Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Юбилей ушедшей легенды



Сегодня, 29 ноября, исполнилось 80 лет со дня рождения ЮРИЯ ВОЙНОВА – полузащитника «Зенита» 1950-х, одного из сильнейших хавбеков в истории отечественного футбола.

Он один из длинного ряда игроков, начинавших свой путь в большом футболе на берегах Невы, но по тем или иным причинам покинувших наш город и заблиставших в других командах (в подавляющем большинстве, московских). А ведь таковых, если подсчитать, наберётся немало: С. Соловьёв, Н. Дементьев, В. Бобров, С. Сальников, Б. Батанов, А. Редкоус, О. Саленко, Д. Радченко, В. Кулик… Это только самые яркие. А сколько было тех, кто перебрался в столицу (неважно, СССР или Украины), но по разным причинам не смог достичь благодати перечисленных звёзд – десятки и десятки!

Войнов начинал играть в подмосковных Мытищах, в местном «Зените», в составе которого в 1950-м успел стать чемпионом Московской области. Игра талантливого паренька вскоре обратила на себя внимание тренеров флагмана ведомственного футбола, и уже в 1951-м он перебирается в Ленинград. Смышлёный, быстрый, невероятно мобильный и работоспособный 19-летний игрок отлично вписался в основной состав ленинградского «Зенита», сходу вытеснив из него самого Левина-Когана — одного из самых ярких полузащитников команды тех лет.

Впоследствии оказалось, что обладает Войнов и многими другими несомненными достоинствами: цепкостью, решительностью, широким диапазоном действий на поле, а также умением полностью нейтрализовать нападающего соперника, невзирая на его класс. Через некоторое время Юрий убедительно доказывал это, напрочь выключая из игры и великого футбольного виртуоза Петра Дементьева, и не менее техничных и именитых Сергея Сальникова и Автандила Гогоберидзе...

Он не был высок ростом, но с трибуны казался едва ли не выше всех своих партнёров: голова всегда поднята, широкие плечи расправлены, взгляд поверх голов, куда-то вперёд, вдаль... Поэтому и вид имел статный, молодцеватый. При этом играл он мягко, элегантно и даже по-кошачьи грациозно, с выдумкой и хитрецой. И бегал быстро, как-то легко, казалось – на цыпочках.
Он был красив и гармоничен на поле. Никакой суеты, никакой спешки, никакой показухи – как и положено настоящему мастеру, Войнов делал только то, что было необходимо в данный момент, просто и без лишних движений, предельно рационально, не играя на публику, держа себя невозмутимо, с достоинством, величаво пряча внутри себя все эмоции. И вне поля его воистину «аристократические» манеры проявлялись во всей красе. Всегда аккуратно и не без изящества одет и модно подстрижен, ровно-доброжелателен и демократичен в общении, никаких проблем с соблюдением спортивного режима...

Со временем, пообвыкшись в новой команде, Войнов едва ли не первым в советском футболе стал являть собой тип хавбека-универсала: не замыкаясь на сугубо защитных функциях (что, всё-таки, считалось главной задачей полузащитников эпохи тактической схемы дубль-вэ"), активно и полезно участвовал в комбинационной игре команды, мог неожиданным точным длинным и даже сверхдлинным пасом начать острую атаку, а при необходимости и завершить её. И вскоре пара зенитовских полузащитников стала делиться на правого и левого уже чисто номинально: Лазарь Кравец отошёл ближе к своим воротам, сосредоточившись исключительно на обороне, в то время как Войнов куда больше внимания стал уделять атаке, играя на нынешней позиции «под нападающими», а то и вовсе, своего рода, шестым форвардом.

А уж о его сокрушительном ударе с правой вскоре узнали все вратари, как отечественные, так и зарубежные. И этим он с успехом компенсировал свою явную «одноногость» (левой ногой зенитовец играл заметно слабее). Особенно впечатляли его мощные, прямые, как стрела, низовые удары с носка, метров с 30-35, когда мяч, словно пущенный из катапульты снаряд, жужжа, летел в нижний угол ворот на высоте полуметра-метра над землёй, не снижаясь, а вратари порой просто не успевали сложиться, чтобы парировать эти крайне коварные, могучие и неудобные удары. И даже если голкипер умудрялся достать войновское «чугунное ядро», то удержать его в руках было делом непростым. Партнёры Войнова прекрасно знали об этом, и, видя, что Юрий готовит свой очередной «выстрел», стремглав летели в штрафную соперника, ловя непременный отскок мяча от рук вратаря.

В «Зените» Войнов отыграл ровно пять лет, с 1951 по 1955 год – далеко не самый яркий период в истории команды. А тут ещё осенью 1954-го подоспел вызов Войнова во вновь собранную сборную СССР, где в матче с сильнейшей в то время сборной Венгрии, только что ставшей вице-чемпионом мира, ему довелось персонально опекать лучшего нападающего ХХ века Ференца Пушкаша, находящегося тогда в самом расцвете своей мировой славы. С задачей зенитовец справился успешно, не только напрочь прикрыв великого венгра, но ещё и находя возможности самому поучаствовать в атакующих действиях своей команды. Советская пресса с восторгом отметила появление в отечественном футболе новой перспективной звезды, и после этого как-то сразу стало ясно, что в «Зените» Войнов теперь надолго не задержится.

Так вскоре и произошло: по окончании сезона-55 он перебрался в Киев. Формальным поводом для этого перехода послужили проблемы со здоровьем, для которого сырой ленинградский климат был противопоказан, но никто в Ленинграде особых иллюзий не питал: игрок явно превосходил классом своих партнёров по команде, киевляне же за год до этого выиграли Кубок СССР, и команда у них подбиралась весьма интересная. Главным тренером киевского «Динамо» был один из ведущих футбольных специалистов того времени Олег Ошенков, коренной ленинградец, бывший игрок ленинградских «Динамо» и «Зенита». Именно под его руководством киевляне впервые за послевоенные годы взошли на пьедестал, и именно он заложил основу той киевской команды, которая в 1961-м завоевала первое в своей истории золото чемпионата СССР и открыла череду блестящих побед динамовцев в 1960-е годы. Футбол, и в прежние годы являвшийся на Украине воистину культовым видом спорта, теперь получил ещё и всемерную поддержку республиканских партийных властей, что уже приносило первые плоды. Слава киевского футбола была не за горами.

Это был тот случай, когда переход однозначно пошёл на пользу и игроку и его новой команде. О старой же, не первый год уныло ковыряющейся в нижней части турнирной таблицы, футболист уже, похоже, и не вспоминал. Он сделал свой выбор. Единственное, что тогда как-то утешало и примиряло с этим фактом ленинградцев – это то, что игрок перебрался всё же не в Москву, и так изрядно попивавшую футбольную кровушку у всей страны, а в Киев, который в те годы ещё не превратился в того футбольного монстра, которым стал лет 20 спустя, а посему ещё пользовался немалой симпатией за пределами столицы.

В Москве же таким решением Войнова были, разумеется, весьма раздосадованы. Переход талантливого игрока сборной в немосковскую команду – по тем временам это расценивалось как вызов незыблемым устоям советского футбольного общества. Ну или как просто глупая блажь несознательного молодого футболиста. Поэтому стоило ленинградскому хавбеку появиться в Киеве, как из Москвы ему буквально валом хлынули предложения о переходе в именитые столичные клубы. Причём, едва ли не в любой, как говорится, на выбор. Однако Войнов никак не отреагировал на подобную активность столицы, чем весьма озадачил и даже рассердил московских футбольных деятелей, не привыкших к такому игнорированию своих интересов со стороны провинции.

Дошло до того, что строптивому хавбеку даже пригрозили дисквалификацией. Но тот оказался упрям и в Москву всё равно не поехал. Откровенно противозаконно отлучать известного игрока от футбола московские футбольные власти не решились: по сути, придраться было не к чему, да и времена изменились – всё-таки, середина 1950-х, политическая «оттепель» в стране стремительно набирала ход... К тому же Киев был куда менее беззащитен перед «метрополией», чем Ленинград – партийное руководство мощной союзной республики при желании имело все возможности защитить практически любые свои интересы, а к футболу у украинских руководителей отношение было, не в пример ленинградским, серьёзное. В результате – редкий случай: яркий футболист, родившийся в Подмосковье, за московские команды так и не поиграл.

Довольно скоро Войнов стал капитаном киевского «Динамо» и прекрасно выступил на чемпионате мира 1958 года в Швеции, по итогам которого он, единственный из советских игроков, был включён в символическую сборную мир, оказавшись там в компании с Гарринчей, Пеле, Раймоном Копа и другими суперзвёздами мирового футбола тех лет. В 1959-м – присвоение звания заслуженного мастера спорта СССР. Затем золотые медали чемпионата Европы 1960 года (и признание легендарного венгерского голкипера Дьюлы Грошича перед ответным поединком 1/8 финала со сборной СССР: «Опасаюсь больше всех Войнова!» И ведь как в воду смотрел Дьюла: именно Юрий заколотил тогда единственный и победный гол в его ворота).

Следующая вершина футболиста со своей новой командой — «золото» чемпионата СССР 1961 года. Один из лучших сезонов в карьере Юрия Войнова, безусловного лидера, ключевого игрока и конструктора игры киевского «Динамо» той поры. Авторитет в команде и на трибунах к тому времени 30-летний Войнов имел воистину безграничный, и даже завершив вскоре свои выступления за сборную СССР, будучи вытесненный из состава мультиталантливым Валерием Ворониным, он всё равно оставался одним из самых уважаемых игроков советского футбола.

Без сомнения, именно Войнов стал первой звездой международного уровня из Киева (до времён Блохина и Колотова, а тем более, Заварова и Беланова было ещё далеко), и, при всём обилии в составе «Динамо» разных лет многократных чемпионов, лауреатов и рекордсменов, до сих пор остаётся единственным киевлянином – чемпионом Европы по футболу. Пара хавбеков советской сборной Нетто–Войнов на рубеже 1950-60-х годов футбольными специалистами справедливо считалась едва ли не сильнейшей в мире, а в стране за Войновым прочно закрепилась слава одного из лучших полузащитников в истории отечественного футбола.

Ну, а ленинградским болельщикам оставалось только гордиться, что этот великолепный мастер начинал играть именно у нас...

Всего за «Зенит» в 1951–1955 г.г. Юрий Войнов сыграл 108 матчей, забил 5 голов.
В сборной СССР (в составе «Зенита») – 1 матч (+3 неофициальных матча, 2 гола).
Включён в состав символической сборной Украины XX века.
Заслуженный мастер спорта СССР (1959).
Кавалер ордена «Знак почёта» (1960).
Автор автобиографической книги «На футбольных меридианах» (1962).
Умер 22 апреля 2003 года
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться