Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Cимволические сборные "Зенита" (40-е годы, часть 1)

Годы 1940-е, часть 1

В послевоенные годы стране безраздельно царствует тактическая схема «дубль-вэ» (3-2-2-3), первые попытки освоения которой советскими клубами были произведены ещё до войны. За счёт уменьшения числа хавбеков появилась крайне важная в новом тактическом построении позиция центрального защитника, а пара полусредних нападающих оттянулась несколько в глубину поля, в результате чего линия нападения и приняла форму той самой латинской «W», которая дала название и всей схеме.
Ещё не отгремели последние залпы великой войны, а в стране вновь начали играть в футбол. В 1944 году состоялся первый после военного перерыва розыгрыш Кубка СССР. И сразу сенсация: впервые в своей истории хрустальный кубок покинул пределы Москвы и отправился в Ленинград. Результат неожиданный, но при этом абсолютно заслуженный – состав у кубкового «Зенита» и впрямь подобрался отличный. Это, кстати, предопределило и факт того, что большую часть символической сборной «Зенита» 1940-х годов составили игроки именно той замечательной кубковой дружины 1944 года. Впрочем, и в последующие годы в составе нашей команды выступали незаурядные футболисты.

Л.Иванов
Копус – Куренков – Пшеничный
Левин-Коган – Бодров
Смирнов – Марютин – Комаров – Коротков – Чучелов

тренер: К.Лемешев

Леонид Иванов
(1921) – змс, за «Зенит» (1939-56) – 291 матч. Обладатель Кубка СССР 1944 года. Лучший вратарь СССР 1949-53. За сборную СССР - 3 матча

Леонид Иванов — это эпоха, это гордость и достояние всего ленинградского футбола. Это воплощение верности клубу и родному городу, беззаветного служения Футболу. Пожалуй, именно он вплоть до нынешних времён – самая мощная и знаковая фигура во всей истории «Зенита».
Один из лучших голкиперов в истории отечественного футбола, первый вратарь первой послевоенной сборной СССР, порой он и на самом деле полностью отвечал известному определению: «Вратарь – половина команды».

Отчаянно смелый и физически сильный, Иванов выделялся отличной прыгучестью и феноменальной реакцией. В жизни добрейший и спокойнейший, можно сказать флегматичный, внешне даже немного неспортивный из-за заметного лишнего веса, в воротах Иванов преображался. Это был зверь: яростный, стремительный, отважный, абсолютно беззаветный и даже неистовый — он не щадил ни себя, ни соперников, ни своих партнёров, когда воротам его команды угрожала опасность. Хватка у него была просто железная, мяч словно прилипал к его ладоням и широкой груди – этим он заметно выделялся даже в те годы, когда для вратаря отбить мяч, а не поймать его, считалось едва ли не дурным тоном.

На рубеже 1940-50-х его усиленно обхаживали столичные «зазывалы», но ленинградский вратарь на всю жизнь остался верен своему клубу, 18 (!) лет подряд защищая ворота «Зенита» и сыграв за него более 300 официальных матчей.

Николай Копус (1915) – мс, за «Зенит» (1941-49) – 89 матчей. Обладатель Кубка СССР 1944 года. Капитан команды в 1949.

Николай Копус, бывший защитник расформированной в конце 1940 года одной из старейших команд Ленинграда «Красной Зари», появился в составе «Зенита» в предвоенном 1941-м. И практически все 1940-е годы оставался незаменимым в оборонительных порядках «Зенита», занимая, как правило, позицию правого защитника.

Рослый, мощный и широкоплечий, на своём правом фланге Копус был настоящим хозяином. Нередко подключался к атаке, что в те годы было изрядной редкостью для игроков обороны, и подключения эти были весьма полезны – и пасом он обладал хорошим, и ударом сильным.
Расчёт соперника на то, что шустрые, техничные крайние нападающие без больших проблем обыграют один в один этого внешне неуклюжего, да, к тому же, уже и возрастного богатыря, срабатывал далеко не всегда: несмотря на габариты, Копус, кроме умения грамотно выбрать позицию, отличался ещё и неплохими скоростными качествами и разворотливостью. А уж пройти его просто за счёт физической силы, «в лоб», было делом и вовсе безнадёжным.

Иван Куренков (1912) – мс, за «Зенит» (1945) – 18 матчей. Обладатель Кубка СССР 1944 г. Капитан команды в 1944-45.

Важнейшая для тактической схемы «дубль-вэ» позиция центрального защитника оставалась одной из главных проблем для тренеров «Зенита» на протяжении многих лет. Игроки на этой позиции менялись едва ли не ежегодно, но ни один из них так и не смог полностью удовлетворить требования, предъявляемые к игрокам этого амплуа.
Пожалуй, лишь в 1944-45 игравший центрального защитника бывший ленинградский спартаковец Иван Куренков сумел практически идеально прикрыть эту крайне проблемную позицию.

Тактически грамотный, смелый и решительный, он обладал воистину несгибаемым характером и качествами настоящего лидера. Поэтому весь не очень большой период своих выступлений за нашу команду Куренков являлся её капитаном.
И кубковый успех «Зенита» в 1944 году, в первую очередь, был обусловлен его непробиваемой защитой, умело сцементированной и «заряженной» капитаном команды, настоящим столпом обороны, авторитетным и харизматичным центральным защитником Иваном Куренковым. Жаль, что в «Зените» он поиграл так недолго – всего через год после кубкового триумфа 33-летний ветеран завершил свои выступления за нашу команду.

Алексей Пшеничный (1919) – змс, за «Зенит» (1945-51) – 151 матч, 4 гола. Обладатель Кубка СССР 1944 года. Капитан «Зенита» в 1947-48

Без сомнения, самый классный защитник послевоенного «Зенита». Более того, во второй половине 1940-х Пшеничный заслуженно считался одним из сильнейших фланговых защитников и всей страны, а потому в 1950-м, одним из первых зенитовцев, был удостоен почётного звания «Заслуженный мастер спорта СССР».
Быстрый, цепкий, и беззаветно трудолюбивый, он был бесстрашен до бесшабашности, упорен и очень ответственен. Не обладая высоким ростом, тем не менее, за счёт исключительной прыгучести, отлично играл головой. Несмотря на взрывной темперамент и повышенную эмоциональность, излишней жёсткостью на поле, однако, не отличался, т.к. со своей хорошей техникой и тактической грамотностью обычно вполне обходился сугубо футбольными приёмами. В игре был очень стабилен и надёжен, за что высоко ценился и часто сменявшимися в 1940-х тренерами, и своими партнёрами.

Характерный штрих: на родине футболиста, в городе Енакиево, одна из улиц носит имя заслуженного мастера спорта СССР, обладателя Кубка страны Алексея Пшеничного.
1 комментарий

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Yury Ivanov
    0
    22.10.2010 в 12:02
    Здравствуйте Дмитрий! А Сергея Сальникова Вы не включили в символическую сборную 40-х из-за недостаточного времени, проведенного им в "Зените"?