Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные "Зенита" (70-е годы, часть 1)

Годы 1970-е прошли под знаком полного отказа от тактических догм предыдущих десятилетий. Точнее, начало движения к тактическому раскрепощению приходится ещё на 1960-е, но в начале 1970-х блистательная сборная Голландии, продемонстрировав всему миру свой знаменитый «тотальный футбол», полностью освободила мировой футбол от тактического однообразия.
Поэтому определение схемы, по которой играл в 1970-х «Зенит», достаточно условно – в отличие от эпохи «линейной» схемы или «дубль-вэ», тактика команд теперь менялась куда чаще – в зависимости от имеющихся игроков, от соперника, от турнирных задач или тренерских предпочтений.

Олейник
Булавин – Голубев – Лохов – Загуменных
Садырин – Стрепетов – Вьюн
Хромченков – Маркин – Зинченко

тренер: Ю. Морозов

«Зенит» в 1970-х особо не блистал. Записной середняк – вот извечный удел нашей команды в те годы. Однако и потрясения 1960-х остались позади, что уже можно считать плюсом – по крайней мере, в стан аутсайдеров, в отличие от предыдущего десятилетия, наша команда опускалась уже нечасто.
Невысокие результаты нашей команды в 1970-е годы объясняются немалым числом разных причин, как объективных, так и чисто субъективных, но уж точно не слабостью обороны. Особенно, в первой половине десятилетия, когда стабильная и сыгранная четвёрка зенитовских защитников представляла собой, пожалуй, одну из сильнейших защитных линий в истории нашей команды. Неудивительно, что все четверо оказались представлены и в нашей символической сборной 1970-х. Действительно, мастерами они были незаурядными и след в истории нашей команды все они оставили заметный.

Вячеслав Булавин (1946) - мс, за «Зенит» (1967-77) – 226 матчей, 10 голов.

Воспитанник казанского футбола, он пришёл в «Зенит» во времена смутные, и практически сходу заняв место в основном составе, приложил немало усилий для стабилизации игры команды.
Рослый и быстрый, он был отличным персональщиком, играл аккуратно, умно, исключительно рационально. Никаких лишних движений, никакой лишней беготни. Всё вовремя, всё по делу. Ему определённо претила игра «на отбой»: при перехвате или отборе мяча он всегда старался сделать умный, нацеленный пас, остро начать атаку своей команды. А лихие скоростные рейды Булавина к воротам соперника вдоль бровки с последующим прострелом или навесом в штрафную быстро стали его своеобразным фирменным знаком. Не чурался он и сам выйти на ударную позицию и нанести удар по воротам. Первый из защитников «Зенита», забивший 10 голов в чемпионатах страны.
Благодаря крепкому телосложению и беззаветной смелости, любил и умел потолкаться в чужой штрафной, при стандартах и в позиционном нападении неизменно выдвигаясь в линию атаки и ставя перед обороной соперника немало серьёзных проблем. Игрок вполне универсальный, нередко выступал и в полузащите, где был столь же напорист, неуступчив и по-футбольному интеллектуален.

Владимир Голубев (1950) - мс, за «Зенит» (1968-81) – 336 матчей, 7 голов.
Капитан команды 1975-78.
Бронзовый призёр чемпионата СССР 1980 г.
За сборную СССР 3 матча, за олимпийскую сборную 1 матч
.

Один из сильнейших защитников в истории ленинградского футбола.
Немногословный и невозмутимый молчун, в игре он никак не производил впечатления лидера. Тем не менее, именно Голубева можно смело назвать настоящим оплотом обороны «Зенита» 1970-х, тем, вокруг кого строилась вся игра в защите, кто был беспрекословным авторитетом на поле и вне его, кто не столько словом, сколько собственным примером заставлял партнёров работать на полную катушку, честно и ответственно.
Он отнюдь не стремился произвести впечатление на публику, играя просто, ясно и грамотно. Никаких лишних движений, никаких вычурных финтов на потеху трибунам – всё только по делу, всё только ради команды и игрового результата. Для него совершенно очевидно на первом месте была игра, и только игра, а не самореклама посредством её.
Ловкий, прыгучий и координированный, Голубев отлично цементировал всю защитную линию нашей команды. Мог сыграть жёстко и плотно, но при этом оставался исключительно корректным. А в игре головой был в те годы, безусловно, одним из лучших во всей стране. Его умение предугадывать развитие атаки соперника впечатляло: не носясь по всему полю, не наматывая бесчисленный километраж, он, тем не менее, был вездесущ. Порой создавалось впечатление, что до вратаря мяч за всю игру может так и не дойти — атака соперника, по какому бы флангу она ни развивалась, вновь заглохнет на непроходимом Голубеве.
Всю свою долгую карьеру он посвятил «Зениту», хотя приглашений из других команд получал немало. И все эти годы был необходим и незаменим, поэтому отыграл за команду, в общей сложности, без малого, 400 официальных матчей.

Михаил Лохов (1948) - мс, за «Зенит» (1967-74, 1976-79) – 329 матчей, 1 гол.

Центральный защитник Михаил Лохов на первый взгляд заметно уступал в футбольной одарённости своему многолетнему партнёру по центру обороны «Зенита» Владимиру Голубеву. Тем не менее, на протяжении целого десятилетия его место в основе команды не подвергалось ни малейшему сомнению.
Исключительно упорный и работоспособный, Лохов всего в жизни добился сам. Образец трудолюбия на тренировках, самоотдачи на поле, он быстро стал в команде игроком практически незаменимым.

Играл жёстко, агрессивно и чрезвычайно самоотверженно, на поле не щадя ни себя, ни соперника. Несмотря на такую манеру игры, серьёзные травмы обошли стороной Михаила – вот оно, следствие самозабвенного трудолюбия на тренировках, функциональная и физическая подготовка его всегда была на высочайшем уровне.
Пожалуй, один из лучших персональщиков в истории команды. Получив указание опекать того или иного форварда соперника, он попросту становился его тенью, следуя за ним по пятам весь матч с упорством и непреклонностью бойцового бульдога, ни на миг не выпуская его из тисков цепкой, жёсткой, изнуряющей персональной опеки, ни давая ему ни секунды передышки или хотя бы относительной свободы.
Крепкий, физически сильный и неутомимый, он отлично дополнял своего звёздного партнёра, и связка центральных защитников «Зенита» Голубев-Лохов (одна из самых «долговременных» связок в истории команды – почти 10 лет вместе!) в середине 1970-х заслуженно считалась одной из сильнейших в стране.

Юрий Загуменных (1947) - мс, за «Зенит» (1970-75) – 134 матча, 1 гол.

Воспитанник дальневосточного футбола, Загуменных появился в нашей команде во многом благодаря случаю – в проходном кубковом матче «Зенита» с владивостокским «Лучом» молодой защитник дальневосточников сыграл настолько убедительно, что его судьба была решена в течение буквально пары недель, и вскоре он уже занял место на левом краю обороны нашей команды.
Роста невысокого, но физически очень крепкий, коренастый и широкоплечий, он играл жёстко, отважно и бескомпромиссно. Отличался хорошими скоростными данными, невероятной работоспособностью, неутомимостью и высочайшей самоотдачей. А о его вбрасываниях мяча из аута ещё долго рассказывали легенды: создавалось впечатление, что при необходимости этот здоровяк запросто способен перекинуть мяч через всё поле.
Тяжелейшая травма в начале 1975 года прервала спортивную карьеру Юрия Загуменных. Да что карьеру – были опасения, что он вообще не сможет ходить! Но мужественный спортсмен, пережив сложную операцию на позвоночнике, спустя 2 года всё же вернулся в большой футбол и ещё полтора сезона защищал цвета ташкентского «Пахтакора».
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться