. Стюардесса: «Ребята, будете хулиганить - высадим!» Ну да, высадит она нас, как же! Это же не поезд… впереди бабка сидела какая-то, подняла шум и гам! Домой добрался уже поздно вечером, под ночь, звоню-звоню - никто не отвечает, родители открыли: «Оба-на, ты откуда???» Короче не ждали так рано.

Харьков-87 был потешный выезд. Туда я с приятелем доехал на адлеровском поезде, причем по времени мы были очень ограничены, приезжали буквально за 20 минут до начала матча. Приехали и спрашиваем у местного аборигена: «Где у вас можно попить пива?» Нам отвечают: «Cадитесь на метро и езжайте на центральный рынок». Мы погрузились, доехали, вылезаем наверх, а там станция примерно как наша «Новочеркасская», надземного павильона нет, зато очень много выходов. Поднимаемся и слышим какие-то вопли, крики, и первого кого видим - был наш Антон Хроник. Попили пива, погуляли по городу. «Зенит» тогда выиграл 1-0, впервые начиная с какого-то 50-ого года. Всего нас человек 35 было, местный народ очень доброжелательно относился. Встретили маму Вадика Смолина, она там проездом была. А Смолин уже служил к тому времени уже около года. Так вот она на сектор с нами пошла.

После матча было нововведение - всех загнали в автобус, в пазик старый. В нем водитель и 2 мента говорят: «Ведите себя тихо, а то вам придется выплачивать стоимость автобуса!» А к нам затесалось еще несколько харьковчан, мы у них спрашиваем – «А что такое-то?» Оказалось, что до нас приезжали кони, им выдали 2 новых икаруса, а кони все расфигачили, порезали сидения, стекла побили..

Все смеялись как поедем, в результате Хроник ещё с кем-то проникли в кассу для инвалидов и вся их развеселая компания укатила в Питер, а остались я, приятель мой, Вагон, Шарапов и Юлька - впятером. В итоге дали денег проводникам, и вписались на поезд Днепропетровск-Москва. Приехав в Москву мы взяли билеты на Аврору, а Шарапов с Вагоном пролезли в поезд через резину («гармошка» между вагонами) и ходили по поезду чёрные, людей пугали..

Последний выезд перед тем, как меня забрали на флот – матч с конями в 87 году, 8 ноября. Причем тогда решалась ситуация, кто вылетит в первую лигу - «Зенит», «Динамо» или ЦСКА... Нас в этом матче устраивала ничья. Приехало человек 200-300..


Александр Трегулов - фан Шамиль. Фото середины 90-х

Продолжение воспоминаний следует.

Полностью материал можно прочитать, пройдя по ссылке

Текст: Виталий Вейц, 2003.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться