Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Исторические матчи «Зенита», 1990-е годы: самый скандальный матч в российской истории клуба

Продолжение цикла Дмитрия Догановского.

zenitvsspartak1995.jpg

Пожалуй, самый скандальный матч «Зенита» в его российской истории. С тех пор прошло много лет, остыли страсти вокруг той игры, но вопросы всё равно остались. И исчерпывающие ответы на них вряд ли когда будут получены. Разве что много лет спустя кто-нибудь из непосредственных участников тех событий вдруг разоткровенничается. Да и то...

Ажиотаж перед игрой в городе был невероятный. И дело не только в том, что в гости к «Зениту» прибыл самый принципиальный соперник. Подогревала страсти и подоплёка матча: в случае победы «Спартак» догонял бы лидирующую «Аланию» и получал право на переигровку с ней за звание чемпиона. В случае же потери москвичами очков во встрече с петербуржцами, чемпионом без всяких оговорок становилась бы осетинская команда. Победить «Спартак», да ещё и лишить его чемпионства – что может быть слаще для болельщика «Зенита»? А потому переполненные трибуны «Петровского» яростно ревели весь матч без умолку, взвинченные футболисты обеих команд заметно нервничали, а сама игра получилась резкой, жёсткой и сумбурной.

«Зенит» (Санкт-Петербург) – «Спартак» (Москва) 1:2 (1:1) 03 ноября 1996. Санкт-Петербург, стадион «Петровский», 26000 зрителей. Судья: Н. Фролов (Раменское) «Зенит»: Березовский, Угаров (Бобров, 77), Кондрашов, Боков, Попов, Лепёхин (Давыдов, 62), Хомуха, Дмитриев (Зазулин, 46), Данилов, Кулик, Зубко
«Спартак»: Филимонов, Головской, Горлукович, Евсеев, Мамедов, Ширко (Безродный, 73), Мелешин (Коновалов, 61), Аленичев, Титов, Дуюн (Джубанов, 46), Тихонов
Голы: Данилов (3) – Тихонов (30), Титов (72)

Описывать ход матча, пожалуй, особого смысла нет. Ведь главные события произошли после него. Причём, много-много времени спустя. Отметим лишь, что «Спартак» тогда победил, вышел на золотой матч с «Аланией», и в нём победил тоже, вновь став чемпионом. 

А более чем через год вокруг той встречи с «Зенитом» неожиданно разразился скандал.  Зимой 1998 года бывший зенитовец Сергей Дмитриев в интервью одному из питерских таблоидов намекнул на некое лицо в команде, по вине которого команда потеряла солидные премиальные, обещанные ей в случае победы над «Спартаком» в том матче 1996 года. То есть недвусмысленно дал понять, что игра была «Спартаку» попросту сдана. Может, это интервью прошло бы и незамеченным, если бы тему охотно не подхватила центральная пресса, а бывший тренер «Зенита» Садырин со свойственной ему прямотой и горячностью объявил и имя этого «злоумышленника» – вратарь Березовский. 

Да, при пересмотре видео с того матча, вопросы к зенитовскому вратарю появляются. Особенно, по первому голу, забитому спартаковцем Тихоновым со штрафного. Березовский тогда определённо ожидал навеса, ведь угол для прямого удара был слишком острым. Но Тихонов, увидев, что вратарь ушёл в дальний угол, да и стенка стояла, скорее, для проформы, отличным кручёным ударом послал мяч в щель между стенкой и штангой.

Теперь-то мы знаем, что такое «фирменные» тихоновские голы — хлёсткие, коварные резаные удары почти с нулевого угла. Сколько он их, таких, наколотил за свой долгий футбольный век! Но в то время этот его «бомбардирский почерк» ещё был малоизвестен, а ближний угол, по определению, должен быть прикрыт вратарём... Нечто подобное, кстати, Тихонов продемонстрировал и через две недели, в «золотом матче». И вновь не ожидавший такого удара вратарь, на сей раз «Алании», сыграл так же неуклюже, как и Березовский, пропустив мяч, решивший чемпионский спор в пользу «Спартака».  

И второй гол от Титова со стороны также не выглядел неберущимся, но ведь и этот удар получился знатным: находясь метрах в 25 от ворот, прямо по центру, Егор, получив неожиданный «подарок» от петербургского защитника, отдавшего пас прямо ему в ноги, отличным кручёным ударом уложил мяч впритирку со штангой. Да, мяч летел вовсе не с сумасшедшей скоростью, но Березовский перед прыжком явно поскользнулся – в те годы качество поля «Петровского», особенно во вратарских площадках, оставляло желать много лучшего, – а потому прыжок у него просто не получился. Да и никто из зенитовских защитников спартаковца не накрыл – он был совершенно одинок перед воротами.

Тогда, после окончания игры, все, конечно, были очень расстроены, и Садырин, выйдя на поле, утешал едва ли не плачущего Березовского, но сомнений в «чистоте» матча ни у кого не возникло. Вплоть до «бомбы», взорванной год спустя Дмитриевым.

Шум тогда поднялся большой, и версии событий выдвигались самые разнообразные. Одни утверждали, что вратарь пропустил эти голы, якобы, по приказу президента клуба Мутко, который, таким образом, сохранил для и так небогатой клубной казны сотни тысяч долларов, предназначенных для премиальных игрокам. Другие были уверены, что «заинтересовали» зенитовского вратаря (или даже непосредственно руководство «Зенита») сами спартаковцы, для которых победа в этом матче была необходима, как воздух. Третьи утверждали, что в «сговоре» участвовало ещё несколько игроков «Зенита», которые вскоре отправились вслед за Садыриным в ЦСКА. Договорились даже до причастности к этому поражению самого Садырина, якобы в обмен за публично обещанную (и достигнутую) им победу над «Спартаком» в первом круге, вынужденного «сдать» ответный матч в Петербурге... Версия же о случайности и «незапрограммированности» пропущенных Березовским голов показалась всем слишком банальной и быстро отошла на задний план.

На заседании Контрольно-дисциплинарной комиссии (КДК) президент «Зенита» Мутко гневно отверг все обвинения в адрес клуба, заявив, что доверяет своим футболистам, и пообещав подать в суд иск о защите чести и достоинства игроков и руководства клуба. Реакции «Спартака» пришлось ожидать долго – руководство столичного клуба величаво молчало более месяца. В конце концов, главный тренер и одновременно президент ФК «Спартак» Олег Романцев сообщил, что хотел бы посмотреть в глаза Сергею Дмитриеву после такого его заявления. И этим ограничился.

Впрочем, с шумом и помпой начатое дело до какого-либо логического завершения так и не было доведено. Березовский заявил, что совесть у него чиста; со стороны «Зенита» дело до суда не дошло; Дмитриев смотреть в глаза Романцеву не пожелал, не явившись на очередное заседание КДК; Садырин же благоразумно пошёл на попятную, объявив, что его не так поняли и не так записали журналисты. Расследование зашло в тупик, президент РФС Колосков, как обычно, отделался ничего не значащими фразами, и КДК с явным облегчением дело замяла.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться