Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные "Зенита" (60-е годы, часть 3)



Годы 1960-е, часть 3

Востроилов
Непомилуев – Спиридонов – Совейко – Данилов
Дергачёв – Завидонов
Васильев – Бурчалкин – Рязанов – Храповицкий

тренер: Е.Елисеев

В начале 1960-х советские команды одна за другой отказывались от безнадёжно устаревшей «дубль-вэ», переходя на новомодную «бразильскую» 4-2-4. Число форвардов, таким образом, уменьшалось с 5-и до 4-х. И дабы как-то компенсировать образовавшуюся некую «разреженность» в линии атаки, от нападающих теперь требовались куда более высокие скоростные качества и мобильность, более отлаженное взаимодействие, а также заметно более высокая техническая оснащённость – ведь и противостояли им теперь уже не прежние 3, а 4 чистых защитника.
Игровые качества атакующего квартета «Зенита» первой половины 1960-х вполне отвечали новым требованиям футбольной тактики. К сожалению, поиграть в таком составе им довелось всего лишь в двух полных сезонах, 1962 и 63 г. г., но уж в те годы атака «Зенита» была безусловно хороша.

Анатолий Васильев (1932) – мс, зтр РСФСР, за «Зенит» (1962-66) – 137 матчей, 27 голов.
Лучший бомбардир «Зенита» в сезоне 1966

Васильев поздно появился в большом футболе – только в возрасте 26 лет он, до того выступавший за команды низшей лиги, появился в составе ленинградского «Адмиралтейца» в лиге высшей, и лишь в 30-летнем возрасте дебютировал в составе «Зенита». Но именно с появлением этого флангового нападающего, зенитовская атака, наконец, приобрела так давно не достававшую ей стройность и законченность.

Несмотря на вполне ветеранский возраст, резкий, взрывной и исключительно быстрый, Васильев обладал замечательным чутьём на голевую ситуацию, хорошо играл на добивании. Удар имел добротный, прицельный, уверенно чувствовал себя в «ближнем бою», охотно ввязываясь в силовую борьбу в чужой штрафной. Благодаря отличной игровой интуиции и высокой стартовой скорости, умело освобождался от опеки защитника соперника, мгновенно словно «растворяясь» в воздухе, и через секунду возникая в противоположном углу вратарской площадки, открытым и свободным, готовым принять мяч и нанести удар.
Активно участвовал в обороне своих ворот, начиная прессинговать соперника ещё на его половине поля, а при необходимости оттягивался назад, к своей штрафной на помощь защитникам. Но, в первую очередь, был он мастером голевого паса, которым непременно заканчивались его резкие, эффектные фланговые прорывы. И с передач Васильева его партнёры забили в ворота соперника не один десяток мячей.

Его лучший во всех отношениях сезон 1966 года оказался для него и последним – на волне резкого омоложения состава 34-летнего ветерана из команды настойчиво «попросили»...

Лев Бурчалкин (1939) - мс, за «Зенит» (1957-72) – 402 матча, 78 голов (обе цифры абсолютно рекордные для «Зенита».
Лучший бомбардир «Зенита» в сезонах: 1961, 62, 63, 65, 69
Капитан команды 1964, 1967-70
Член Клуба бомбардиров «Зенита» - Клуба 50 (82 гола)
В сборной СССР – 1 матч, в олимпийской сборной СССР – 2 матча


«Зенит» и Бурчалкин – для ленинградского болельщика 1960-х это были слова-синонимы.
Небольшого роста, но крепкий, подвижный, бесстрашный и заводной, он не был выдающимся технарём, не обладал сумасшедшей скоростью и пушечным ударом, хотя его разносторонняя футбольная одарённость не вызывала никаких сомнений. Но своё он брал, в первую очередь, неподдельным азартом, полной самоотдачей, ответственностью и невероятной мобильностью, в каждой игре честно выкладываясь «на все 100» и являясь беспрекословным лидером команды на поле. Ленинградские болельщики 1960-х его просто обожали, за отличное голевое чутьё и умение забивать нужные, спасительные голы прозвали «Бурчалкин-выручалкин».

Успев вволю поиграть в яркой команде начала 1960 годов, практически всю остальную карьеру ему едва ли не в одиночку приходилось тащить на себе весьма дохлую атаку «Зенита» второй половины 1960-х. Уже не имея столь классных партнёров в нападении, он всё чаще вынужден был отходить вглубь поля, самостоятельно выцарапывая мяч у соперника, организуя и начиная атаки команды.
В конце концов, в начале 1970-х оказался и вовсе в полузащите. Голы, правда, продолжал забивать исправно, но пореже...

Серьёзные травмы счастливо миновали Бурчалкина, с режимом проблем у него не возникало, к тренировкам относился с полной серьёзность, а потому играл долго, все 16 сезонов своей футбольной карьеры посвятив родному «Зениту» и став настоящей легендой клуба всех времён.

Николай Рязанов (1938) - мс, за «Зенит» (1957-67) – 182 матча, 36 голов.
Лучший бомбардир «Зенита» (совместно с Бурчалкиным) в сезоне 1963

Ученик виртуоза мяча Петра Дементьева, Рязанов в лучших своих играх едва ли в чём уступал учителю. Роста невысокого, но крепкий и коренастый, физически сильный, и при этом быстрый, резкий, выносливый и исключительно техничный, он обладал и отличным поставленным ударом с обеих ног, благодаря которому нередко поражал ворота неожиданными «выстрелами» с дальней дистанции.
Кроме собственно забивания голов, с удовольствием занимался и организацией атак, завязывая комбинации оригинальные и затейливые, выполняя роль, своего рода, диспетчера команды, дирижёра её атакующих действий. Поле и партнёров видел прекрасно, искусством острого паса владел виртуозно, поэтому вопросам опеки этого опасного форварда соперник вынужден был уделять самое пристальное внимание.

В начале 1960-х по популярности среди ленинградских болельщиков он мог посоревноваться с самим Бурчалкиным – трибуны по достоинству ценили техническое мастерство Рязанова, его стремление сыграть красиво, нестандартно. Технарь и финтарь, неугомонный мотор команды, игрок неожиданный, хитроумный, с выраженным футбольным интеллектом, в лучших своих матчах он играл ярко, заметно, даже артистично, а, поймав кураж, был способен своими действиями на поле «решить матч» практически с любым соперником.

Вадим Храповицкий (1935) - мс, за «Зенит» (1957-64) – 138 матчей, 36 голов.

Пожалуй, одна из самых заметных фигур «Зенита» начала 1960-х. Вскоре после того, как «Зенит» начал действовать в четыре форварда, бывший «краёк» Храповицкий занял место в центре атаки, где составил отличную пару восходящей звезде ленинградского футбола Льву Бурчалкину, и этот дуэт центральных нападающих стал главной ударной силой команды первой половины 1960-х.

Среднего роста, исключительно мобильный, быстрый и разворотливый, Храповицкий беспрестанно маневрировал по всему фронту атаки, постоянно держа в напряжении оборону соперника, и готовый в любое мгновение пробить по воротам — неожиданно, без подготовки, прицельно. Он был опасен именно этой своей непредсказуемостью, молниеносностью, мог вдруг появиться в любой точке штрафной, и из самой неудобной позиции сходу, слёта, без замаха воткнуть мяч в сетку.
Удар имел добротный, меткий, хлёсткий, и зачастую вратари просто не успевали среагировать на его неожиданный выстрел из самого немыслимого положения. За такими игроками нужен глаз да глаз, их нельзя ни на мгновение выпускать из поля зрения — иначе жди беды! И она непременно приходила, эта беда для чужих ворот – угадать заранее, когда и откуда Храповицкий ударит по мячу или отдаст острый пас партнёру, было крайне сложно, все его действия были неожиданными, непредсказуемыми.

К сожалению, частые травмы не позволили этому незаурядному игроку полностью раскрыть свой потенциал.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться