Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Юбилей петербургского футбола



Ровно 110 лет назад, 15 (2) сентября 1901 года, в истории юного российского футбола произошло важнейшее событие: в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, стартовал первый в стране официальный футбольный турнир.
Но, немного предыстории.

Сейчас, конечно, уже не установить, кто и когда первым в Санкт-Петербурге нанёс удар ногой по мячу. Но факт: к началу 1890-х футбол в Петербурге, пусть и далеко не массовый, уже был. Завезённый англичанами, работающими по найму на предприятиях столицы, первоначально он и культивировался исключительно среди иностранных общин города.

Первым из официально зарегистрированных в столице был английский «Санкт-Петербургский футбольный клуб», устав которого был опубликован ещё в 1879 году, а в 1880-90-х было образовано ещё несколько британских любительских футбольных команд, периодически проводящих товарищеские матчи между собой, а также с соотечественниками с прибывающих в Петербург английских торговых судов. Жили англичане в столице обособленно, поэтому для российского обывателя, в большинстве своём, эта игра оставалась неведомой, да и вряд ли пока интересной. По крайней мере, в российской прессе тех лет о футболе упоминаний почти не встречается

Положение стало меняться в последнее десятилетие XIX века – в столице империи начали появляться уже русские спортивные кружки, которые также начали культивировать неведомую прежде игру «фут-болъ». Первым среди них можно назвать «Санкт-Петербургский Кружок любителей спорта» (КЛС или, сокращённо, «Спорт»). В те же годы состоялись и первые публичные представления игры в столице, а затем футбол зашагал и по стране, постепенно овладевая умами и душами немногочисленных пока российских любителей спорта.

И вот, ещё несколько лет назад казавшийся многим странной забавой чудаковатых молодых людей, к началу ХХ века футбол проник практически во все крупные города России. Количество футболистов, и, прежде всего, в Петербурге, росло неуклонно, ежегодно возникали новые, «дикие» команды, каждая из которых мечтала помериться силами с себе подобными. Идея организации футбольной жизни столицы витала в воздухе...

И всё же, к началу века основной футбольной силой в Петербурге оставались команды, составленные из иностранных граждан. Тон в столице задавали, прежде всего, «Невка», организованная при Сампсоньевской бумагопрядильной мануфактуре (ныне прядильно-ткацкая фабрика «Октябрьская») и состоящая преимущественно из шотландцев; и английский «Невский крикет, футбол и теннис клуб», или, сокращённо, «Невский», при Невской ниточной фабрике (ныне прядильно-ниточный комбинат им. Кирова). Обе команды были организациями закрытого типа, и спортсмены других национальностей, тем более русские, в то время в них практически не допускались.

Хорошо финансируемые, обладающие отличными тренировочными полями (что по тем временам было большой редкостью), существовали они сравнительно давно, но участия в зарождающейся футбольной жизни города практически не принимали, довольствуясь исключительно матчами между собой. Имелись в столице и другие футбольные команды, но большинство из них организовывались от случая к случаю, своих полей не имели и реальной спортивной силы, как правило, не представляли.

И вот в 1901 году, наконец, было решено выяснить, так сказать – на официальной основе, кто же, всё-таки, «самый-самый» в столице. Естественно, идея эта пришла в голову англичанам, и они же с энтузиазмом принялись за её воплощение. Благодаря организаторским способностям одного из основателей клуба «Невский», англичанина инженера Джона (Ивана Михайловича) Ричардсона, была образована первая в нашей стране Санкт-Петербургская футбольная лига. Ричардсон её и возглавил. Укомплектовав новоявленную лигу третьим участником — командой «Виктория», также объединявшей под своим флагом, в основном, живущих в Петербурге иностранных подданных, британцы приступили к розыгрышу первого в России чемпионата по футболу.

Нашёлся и меценат, пожертвовавший для этого благого дела серебряный кубок в качестве награды победителю. Звали этого благодетеля Томас Аспден, на русский лад он называл себя Фомой Матвеевичем, также являлся подданным британской короны и имел при этом своё немаленькое дело в российской столице.

Приглашение в лигу получил и русский «Кружок любителей спорта» («Спорт»), имевший на тот момент самую, пожалуй, организованную и постоянно действующую футбольную команду, состоявшую, в отличие от команд–участниц первого чемпионата, преимущественно, из россиян. У «Спорта» было даже своё футбольное поле на арендованной площадке во владениях известного спортивного мецената, члена Международного олимпийского комитета, золотопромышленника и миллионера князя Сергея Белосельского-Белозёрского на Крестовском острове.
Но именно весной этого года «Спорт» провёл первые две товарищеские игры с англо-немецкой «Викторией», и их результаты оказались неутешительны для нашей команды: 1:6 и 1:7. Возможно, во многом поэтому «Спорт» от вступления в Лигу пока воздержался. Время побед русских команд ещё не наступило…

Итак, в воскресенье 2 (15) сентября 1901 года в 14. 00 при солнечной тёплой погоде начался первый матч на Кубок Аспдена. Матч проходил во дворе Сампсониевской мануфактуры на поле «Невки», расположенного на Выборгской набережной
Чести открытия первого чемпионата столицы удостоились команды «Невка» и «Виктория». Судил встречу сам глава Лиги Д. Ричардсон.

