Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

К 85-летию Геннадия Бондаренко

4 февраля исполнилось 85 лет со дня рождения ведущего нападающего «Зенита» 1950-х Геннадия Бондаренко.
Untitled-9.jpg
Трудно сказать, насколько полно смог он реализовать свой немалый «игроцкий» потенциал — особых высот его клубы не достигали (за одним исключением, о нём — ниже), да и играть вынужден был закончить рано, чуть перевалив за 30 лет. Но в одном везло ему на протяжении всей игровой карьеры точно: партнёры Геннадию доставались яркие, неординарные; довелось поиграть ему вместе и с воистину легендарными футбольными личностями. 

Первое свидание Бондаренко со звёздами отечественного футбола состоялось ещё в военном 1944 году, когда в составе юношеской сборной Абхазии он выступил на чемпионате Грузии. И пусть были эти абхазские «звёзды» пока ещё такими же безвестными 15-17-летними мальчишками, как и сам Гена, но вскоре фамилии Симонян, Маргания, Дзяпшипа знала уже вся страна. В финальном матче со сверстниками из Тбилиси именно Бондаренко забил единственный, победный гол, сделавший его команду чемпионом Грузии и прославивший его автора на всю Абхазию. И поэтому никого не удивило, что несколько лет спустя один из самых заметных воспитанников послевоенного сухумского футбола отправился на поиски футбольного счастья в Ленинград, к Бутусову. 

Возглавляемое Михаилом Павловичем некогда грозное ленинградское «Динамо», впрочем, переживало в конце 1940-х времена нелёгкие: давно уже не показывая ничего примечательного на всесоюзной арене, оно и в ленинградском футболе постепенно теряло главенствующие позиции. Все лучшие футбольные силы Ленинграда сосредоточились в «Зените»; в «Динамо» же, в основном, доигрывали прославленные ветераны: Пётр Дементьев и Виктор Набутов, Владимир Лемешев и Борис Чучелов, Василий Лотков и Борис Грищенко... Имена, что и говорить, впечатляющие, но лучшие годы их носителей были уже далеко позади, и «Динамо» неумолимо катилось к печальному концу. 

Бондаренко, играя на правом фланге нападения, сразу пришёлся там очень ко двору. А, надо сказать, уж по именам линия атаки «Динамо» в те годы ничуть не уступала знаменитой пятёрке «Зенита» рубежа 1940-50-х Смирнов – Марютин – Комаров – Коротков – Иванов (Орлов). Скорее, даже превосходила: один из самых результативных форвардов в истории ленинградского футбола Василий Лотков, обладатель Кубка СССР 1944 года Борис Чучелов, участник легендарного послевоенного вояжа московского «Динамо» в Англию реактивный Евгений Архангельский, не говоря уже о великом виртуозе мяча, кумире ленинградских (да и не только ленинградских) трибун Петре Дементьеве. Да, в составе «Зенита» в те годы игроков такого уровня известности, пожалуй, не было, и в этом динамовцы имели ощутимое превосходство. Но годы, годы... 1951-й оказался для Бондаренко лучшим за период его выступлений в «Динамо»: ему 22, он полон сил и энергии, становясь одним из ведущих игроков клуба. В то время как его прославленные партнёры по атаке возраста достигли уже совсем ветеранского: Чучелову — 35, Лоткову — 36, Дементьеву — 38. Вынужденно закончил с футболом Архангельский... Приходящие же на смену молодые спортсмены по уровню мастерства уже никоим образом не могли сравниться с ними. 

Интересно, что подобная проблема в то же самое время появилась и у «Зенита». Правда, не столь остро — его нападающие, в среднем, были, всё-таки, помоложе. А для «Динамо» массовый уход славных ветеранов оказался сродни катастрофе: предпоследнее место в чемпионате 1953 года и последовавшее за этим решение о расформировании клуба. Да, расформирование то было спровоцировано отнюдь не только невысокими спортивными результатами команды – обстановка в СССР после смерти «отца народов» товарища Сталина и последовавшего после неё смутного времени привела, в числе прочего, и к расформированию или переподчинению многих динамовских и армейских спортивных коллективов по всей стране, а не только в Ленинграде. Однако и крайне невзрачные итоги выступлений ленинградских динамовцев в футбольном чемпионате 1953 года также, безусловно, сыграли свою роль в судьбе команды. По крайней мере, публично озвученное обоснование такого решения теперь просто напрашивалось само собой: «За неудовлетворительные спортивные результаты». 

После разгрома ленинградского «Динамо», Бондаренко, в отличие от большинства футболистов команды, оказался не в новообразованных питерских «Трудовых Резервах», а в мощном «Динамо» московском. В компании с Яшиным, Сальниковым, Ильиным и другими замечательными мастерами советского футбола он стал чемпионом СССР 1954 года, отыграв сезон полностью, и будучи при этом отнюдь не на вторых ролях в именитой команде. 

Впрочем, после этого, закончив «армейскую службу» в Москве, один из лучших бомбардиров «Динамо» чемпионского года вернулся в Ленинград. Тренер «Зенита» Люкшинов, уже второй год пытающийся найти приемлемую кандидатуру на проблемную позицию центрфорварда, немедленно прибирает его в свою команду и определяет на эту позицию, благо и в московском, и в последние годы в ленинградском «Динамо» футболист нередко выступал на ней уже играл. Однако в новой команде дела у центрфорварда Бондаренко не заладились – атака «Зенита» продолжала оставаться такой же беззубой и невразумительной, как и прежде. И вскоре футболист занимает более привычную для себя позицию левого полусреднего, и сразу всё становится на свои места: новый инсайд отлично вписывается в игру команды, и после этого на протяжении нескольких лет его место в основе не подвергается сомнениям. А поиски центрального нападающего для «Зенита» продолжились... 

Роста среднего, коренастый, но при этом гибкий, быстрый и техничный, Бондаренко был игроком вполне универсальным. Несмотря на неудачи первых матчей в «Зените», сыграть мог практически на любом месте в линии атаки и даже полузащиты, но наиболее полно раскрывался на позиции именно полусреднего, умело раскручивая атаку своей команды, раздавая острые, неожиданные для соперника пасы. Удар имел хороший, сильный, обеими ногами владел одинаково уверенно, хотя, предпочитал, всё же, играть на левой стороне поля. Любил игру комбинационную, хитрую, ажурную (вот она — школа ленинградского «Динамо»), мяч вёл мягко, вкрадчиво, периодически взрываясь каскадом замысловатых финтов. С техникой проблем не имел, интеллектом футбольным обижен не был, комбинации плёл затейливые и эффектные, да и вообще, как говорится, «играл с головой». 

В конце 1950-х вышел на лидирующие роли в атаке «Зенита», стал вице-капитаном команды и, на пару с Батановым, её, своего рода, мозговым центром. Порой, правда, заигрывался, жадничал, самозабвенно демонстрируя трибунам немалый свой технический арсенал и этим тормозя атаки команды, но в целом с партнёрами взаимодействовал охотно. 

Его впечатляющие проходы по левому флангу с непременным прострелом вдоль ворот всегда таили серьёзную опасность для соперника – стремительная зенитовская молодёжь Бурчалкин, Храповицкий, Морозов, поочерёдно вылетая на ударную позицию, с удовольствием пользовались этими удобными, зрячими передачами, и тогда сопернику приходилось туго. Да и сам Бондаренко вполне успешно мог завершить атакующие действия своей команды. Хотя, забивал в «Зените», по сравнению с прежними динамовскими годами, и не слишком часто, больше занимаясь организацией атак. 

Возглавивший «Зенит» в 1956-м Аркадий Алов, решительно, одного за другим, начавший вычищать из основы ветеранов, попытался, было, «подвинуть» и 27-летнего Бондаренко, но от этих попыток вскоре пришлось отказаться: достойную замену этому игроку найти оказалось совсем непросто. Не отказался от услуг опытного форварда и продолживший дело Алова по омоложению состава Жарков, и вскоре вице-капитан Бондаренко и капитан Александр Иванов остались, фактически, единственными ветеранами в команде, «дядьками» и «опекунами» будущих зенитовских звёзд Бурчалкина и Завидонова, Дергачёва и Мещерякова, Храповицкого и Морозова... 

Организующая роль Бондаренко в молодёжном «Зените» Жаркова была очевидна, и поэтому никого особо не удивило, что по окончании игровой карьеры в 1960-м он стал помощником главного тренера команды. Однако к тому времени «Зенит», в который уже раз в своей истории, окунулся в затяжной кризис. 

Год 1960-й ознаменовался очередной масштабной реформой, затеянной неугомонной Федерацией футбола СССР. Видимо, относительная стабильность формулы розыгрыша чемпионатов страны в 1950-х наскучила деятельным умам футбольных чиновников, остро требующим постоянных перемен. И перемены эти грянули. В 1960 году группу А расширили почти в два раза: вместо 12 команд звание сильнейших команд страны обрели сразу 22. И вновь, как и в далёком 1948-м, о чём мы уже упоминали здесь,  в состав группы А по принципам, далёким от спортивных, было включено множество заведомо слабых команд, представителей братских союзных республик. 

Казалось бы, уж теперь заметно скисший в 1959 году «Зенит» в матчах с такими соперниками сможет поправить свои турнирные дела, не болтаясь вновь в нижней части турнирной таблицы. Но нет: в громоздком двухступенчатом чемпионате 1960 года уже к середине лета стало ясно, что ленинградская команда попадает в группу команд, обречённых осенью бороться лишь за 13–18 места. В середине августа Жарков покинул пост главного тренера и направился в Москву. И, как не раз уже бывало в истории «Зенита», на его место был поставлен человек, имеющий статус откровенно временной фигуры («лишь бы дотянуть до конца сезона»...). В тот раз им оказался 31-летний Геннадий Бондаренко, ещё недавно сам выходивший на поле вместе со своими нынешними подопечными. 

«Взбодрённый» таким образом «Зенит» даже сходу выиграл в Москве у будущего чемпиона, блистательного в те годы «Торпедо», но, в целом, прорыва, естественно, не получилось — 15-е итоговое место. Отношения со своими недавними партнёрами по команде у молодого тренера складывались очень непросто, вплоть до конфликтов, резко упала и так заметно расшатавшаяся в последние месяцы работы Жаркова дисциплина, и по окончании чемпионата Бондаренко оставил пост главного тренера. Уже в следующем сезоне командой руководил Евгений Елисеев. 

Ну, а Бондаренко сосредоточился на тренерской работе. Пару лет был помощником Елисеева в «Зените», а затем возглавил загибающееся в высшей лиге некогда родное ленинградское «Динамо». Правда, там всё было безнадёжно: команда была обречена, и это было вполне очевидно. Хотя игроки в составе «Динамо», особенно после разгона ленинградского «Адмиралтейца», были подобраны довольно неплохие, но игры достойной команда в те годы так и не показала, и вскоре покинула высшую лигу. Как оказалось, навсегда. 

После многочисленных бесплодных попыток вернуть динамовскому клубу место в элите, Бондаренко подался в Азербайджан, где в начале 1976-го принял также закисший в первой лиге бакинский «Нефтчи». Лучшие времена этого клуба, пришедшиеся на вторую половину 1960-х, уже прошли. Покинули команду звёзды-66 Маркаров и Семиглазов, Брухтий и Туаев, откровенно доигрывал 30-летний Банишевский... Однако Бондаренко сумел встряхнуть, поднять команду, и, сходу заняв 2-е место в первой лиге, «Нефтчи» задачу выхода в элиту выполнил. 

Потом в послужном списке Геннадия Бондаренко были рижская «Даугава» и вновь ленинградское «Динамо», пермская «Звезда» и клубные питерские команды... Но заметных успехов с ними тренер Бондаренко уже не добивался. 

Всего за «Зенит» в 1955–1960 г.г. Геннадий Бондаренко сыграл 97 матчей, забил 16 голов. Под его руководством в августе-октябре 1960 года «Зенит» провел 12 матчей: 7 побед, 1 ничья, 4 поражения; разница мячей 18–14. 

Заслуженный тренер АзССР (1976) 
Заслуженный тренер ЛатССР (1980)
6 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Счастливчик
    0
    05.02.2014 в 10:05

    Очень интересно читать!

  • Yuranewaspb
    0
    05.02.2014 в 14:50

     "..мяч вёл мягко, вкрадчиво, периодически взрываясь каскадом замысловатых финтов. С техникой проблем не имел,..."

    То, что сейчас многим не хватает. Если пытаются обвести, то как-то прямолинейно и часто предсказуемо. Эх, побольше бы креатива...

    Dogan
    0
    06.02.2014 в 16:44

    Удивляться этому особо не стоит. Футбол за прошедшие полвека очень изменился, и сейчас "мягко, вкрадчиво" вести мяч никто никому особо и не позволит. Совсем другие скорости, некогда финтить.

  • Yuranewaspb
    0
    07.02.2014 в 00:36

    Вот именно, (я не призываю "мягко и вкрадчиво"), а это уже, совсем не техника, а кто быстрее пробежал и точнее отдал, передачи же очень часто неточны. И, если заметили, дают чаще всего туда, где видят игрока в данную секунду, не учитывая, что пока мяч дойдёт до игрока, он по инерции оказывается уже совсем в другой точке. А если чувствуешь, что скорости не хватит, а партнёры далеко (может ведь и так быть - например убежал один почти на один - а защитник быстрее).

    Dogan
    0
    07.02.2014 в 03:23

    Футбол очень ускорился. И времени на раздумья даётся сейчас крайне немного, поэтому куда чаще приходится выполнять те или иные технические приёмы на автомате, не глядя... Отсюда и частые неточные передачи - времени прицелиться толком просто нет.


    То же самое можно сказать и про демонстрацию техники. Ни времени, ни пространства для каскадов финтов теперь никто никому не даст. Сейчас всё решают, в первую очередь, скорость и физические кондиции. И без них ничего существенного в нынешнем футболе не добиться, будь у тебя самая светлая голова и ловкие ноги. Этому можно огорчаться, конечно, но лучше принимать это как данность - таков нынешний футбол.

  • Yuranewaspb
    0
    07.02.2014 в 12:02

    Так это я полностью согласен. Но всё же есть игроки именно с техникой. Жаль, что от неё приходится отказываться "в угоду прогрессу". Так и совсем забудется техника, и начнётся. извините, чистая механика, как Вы сказали, на автомате, не глядя ... Извините за пессимизм... Спасибо.