Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные "Зенита" (50-е годы, часть 1)

Годы 1950-е, часть 1

1950-е ознаменовались поисками модификаций для ставшей привычной за последний десяток лет тактической схемы «дубль-вэ». Одни тренеры, ещё более оттягивая вглубь поля инсайдов, старались максимально насытить игроками середину поля; другие, напротив, выдвигали их вперёд, сделав именно инсайдов главной атакующей силой и получая в итоге нечто подобное хорошо знакомой ныне 3-5-2; третьи пошли ещё дальше, увеличивая число защитников до 4-х, тем самым предвосхищая грядущую «бразильскую» схему...
Однако в большинстве своём, вплоть до начала 1960-х советские команды всё равно в той или иной мере придерживалось старой доброй «дубль-вэ».

Ту же «дубль-вэ» с тремя защитниками в 50-х играл и «Зенит». Постепенно сходили прославленные мастера 1940-х, им на смену приходили новые игроки, которые, всё же, в чём-то уступали своим предшественникам, что незамедлительно сказалось и на результатах команды, постепенно сползшей в нижнюю часть турнирной таблицы.
Тем не менее, в составе нашей команды всё равно имелись и классные игроки, оставившие заметный след в истории «Зенита».

Л.Иванов
Гартвиг – Самарин – Гек
Ю. Войнов – Кравец
Царицын – Батанов – О.Морозов – Г.Бондаренко – А.Иванов

тренер: Г.Жарков

Леонид Иванов (1921) – змс, за «Зенит» (1939-56) – 291 матч.
Обладатель Кубка СССР 1944 года.
Лучший вратарь СССР 1949-53.
За сборную СССР – 3 матча.


И вновь, как и в 1940-е именно Иванов, без сомнений, лучший вратарь «Зенита» 1950-х. Рядом с ним поставить просто некого.
О Леониде Григорьевиче мы подробно писали совсем недавно,
https://www.fc-zenit.ru/main/blogs/?blogid=...p;showentry=184
поэтому повторяться не будем. Отметим только, что после ухода Иванова из большого спорта, проблема надёжного первого номера в «Зените» стояла необычайно остро ещё долгие годы.

Защита

Николай Гартвиг
(1922) – мс, за «Зенит» (1947-55) – 153 матча.

Гартвиг начинал в «Зените» крайним нападающим, но, несмотря на все свои старания, никак не мог убедить тренеров в своей «профпригодности». Встал даже вопрос об отчислении игрока. Но вот тренеры решили попробовать его в центре обороны – и всё стало заметно лучше.
Однако сказать, что Гартвиг на этой позиции полностью раскрылся, тоже нельзя: старательный и самоотверженный, но тихоходный и несколько неповоротливый, он всё равно так и не сумел сцементировать оборону «Зенита», создать у команды столь необходимое ощущение уверенности за свои тылы.

Опять его место в основе стало подвергаться сомнениям. И кто знает, чем бы закончились его футбольные опыты, если бы на рубеже 1940-50-х прозорливый тренер «Зенита» Константин Лемешев не решил попробовать этого рослого, мощного игрока на фланге – и всё вдруг стало получаться. Поменяв №3 на №2 (т.е. переквалифицировавшись из центрального в правого защитника), Николай, наконец, обрёл себя.

В футбольных кругах за этим игроком закрепилась слава грубияна, хотя, признаться, откровенным костоломом Гартвиг всё же не был. Просто, не обладая высокими скоростными данными и разворотливостью, он порой мог упустить своего визави, что вынуждало его фолить. Порой грубовато фолить. Зато подкупала его решительность, абсолютная самоотверженность и беззаветность: не жалея соперника, точно также он не жалел и себя. Поэтому травм за свою карьеру имел немало, пропустив десятки календарных игр своей команды.
И всё же полторы сотни матчей, сыгранных Гартвигом за «Зенит», по тем временам было достижением серьёзным. В первой половине 1950-х он был действительно незаменим.

Николай Самарин (1924) – мс, зтр РСФСР, за «Зенит» (1953-56) – 87 матчей, 1 гол.
Капитан команды 1953-56.

Уроженец Н. Тагила, он пришёл в «Зенит» уже зрелым, сложившимся мастером, бронзовым призёром чемпионата СССР в составе донецкого «Шахтёра», в котором несколько лет являлся капитаном.
И в «Зените» опытнейший игрок сразу выдвинулся в лидеры не только линии обороны, но и всей команды, буквально сходу став и её капитаном. Именно бывший полузащитник Самарин, поменяв привычное амплуа, сумел на несколько лет по-настоящему закрыть проблемную для «Зенита» 1950-х позицию центрального защитника, стать тем столпом обороны, которого один за другим сменяющиеся тренеры нашей команды безуспешно искали с добрый десяток лет.

Крепкий, жилистый, неистощимо азартный и отважный, Самарин отлично играл в отборе, был решителен и смел, а в игре «на втором этаже» и вовсе лучшим в «Зените».
Кроме выраженных лидерских качеств, выделялся отличным тактическим кругозором, умением остро начать атаку своей команды, сыграть нестандартно, с выдумкой – в общем, производил впечатление игрока думающего, творческого. Что впоследствии вполне подтвердил, став и весьма незаурядным тренером, воспитавшим таких игроков, как Александр Маркин, Сергей Андреев, Курбан Бердыев и многих других.

Марк Гек (1933) – мс, за «Зенит» (1956-1961) – 97 матчей.

Во второй половине 1950-х присутствие на поле в рядах «Зенита» левого защитника Марка Гека было столь же само собой разумеющимся, как, например, наличие мяча или ворот – без этого и игры-то, собственно, быть не может. За 3.5 сезона Гек не пропустил ни одной официальной игры своей команды, более того, всего один-единственный раз отыграв матч не полностью.

Невысокого роста здоровяк, крепкий и устойчивый, он был исключительно работоспособен и неутомим. Порой создавалось впечатление, что у зенитовского защитника два сердца – он был способен без видимых усилий добросовестно и беззаветно отпахать весь матч, как говорится, на полную катушку, и при этом выглядеть, как после короткой утренней пробежки.
Не обладая высокими скоростными данными, что нередко приводило к заметным сложностям в противостоянии его с техничными быстрыми форвардами соперника, Гек компенсировал этот свой существенный недостаток самоотверженностью, мобильностью, исключительной старательностью, грамотным выбором позиции и элементарной физической силой: оттереть от мяча и, тем более, сбить с ног этот броневичок было очень и очень непросто. Любил и умел сыграть плотно, жёстко, от стыков не уклонялся, атаковал противника энергично, агрессивно, и если форвард соперника не обладал исключительной вёрткостью, Гек становился для него просто непроходимой преградой.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться