Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Незаменимый Гек - к 80-летию зенитовца



Сегодня исполняется 80 лет Марку Геку – мастеру спорта СССР, защитнику «Зенита» 1950-х

Марк Гек появился в «Зените» в 1955-м, замеченный прозорливым тренером нашей команды Николаем Люкшиновым во время обычного тренировочного матча между дублёрами «Зенита» и городской командой «Динамо». До этого воспитанник динамовской футбольной школы Гек играл за команду своего общества на первенство Ленинграда, играл уже несколько лет, но вниманием селекционеров немногочисленных ленинградских команд мастеров избалован не был. Поэтому приглашение от Люкшинова футболист, невзирая на клубную принадлежность, принял незамедлительно, прекрасно понимая, что второго такого шанса может уже и не представиться.

Разносторонне спортивно развитый, Марк Гек неплохо играл и в хоккей, но сразу после прихода в «Зенит» с этой его второй страстью пришлось распрощаться. Постепенно уже уходили в прошлое те времена, когда футболисты команд мастеров зимой едва ли не поголовно надевали коньки и принимали полноправное участие в ледовых баталиях самого высокого уровня, а тренеры смотрели на это не только вполне благосклонно, но и сами всемерно поощряли зимние забавы своих подопечных. Теперь от спортсменов требовали «узкой специализации», и зимний перерыв всё активнее использовался для сугубо футбольных тренировок в подготовке к сезону. Да и нередкие травмы, полученные на ледовых площадках и порой надолго выбивавшие игроков из строя, также вряд ли воспринимались футбольными тренерами с большим воодушевлением. Так что о серьёзном хоккее Марку пришлось забыть и сосредоточиться только на футболе.

Впрочем, сходу вписаться в основу «Зенита» новому игроку оказалось очень непросто. В обороне команды вполне неплохо ещё смотрелась сыгранная тройка опытнейших зенитовских ветеранов Гартвиг–Самарин–Северов, и периодические робкие попытки тренеров кого-то из этой троицы подменить обычно заканчивались не слишком удачно. А потому и Геку пришлось ждать почти полтора года, когда на волне серьёзного омоложения состава весьма подзакисшего в последнее время «Зенита», затеянного очередным тренером Аркадием Аловым, в основном составе всё чаще стала появляться молодёжь. В середине 1956-го получил шанс показать себя и 23-летний Марк Гек.

Невысокого роста здоровяк, крепкий и устойчивый, он был исключительно работоспособен и неутомим. Порой создавалось впечатление, что у зенитовского защитника два сердца – он был способен без видимых усилий добросовестно и беззаветно отпахать весь матч, как говорится, на полную катушку, и при этом выглядеть, как после короткой утренней пробежки. Не обладая высокими скоростными данными, что нередко приводило к заметным сложностям в противостоянии его с техничными быстрыми форвардами соперника, Гек компенсировал этот свой существенный недостаток самоотверженностью, старательностью, грамотным выбором позиции и элементарной физической силой: сбить с ног или оттереть от мяча этот броневичок было очень и очень непросто. Любил и умел сыграть плотно, жёстко, порой даже слишком жёстко, от стыков не уклонялся, атаковал противника энергично, зло, агрессивно, и если форвард соперника не обладал исключительной вёрткостью, Гек становился для него просто непроходимой преградой.

В 1956 году в составе сборной Ленинграда Марк принял участие в 1 Спартакиаде народов СССР, по итогам которой, в числе нескольких других зенитовцев, стал мастером спорта СССР, и вскоре после этого дебютировал в «Зените», с первого же матча став абсолютно незаменимым на левом фланге обороны команды.

Правда, начало зенитовской карьеры у молодого защитника сложилось не слишком вдохновляюще: в одном из первых матчей за основной состав «Зенита», из-за несогласованности действий с вратарём Ивановым, он умудрился забить мяч... в собственные ворота. Ничего не скажешь, лихой дебют... Но, надо отдать должное тренерам команды: на новичке не был сходу поставлен крест, и после этого конфуза Гек больше не давал таких поводов для неудовольствия, своей игрой доказывая, что тренеры в том своём решении были абсолютно правы.

Менялись в команде тренеры (Люкшинова сменил Алов, Алова Жарков, Жаркова Елисеев...), тасовались партнёры по линии обороны (Самарин, Совейко, Мещеряков, Худояш, Шишков, Степанов...), существенно видоизменялись и все остальные линии команды, и лишь левый защитник Марк Гек оставался в стартовом составе «Зенита» единственным необходимым, практически незаменимым, отыграв подряд без единого пропущенного матча три с половиной сезона.

Более того, всего трижды за эти годы (1956-59) он отыграл неполные матчи. Дважды это произошло в 1957 году, причём, оба раза в матчах со сталинским (донецким) «Шахтёром». Горняки во все века славились крайне жёсткой, на грани с грубостью манерой игры. Но Гека этим было трудно запугать, он охотно отвечал жёсткостью на жёсткость, и в первом матче с «Шахтёром», когда игра перешла в откровенную рубку, тренеры сочли за благо, не дожидаясь удаления, заменить не на шутку разошедшегося Марка на более хладнокровного Роберта Совейко. В ответной же, осенней встрече с горняками, прошедшей в не менее «дружественной» обстановке, когда в её конце игроки и вовсе сошлись стенка на стенку, растерявшийся судья матча удалил с поля трёх самых активных участников потасовки, среди которых оказался и Гек. В те годы ещё не было практики непременного пропуска удалённым футболистом следующей игры, поэтому пять дней спустя Марк, как ни в чём не бывало, вновь вышел в стартовом составе своей команды.

Куда более любопытными были обстоятельства, приведшие к третьему неполному матчу зенитовского защитника. В 1958-м во встрече с московским «Локомотивом» Гек опекал правого крайнего нападения москвичей Зайцева. Неплохой нападающий, но, в общем-то, не более того: прямолинейный, без особой фантазии и техники. Однако обладал этот Зайцев поистине неуёмной энергией и отменными скоростными данными. И противостояние медлительного зенитовца с этим форвардом закончилось для «Зенита» плачевно: буквально истерзав Гека своим непрерывными рывками и резкими ускорениями, Зайцев раз за разом ускользал от своего тихоходного опекуна, создавая у ворот вратаря Лазунова постоянное напряжение. И во втором тайме зенитовская защита рухнула: 2:7 при полностью проигранном левом фланге обороны.

Памятуя об этом провале, в следующем матче с железнодорожниками тренер «Зенита» Жарков решил подстраховаться, и вместо Гека в стартовом составе вышел Лев Шишков. Однако это не спасло «Зенит»: уже к 20-й минуте ленинградцы уступали со счётом 1:3, и во втором тайме Гек вновь занял своё привычное место на левом фланге обороны.

Как бы там ни было, а вплоть до 1960 года Марк в составе «Зенита» был абсолютно незаменим, лишь на рубеже нового десятилетия впервые ощутив за спиной дыхание конкурентов, которые заметно потеснили его из основы. А в 1961 году и вовсе завершили его зенитовскую карьеру: в команде появился знаменитый впоследствии игрок «Зенита» и сборной СССР, будущий обладатель бронзовой медали чемпионата мира 1966 года и заслуженный мастер спорта Василий Данилов. В отличие от тихоходного Гека, обладал Данилов отменными скоростными качествами, да и в большинстве остальных футбольных компонентов заметно превосходил своего старшего товарища. И под напором юного девятнадцатилетнего таланта звезда Марка стремительно закатилась – уже в середине сезона тренер команды Евгений Елисеев сделал однозначный выбор в пользу перспективного Данилова.

Гек перебирается в Луганск, где ещё два года играет у Германа Зонина в местных «Трудовых Резервах». А по возвращении на родину, в Ленинград, в 30 лет решает свою футбольную карьеру завершить.

Он не стал тренером, как большинство его партнёров по команде, а вернулся к работе, которой занимался в юношестве, ещё до начала своей футбольной эпопеи — стеклодув. И этим несколько экзотичным делом занимался вплоть до выхода на пенсию. Правда, благодаря отменному здоровью, ещё без малого три десятка лет с удовольствием играл за ветеранов.

Всего за «Зенит» в 1956—61 г.г. Марк Гек сыграл 101 матч, голов не забивал
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться