Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

год 1987-й



Для начала – небольшой экскурс во времена ещё более отдалённые, в год нашего славного триумфа.

Год 1984-й
21 ноября 1984 года. Ленинград, СКК им. Ленина. Последний матч чемпионата 1984 года: встречаются «Зенит» и харьковский «Металлист». Ровно в 20.30 по московскому времени стадион зашёлся от восторга и уже не умолкал до самого конца матча: только что Сергей Дмитриев сумасшедшим ударом под перекладину отправил в ворота харьковчан четвёртый гол, сняв даже теоретически вопросы о чемпионстве своей команды в том году. 4:1! Золотые медали наши! И прозвучавший через 15 минут после этого финальный свисток судьи матча В. Бутенко потонул в неистовом рёве трибун, которому, казалось, глухим рокотом отозвался весь огромный город — сотни тысяч ленинградцев в этот же момент с восторженным воплем подскочили у своих телевизоров: «Зенит» — чемпион!!!»
Игроки ринулись качать тренера.

В тот же вечер Ленинград начал праздновать, и состояние эйфории, охватившее огромный город, всю зиму преобладало над всеми другими чувствами. В красных уголках и актовых залах предприятий и заводов официально устраивались торжественные собрания, посвящённые исторической победе... Ни одно застолье в городе не обходилось без тоста «Зенит-чемпион!»... Бабульки на рынках, презрев все законы эпохи развитого социализма, украдкой продавали самодельные вязаные шапочки с надписью «Зенит-чемпион»... Эти же слова вмиг вытеснили привычные надписи на заборах и стенах... Вскоре в государственной продаже появились и знаменитые полиэтиленовые мешки «Зенит чемпион», со временем давшие название и всему зенитовскому фанатскому движу... В автобусах, троллейбусах, трамваях и даже в поездах метро, объявляя следующую остановку, водители не забывали радостно добавлять «Зенит – чемпион!», а восторженные железнодорожники решили в честь команды назвать поезд, курсирующий по маршруту Ленинград — Кисловодск именем «Зенит».

Не менее месяца после окончания «золотого» матча зенитовцы всей командой мотались по многочисленным предприятиям города, по фабрикам и заводам, райкомам и исполкомам, домам и дворцам культуры, чтобы под овации переполненных актовых залов вновь и вновь рассказывать о том, «как это было».
Восторг, восхищение, обожание... Подарки, награды, презенты... Аплодисменты, славословия, здравицы... Голова кругом…

Год 1987-й
Ну, а потом — горькое похмелье. Затянувшееся празднование, провал начала следующего сезона (к концу апреля 1985 года «Зенит»-чемпион гордо занимал предпоследнее, 17-е место в таблице), и постепенно распространящиеся в коллективе метастазы смуты и безразличия... И пришёл печальной памяти 1987-й. Нелепый бунт команды на волне «перестройки, гласности и демократизации», публичные склоки и взаимные обвинения, вынужденная отставка тренерского штаба с Садыриным...

Сейчас, многие годы спустя, события того года кажутся странными и бессмысленными. А тогда... Да и тогда тоже всё было крайне неожиданно, и со стороны смотрелось несколько ирреально. Особенно на фоне вполне приличного предыдущего сезона-86, который, как потом оказалось, был воистину «лебединой песней» золотой команды. Разброд в составе чемпионов-триумфаторов, ещё недавно открыто гордящихся своей дружбой, единством и полным взаимодоверием с тренерами, был воистину пугающим.

Кто там был прав, а кто виноват – разговор на эту тему потребуют, наверное, отдельной книги. Но с уверенностью можно сказать одно: в таких ситуациях не бывает как абсолютно правых, так и абсолютно виноватых. Игроки попрекали тренеров в потере контакта с ними, в грубости и непримиримости в общении с командой, высказывали серьёзные претензии и к руководству клуба, и к руководству ленинградского футбола. Те, в свою очередь, обвиняли футболистов в снижении требовательности к себе, к уровню игры и ответственности за результаты. Не обошлось и без серьёзных материальных претензий: чемпионы были недовольны и премиями за свою недавнюю победу в чемпионате, и принципами их распределения между игроками и тренерами.

Разброд был полным, команда неуправляема, грубые нарушения дисциплины и спортивного режима футболистами стали регулярными, действия городского спортивного руководства не отличались ни продуманностью, ни последовательностью, а когда тренеры попробовали начать поиски компромисса, было уже поздно. Водоворот страстей и взаимных претензий, упрёков и обвинений закрутился вовсю, втягивая в себя всё новых действующих лиц...

Возможно, если бы тренеры сразу, при первых же признаках неблагополучия ещё в межсезонье, решились бы на кардинальные меры, не пошли бы на поводу у игроков, грудью вставших на защиту некоторых в очередной раз проштрафившихся товарищей, можно было бы избежать последующих печальных событий. Но в реалиях обстановки в «Зените» и вокруг него это было крайне проблематично, и тот же Садырин тогда с горечью признавал: «Да, команду необходимо оздоровить. Но гуляют все, а всех же не отчислишь...»

Многие годы спустя ему заочно возражал повзрослевший и помудревший активный участник событий 1987 года Аркадий Афанасьев: «Незаменимых нет. Разогнали бы нас всех, да собрали бы новую команду... У нас в городе отчисления десяти зачинщиков и не заметили бы».
Оставим за скобками рассуждения на тему «заметили бы или не заметили», но на столь кардинальные меры тренеры «Зенита» всё равно тогда не решились. Да и вряд ли кто-нибудь дал бы тренерам право на воплощение таких масштабных деяний – сторону футболистов безоговорочно приняли и шефы с ЛОМО, и руководство городского Спорткомитета, и прочая «общественность». Кумиров-чемпионов защищали всем миром, не особо заботясь о последствиях.

Бедой того «Зенита» было и то, что слишком много у него было командиров: кроме тренерского состава и руководства самого клуба, ещё и Федерация футбола Ленинграда и Горспорткомитет, Облсовпроф и профсоюзное спортобщество, шефствующее над командой ЛОМО и всех рангов партийные и городские начальники... Многочисленные указующие персты, многие из которых имели неформальное право определяющего голоса, вытягивались в разных направлениях, создавая в и так дезорганизованном клубе ещё большие беспорядок и сумятицу – ведь большинство из этих начальствующих «перстов» никакой ответственности за свои указания не несло. Вряд ли в таких условиях был возможен какой-то компромисс – ведь, как известно, «у семи нянек...»

Хотя, найдись тогда в зенитовском окружении действительно авторитетная личность, сумевшая в бурлящем котле страстей сохранить холодную голову, трезвый ум и искреннюю заинтересованность в нормализации обстановки в коллективе, этот конфликт можно было бы, если не уладить, то хотя бы серьёзно сгладить. Об этом с горечью годы спустя размышляли и игроки, и бывшее руководство команды. Но в том году таковых ни в команде, ни в её окружении не оказалось. Более того, нашлись те, которые по каким-то своим резонам всеми силами раздували и расширяли этот конфликт. Именно под руководством подобных личностей игроки в июле написали коллективную жалобу на своих тренеров, после чего ни о какой совместной работе не могло быть и речи. Садырин со своим штабом был вынужден покинуть одуревшую команду.

Конец команды
Конец был трагичен. Едва-едва спася проваленный сезон 1987 года, «Зенит» ненадолго встрепенулся в следующем году, но вскоре всё вернулось на круги своя. Полный провал 1989-го с вылетом в первую лигу, руины ещё недавно блестящей команды, победоносно шествующей по стадионам страны, долгие годы беспросветного прозябания в первой лиге... Команда была мертва. Но на самом деле, она умерла раньше, ещё тогда, летом 1987-го. Точнее, убила себя сама, не вынеся груза славы и всеобщего обожания. Обожания безрассудного, всепрощающего, затуманивающего мозг...

С подобной проблемой, кстати, три года спустя после тех событий столкнулся и принявший «Зенит» уже в первой лиге Анатолий Коньков. После очередного массового загула зенитовцев на предсезонных сборах, Коньков, прошедший в своё время суровую школу победоносного киевского «Динамо» под руководством Лобановского и не представлявший иного подхода к дисциплине в своей команде, решил, было, серьёзно обновить состав, только что спровадивший «Зенит» в первую лигу. Но вновь возмутилась ленинградская «общественность», и вместо окончательно потерявших чувство реальности игроков, из команды вскоре опять был вынужден уйти тренер.

К чему это всё? Да так, просто вспомнилось...
13 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • zenitofan273
    0
    24.09.2012 в 04:34
    Это намек что Денисова выставят на трансфер?
  • plotnick
    0
    24.09.2012 в 05:04
    Вряд ли прочтут те кому надо бы прочесть.
  • Andrey Fox
    0
    24.09.2012 в 05:13
    "Хотя, найдись тогда в зенитовском окружении действительно авторитетная личность, сумевшая в бурлящем котле страстей сохранить холодную голову, трезвый ум и искреннюю заинтересованность в нормализации обстановки в коллективе, этот конфликт можно было бы, если не уладить, то хотя бы серьёзно сгладить" - Дмитрий вот в этой фразе Вы правы как никогда. Осталось найти "незыблемого авторитета" который подскажет, решит или еще бог знает что сделает,  а мы болельшики не будем "мыть кости", посыпать головы пеплом и.т.д, а будем восхищаться футболом своей команды, любить ее героев и гордится именем Зенит. Да мы и сейчас это делаем!! будем !!!
  • fotoGRAF
    0
    24.09.2012 в 05:24
    Как же неприятно все это. Время идет, а люди не меняются.
  • Andrey Fox
    0
    24.09.2012 в 05:25
    Хотя, найдись тогда в зенитовском окружении действительно авторитетная личность, сумевшая в бурлящем котле страстей сохранить холодную голову, трезвый ум и искреннюю заинтересованность в нормализации обстановки в коллективе, этот конфликт можно было бы, если не уладить, то хотя бы серьёзно сгладить.

    Здесь Вы правы как никогда - только кто тот "авторитет" который возьмет на себя это непростое решение, его еще нужно найти. Ну раз есть есть опыт значит это уже поддавалось анализу. Надеюсь, что что будет сделано  будет только во благо Зенита как команды и большого сообщества болельщиков. Корыстные и личностные интересы отдельных игроков не в счет.
  • Shevaldin (RBK)
    0
    24.09.2012 в 06:33
    Спасибо за очерк... навеяли воспоминания детства...
    Я думаю, что сейчас в команде и Спалетти, и Миллер - это те авторитетные личности, которые реально могут всё поправить - и футболисты забегают, и болельщики не поменяют отношения к своим любимцам, и "Зенит" не повторит ошибок 80-х.
    А Гарик ... игр не сливал, и не будет этого делать, а голову и ему и менеджарам команды можно "поправить" и без участия общественности...
    GRoman
    0
    24.09.2012 в 06:46
    По всей видимости уже "поправили" или "поправляют", т.к. ветки с коментами о денисове и Кержакове закрыли к обсуждению. Мда...пригрели Иуду..
    l7uTep
    0
    24.09.2012 в 06:49
    +++++
  • Umka75
    0
    24.09.2012 в 07:27
    Эх Игорь, Игорь, натворил ты дел. А ведь все только хвалили тебя. Даже теперь незнаю что ты должен сделать, что бы помириться со Спаллети, Если так довел тренера , что он Кержа за простую улыбку выгнал в дубль
  • Игорь Иванов
    0
    25.09.2012 в 02:44
    Увы, у ребят на волне народной любви и при многолетнем попечительстве со стороны руководства клуба снова закружились головы. И здорово, что Спаллетти как раз и являет собой личность с холодной головой, трезвым умом и искренней заинтересованностью. Правильно, что не позволяет шантажировать себя, нарушать профессиональную этику. У него все получится! При профессиональном отношении к делу каждого игрока "Зенит" - чемпион!
  • jeorje
    0
    25.09.2012 в 07:03
    заглядывать в чужой карман - верх неприличия, но что с Игорёчка взять, как был гопотой, так и остался.. но кому-то выгодно раздувать конфликт как можно ярче, на поле не могут взять Зенит, так изнутри расшатают..
  • Autumn
    0
    25.09.2012 в 09:59
    Интересный экскурс в историю, спасибо!
    Про грустные ассоциации не буду писать, и так все комменты только об этом...
  • Колючий
    0
    26.09.2012 в 02:06
    Спасибо! Интересная статья! Да и намек всем понятен)
  • Лева
    0
    30.09.2012 в 08:42
    Спасибо, Дмитрий. Конечно, отношение к "взбрыку" Денисова не сравнить с переживаниями о трагедии Зенита восьмидесятых. Не один седой волос, наверное, появился на наших головах тогда. Современный конфликт кажется мелким и сквалыжным.А может быть это мы стали более толстокожим?