Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Преждевременная звезда: 40 лет Игорю Зазулину

13 апреля исполнилось 40 лет Игорю Зазулину — полузащитнику «Зенита» 1990-х, обладателю Кубка России 1999 года.
zozulb.jpg

Если посмотреть исключительно на цифры, то карьера Зазулина покажется едва ли не идеальной. В семнадцать лет впервые вышел на поле в составе «Зенита», в восемнадцать забил первые голы, до сих пор владея клубным рекордом результативности среди восемнадцатилетних. Всего за «Зенит» отыграл девять сезонов: более двухсот официальных матчей, почти полсотни голов в них, стал первым игроком команды, проведшим 100 игр в высшей лиге чемпионата России... В первой половине 1990-х — игрок молодёжной сборной России... Обладатель Кубка страны 1999 года, четвертьфиналист IX юниорского чемпионата мира 1993 года в Австралии, включён в символическую сборную этого турнира... 

Ну, чем, казалось, не яркая, успешная карьера? Тем не менее, ну никак не вырисовывается в её конце восклицательный знак — ярко и многообещающе начавшись, как-то слишком рано она, по сути, завершилась. 

Ещё в последнем чемпионате СССР семнадцатилетний обладатель «Приза зрительских симпатий» зимнего мемориала Гранаткина 1991 года Игорь Зазулин впервые появился на поле в составе «Зенита». И уже со следующего сезона прочно вошёл в основу и на долгие годы стал определяющим игру команды футболистом, её, в некотором роде, лицом. 

Один из самых ярких представителей зенитовской «золотой молодёжи» первой половины 1990-х, футболист тонкий и умный, элегантностью и нестандартностью игры несколько напоминавший незадолго до того расставшегося с «Зенитом» «футбольного интеллигента» Дмитрия Баранника. Ничего предсказуемого, очевидного: всё на импровизации, всё скрыто, неожиданно... Пластичный, хорошо координированный, он обладал отличной техникой и тонким чувством позиции. Прекрасно видел поле, мастерски владел искусством точного, своевременного паса. Был, правда, заметно одноног, но при этом способен успешно сыграть на любой позиции левой половины поля и середины, от форварда до чистого защитника. Обладал хорошими скоростными качествами, уверенно играл головой. 

К тому же, в отличие от Баранника, был Зазулин заметно более нацелен на ворота, поэтому результативность демонстрировал весьма незаурядную, по этому показателю в первой половине 1990-х уступая лишь признанному лидеру атак «Зенита» Владимиру Кулику. При этом, бил по цели он несильно, но чрезвычайно хитро, обманно, с подрезочками, с подкруточками, и нередко вратари соперника только беспомощно провожали взглядом мяч, который, казалось, летел мимо ворот, но неожиданно, как управляемый снаряд, резко менял направление и аккуратно, впритирку со штангой втыкался в сетку. Впечатляли и сольные проходы Зазулина, когда петляя и кружа, хитроумными финтами раскручивая защитников соперника, он выходил один на один с вратарём и, уложив на травку и его, тихонько закатывал мяч в пустые ворота. 

На трибунах «Зулю» любили, заслуженно признавая, пожалуй, самым ярким воплощением игрового стиля мельниковского «Зенита» — азартного, куражистого, основанного на импровизации и стремлении к игре красивой, техничной, нестандартной. Мельников вообще всемерно поощрял инициативу на поле, не ограничивал своих подопечных жёсткими рамками «заданий» и «установок», приветствовал творческий подход футболистов к игре. Он и тренировки проводил с особым упором на игровую составляющую, без многочисленных изнурительных кроссов и бесконечного «тягания железа», а потому тренироваться юным зенитовцам было не в тягость, а в радость.

А уж Зазулину и вовсе позволялось на поле многое, в команде Мельникова он являлся, своего рода, «свободным художником», импровизируя и творя по всей ширине атаки, да ещё и не будучи обременённым непременным участием в обороне своих ворот. Тренер не скрывал своего особого отношения к талантливому молодому игроку, закрывая глаза на его непростой, капризный характер, и футболист пользовался этими льготами всемерно. А потому в том «Зените» смотрелся исключительно гармонично. 

Вскоре на Зазулина обратили внимание в других клубах, в первую очередь в Москве. Посыпались заманчивые предложения, при этом самыми настойчивыми были столичные армейцы, которые после отъезда за рубеж на заработки в 1992-93 г. г. практически всей недавней чемпионской основы остро нуждались в ярких и сильных игроках. Однако, как и вся остальная «золотая молодёжь» «Зенита», Зазулин не покинул родную команду в тяжёлый для неё период, все эти годы оставаясь одним из ведущих её игроков.

Оставался он таковым и при Садырине, который по достоинству оценил талант этого футболиста, и его роль одного из лидеров также не оспаривал. А ведь сразу по окончании сезона 1994 года Зазулин был готов уходить из «Зенита» — третий год неудач родной команды настроил игрока на решительный лад. Благо, московские армейцы не оставили попыток заполучить в свои ряды талантливого 20-летнего зенитовца, суля ему блага, подобных которым Зуля в Петербурге не видел и близко. Тем не менее, Садырин сумел убедить игрока остаться, заразив его своей уверенностью в скором успехе. И успех этот пришёл, и вклад Игоря Зазулина в решение задачи возвращения «Зенита» в высшую лигу был из разряда определяющих.

Проблемы начались с 1997-го, после того как Садырин с шумом вынужден был «Зенит» покинуть и команду принял Анатолий Бышовец. Новый тренер, без колебаний и сомнений расставшись со многими игроками, в том числе и с ведущими, Зазулина, тем не менее, оставил. Но уже со стартом нового сезона бросилось в глаза, что Игорь как-то перестал вписываться в игру, от прежней гармоничности не осталось и следа. 

Сторонник жёсткой игровой дисциплины и беспрекословного выполнения тренерской установки на матч, Бышовец постепенно начал терять интерес к прежнему лидеру команды, привычно стремящемуся выйти за рамки пошагово расписанной и до мельчайших подробностей продуманной игровой концепции тренера. С другой стороны, и сам Зазулин, ни выносливостью, ни повышенной работоспособностью, ни стабильностью игры никогда не отличавшийся, в обороне отрабатывающий неохотно, да ещё и привыкший к своей исключительной роли в команде и некоторым послаблениям со стороны предыдущих тренеров, давал авторитарному Бышовцу немало дополнительных поводов для недовольства. 

И вскоре стало очевидным, что незаменимости Зазулина в команде приходит конец. Всё чаще игрок начинал матч на скамейке запасных, всё чаще там же его и заканчивал. Такое положение дел явно не устраивало амбициозного игрока, отношения с тренером у него определённо не складывались, и в конце сезона-97 Игорь принял решение о смене команды. Благо, варианты были, и варианты неплохие.

Его новым пристанищем должно было стать московское «Торпедо-Лужники», спешно укреплявшее свои ряды после прошлогоднего раскола в некогда единых торпедовских рядах. Но, проведя с новой командой пару предсезонных сборов, Зазулин, тем не менее, вскоре возвращается в «Зенит», не сыграв за москвичей ни одного официального матча — руководители клубов так и не сумели договориться о стоимости этого трансфера. 

И всё бы ничего, но по возвращению в «Зенит» Игоря ждал неприятный сюрприз: Бышовец не стал дожидаться результатов переговоров футболиста с «Торпедо» и взял на место левого полузащитника легионера с Украины Романа Максимюка. Который на предсезонных сборах отыграл настолько убедительно, что участь Зазулина оказалась решена — украинец сходу вытеснил его из состава. Не обладая техничностью, футбольным интеллектом и импровизационным даром Игоря, Максимюк брал своё физической мощью, исключительной мобильностью, потрясающими скоростными данными и самоотдачей, что, судя по всему, тактическим задумкам Бышовца соответствовало гораздо больше. На позициях атакующего полузащитника и диспетчера, где Зазулин прежде был также хорош, серьёзную конкуренцию ему тоже составили новые игроки, Горшков и Куртиян, а потому уделом бывшего зенитовского лидера стала скамейка запасных, с которой футболист выходил на замену лишь считанное количество раз. 

По сути, это стало началом заката карьеры 24-летнего Зазулина. Да, он ещё два года оставался в «Зените», приняв участие и в победном финальном матче Кубка России 1999 года, но в состав теперь попадал редко, пробавляясь, в основном, играми за дубль. Это немедленно сказалось и на форме игрока: стал он тяжеловат, апатичен, от его блистательной техники не осталось и следа. Создавалось впечатление, что и сам Игорь подспудно поставил крест на своей карьере, смирившись с ролью дублёра. Даже тот факт, что 27 июня 1999 года в игре с московским «Динамо» ему, первому из зенитовцев, покорился рубеж в 100 матчей в высшей лиге чемпионатов России, как-то слабо радует — за весь предыдущий год он провёл на поле в сумме немногим более двух таймов, обычно выходя на замену минуте на 80-85-й. Да и в новом сезоне куда чаще сидел на скамейке, как, собственно, и в своём юбилейном матче, в котором вышел на поле лишь на 83-й минуте.

Последнюю попытку вернуть бывшего лидера в основу предпринял Давыдов, пристроив Зазулина левым защитником, но это уже была лишь тень прекрасного в недалёком прошлом игрока. И в начале 2000-го на правах аренды он оказывается в воронежском «Факеле». Играет там, не сказать, чтобы очень уж ярко, хотя и игры, в принципе, не портит. Но, видимо, запас фарта был им уже давно исчерпан — спустя несколько месяцев Игорь получает тяжёлую травму и выбывает из строя до конца сезона. 

По иронии судьбы, кстати, одновременно с Зазулиным в 2000-м покидает «Зенит» и Максимюк, перебираясь, правда, в команду рангом куда повыше — в киевское «Динамо». Но на Зулю в «Зените» всерьёз уже никто не рассчитывает, и на место левого полузащитника вскоре приглашается ещё один украинский легионер, Александр Спивак, который сходу, и не менее убедительно занимает его.

В 2001-м Зазулин вновь возвращается в «Зенит», но... лишь в фарм-клуб второй лиги. Этаким дядькой-наставником для зелёной зенитовской молодёжи. И опять неудача: время, когда «большой» «Зенит» сцепился с грандами российского футбола за место на пьедестале, его подзабытый бывший лидер и кумир вновь проводит на больничной койке — очередная тяжёлая травма опять выбивает игрока из строя до конца сезона. 

Вот, фактически, и всё. Игры за петербургский «Петротрест» во второй лиге — это уже конец. Конец карьеры последнего из того драматичной судьбы поколения зенитовской «золотой молодёжи», тех, на кого так рассчитывали, но кто так и не сумел полностью реализовать в футболе свои несомненные таланты. Об их судьбах я рассказывал ранее https://forum.fc-zenit.ru/blogs/detail.php?SECTION_ID=99&ID=32698. И судьба Зазулина, в 25-летнем возрасте фактически завершившего выступления на высшем уровне, пожалуй, самая характерная из них. 

В футболе почему-то всегда тянет на сослагательность. «Вот если бы мы в двенадцатом туре не проиграли этому урюпинску — тогда бы сейчас...» «Если бы Сидоров реализовал выход один на один, то итог матча...» «Если бы тренер выпустил на замену Петрова...» «Если бы не мокрое поле (сильный ветер, слепой арбитр, квадратный мяч...)» 

Вот и тут невольно задумываешься: а если бы это исключительно талантливое поколение, «золотая молодёжь» «Зенита», пришла бы в большой футбол хотя бы лет на 5-7 попозже — как бы тогда выглядела команда? Чего бы добилась? Как сложились бы карьеры этих питерских игроков? Какой фигурой вошёл бы в историю «Зенита» сам Зазулин?

Если бы, да кабы… История, увы, не терпит сослагательного наклонения: что было, то и было, ничего уже не изменить. Но всё же жаль, что футбольные судьбы тех ребят так сложились — они были достойны куда большего. А Зазулин тем более. 

Всего за «Зенит» с 1991 по 1999 год Игорь Зазулин провёл 222 матча, забил 48 голов (из них в первой лиге 103, 27), вместе с командой одержал победу в Кубке России.
5 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • pups
    0.1
    13.04.2014 в 20:58

    Спасибо большое. Всё помню, как вчера. К сожалению, остаёться жить воспоминаниями о ребятах из Питера.  Будет ли реинкарнация нашего Зенита, доживу ли - неизвестно. То, что происходит сегодня - не радует.

  • Yuranewaspb
    0
    13.04.2014 в 21:57

    - Впечатляли и сольные проходы Зазулина, когда петляя и кружа, хитроумными финтами раскручивая защитников соперника, он выходил один на один с вратарём и, уложив на травку и его, тихонько закатывал мяч в пустые ворота.

    А сейчас может так кто-нибудь?

    Вы, кинечно, мне опять возразите - про скорость. Но, например (более простой пример) Роналду, да и многие тоже, как обведут - именно обведут, а не убегут - половину команды...  А если до ворот недалеко, а свои все отстали, рядом 2-3 защитника?

    Dogan
    0
    13.04.2014 в 23:22

    Ну, я бы не сказал, что после Зазулина в плане подобной игры была беда. Вполне может сыграть подобным образом тот же Данни (вспомнить для примера, хотя бы, его феерическое соло в матче с МЮ в 2008-м). Несколько раньше могли так играть Аршавин, Домингес... Спивак немало подобных проходов совершал. Причём, что характерно, все они играли примерно на той же позиции, что и Зуля - фланговый полузащитник/полунападающий.


    Так что не всё так плохо:)

  • Yuranewaspb
    0
    13.04.2014 в 21:59

    Извиняюсь, кОнечно... редактировать "не ту нажатую кнопку" не получилось...

  • Yuranewaspb
    0
    14.04.2014 в 13:58

    Нет, с этим я как раз согласен. Просто я про то, что у нас, к сожалению, мало игроков, которые, извиняюсь за выражение "прут, как на буфет" - имею в виду, не боятся именно идти сознательно на обводку, как, например Халк, ну или тот же Данни. И в основном это легионеры. А за скоростью, извиняюсь, можно и на лёгкую атлетику сходить... Ведь все мы любим именно красивый футбол. Пусть его у нас будет больше. Спасибо.