«Невка» - «Виктория» 2:2 (2:0)
{b]2(15) сентября 1901[/b], Санкт-Петербург, поле "Невки"
Судья: Д. Ричардсон
«Невка»: Сьюэл; Гилькрист, Шарпльс; Кромптон, Флэтчер, Д. Харгривс (к); Джерард, Хайнс, Ф. Харгривс, Смолл, Бойль.
«Виктория»: Гейльман; Лауман, Шауб; Вардроппер, Гринервальд, Райт; Витман I, Ярков, Браун (к), Григорьев, Витман II.

Обращает на себя внимание то, что среди 22 футболистов обеих команд было всего трое русских игроков, и все трое в составе интернациональной «Виктории», в которой они составляли центральную тройку нападения – Георгий Ярков, Василий Браун (капитан команды) и Михаил Григорьев. Более того, кроме них, в составах всех команд Лиги в 1901 году больше русских не было.

Пресса не посчитала нужным указать ни авторов забитых голов, ни количества присутствующих на матче зрителей. Да и вообще, большинство российских газет дружно проигнорировало эту встречу иностранных клубов, в лучшем случае скупо ограничившись только сообщением итогового счёта и составов команд. Истинное значение этого матча – первого в истории розыгрышей чемпионатов Санкт-Петербурга – было оценено уже позже.

Зато отдельные подробности о ходе матча можно было почерпнуть из некоторых иностранных газет, выходящих в российской столице, и вопросам спорта, в отличие от русских коллег, уделявших немалое внимание. В частности, немецкая «Санкт-Петербургская газета» уверяла, что основной причиной проигрыша вчистую первого тайма «Викторией» являлась исключительная молодость и несыгранность её игроков. Опытные и мастеровитые футболисты «Невки» легко переигрывали своих юных соперников и без особых проблем забили в их ворота два безответных мяча. Зато во втором тайме юношеский задор игроков «Виктории» позволил им не только выровнять игру, но и получить заметное преимущество над уставшими возрастными игроками «Невки», что вылилось в ответные два гола в их ворота. «Обе команды показали приятную, довольно безошибочную и живую игру» - резюмировала «Санкт-Петербургская газета».

Сам турнир особого интереса не вызвал не только у прессы, но и у почтенной публики. На матчах обычно присутствовали только игроки из других команд, да небольшое количество «своих» зрителей из числа иностранных «гастарбайтеров». К тому же реклама этих мероприятий практически отсутствовала, а матчи проводились днём, в не самое удобное для зрителей время. Да и добираться до места проведения игр было весьма проблематично – строительный бум конца XIX века привёл к тому, что к началу века ХХ центр Санкт-Петербурга был застроен настолько плотно, что футбольные матчи приходилось проводить в отдалённых от центра рабочих районах. К тому же, русского зрителя мало заинтересовал турнир, в числе четырёх десятков участников которого было всего трое россиян. Отсюда и практически полное равнодушие к нему со стороны, как русскоязычной прессы, так и жителей Санкт-Петербурга.

Как бы там ни было, но исторический первый чемпионат города, в результате, всё же был успешно проведён и завершился месяц спустя. В оставшихся трёх матчах «Невка» набрала ещё пять очков из шести и завоевала Кубок Аспдена. Второе место досталось «Виктории», «Невские» же замкнули «тройку призёров».
Таким образом, победителями первого российского футбольного чемпионата стали... шотландцы.

Жизнь первому чемпиону отмеряна была недолгая: по окончании сезона 1903 года, больше не показав в чемпионатах ничего внятного, шотландская «Невка» прекратила своё существование, пополнив своими игроками ряды «Невского». Впрочем, не слишком долго продержались и англичане «Невского» - в 1912 году клуб в очередной раз вышел из состава Лиги, в которой уже вовсю заправляли русские, и вскоре прекратил своё существование.

Парой лет раньше канула в небытие и интернациональная «Виктория», оставив после своей кончины для всего российского футбола будущего капитана олимпийской сборной России, одного из лучших форвардов российского футбола 1910-х г.г., а в то время юного 18-летнего нападающего Василия Бутусова – старшего брата легендарного Михаила.

На следующий год в Лигу все-таки вступил «Спорт», ещё через год за Кубок Аспдена боролось уже пять команд, а в следующем сезоне членами Лиги являлись уже девять клубов и более 150 футболистов. Старейший футбольный турнир России начал свою жизнь – колесо истории российского футбола тронулось.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться