Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Первый советский легионер — к 65-летию Анатолия Зинченко

Сегодня, 8 августа, исполняется 65 лет нападающему «Зенита» 1970-х Анатолию Зинченко — мастеру спорта международного класса, первому футбольному легионеру из СССР.
rapid.jpg

«Рапид» — чемпион Австрии 1982/83. А. Зинченко — второй слева в верхнем ряду

Футболист Анатолий Зинченко в истории «Зенита» 1970-х занимает приметное место. И об этом этапе его биографии мы непременно ещё поговорим при случае. А сегодня, в юбилей Анатолия Алексеевича, хотелось бы подробнее рассказать, как так получилось, что в самый разгар пресловутого «застоя» футболист из СССР на вполне официальной основе умудрился выступать за профессиональный зарубежный клуб. Да ещё из, так называемой, капиталистической страны. История получилась и на самом деле весьма примечательной и достойной отдельного рассказа. 

Долгие годы в нашей стране считалось, что первым официальным футбольным легионером из СССР являлся киевский полузащитник Александр Заваров, в сентябре 1988-го проданный в «Ювентус» за очень приличную по тем временам сумму с шестью нулями. За ним на Запад, поначалу чинно, неспешно, последовали другие звёзды советского футбола, а затем процесс массовой миграции игроков из страны стал практически неуправляем. Но это уже другая история.

Главное, что в любом случае Заваров был далеко не первым легионером из нашей страны. Ещё почти за год до него в венский «Рапид» проследовал экс-спартаковец Сергей Шавло, за полгода до Заварова в австрийский же «Форвертс» отбыл Олег Блохин, чуть позже в Финляндию — Леонид Буряк, а во Францию — Вагиз Хидиятуллин. И только после удачного выступления сборной СССР на чемпионате Европы 1988 года, в рекордно сжатые сроки практически весь её состав, в том числе и Заваров, был растащен по всему Старому Свету. Однако и не они были первыми! Лишь с десяток лет спустя после этих событий центральная пресса неохотно стала признавать, что первым, ещё за восемь лет до киевлянина, протоптал дорожку на Запад игрок ленинградского «Зенита» Анатолий Зинченко. 

Немного предыстории

Вы только задумайтесь: время-то какое! Осень 1980-го. У руля страны стоит «верный ленинец и несгибаемый борец за мир, дорогой товарищ Леонид Ильич» со всей своей богадельней; «развитой застой» царит во всей красе; «железный занавес», приоткрывшийся, было, на время московской Олимпиады, снова решительно и плотно закрылся; ни о каких контрактах, тем более с зарубежными клубами, тем более из капстран, тем более на официальной основе никто и мечтать не мог. И всё же, как раз пока занавес был приоткрыт, через эту щёлку каким-то чудом смог просочиться ленинградец Зинченко, заключивший на официальной основе при участии Госкомспорта СССР контракт с многократным чемпионом Австрии популярным клубом «Рапид». 

Вообще-то, особого чуда, при ближайшем рассмотрении, в этом событии и нет. «Рапид» основывался в 1898 году как сугубо «рабочая» команда, в противовес «пижонам» из «Венского крикетного и футбольного клуба», будущей «Аустрии». Эта репутация «рабочей команды», закрепившаяся за «Рапидом» в те далёкие годы, держалась ещё многие десятки лет, и в своё время весьма способствовала активнейшей, в том числе и финансовой, поддержке команды со стороны австрийской компартии. Источники объёмистого финансирования этой политической организации в стране, в те годы едва ли не меньше всех в Европе предрасположенной к идеям коммунизма, ни для кого секретом не являлись: КПСС щедро поддерживала своих «младших братьев» по всему миру. Тем более, в Европе. 

В общем, деньги у руководства Коммунистической партии Австрии (КПА) водились, и тратить их оно могло по своему разумению. Оно разумело, в числе прочего, и футбол — в него и вкладывало. Да вот беда: к 1980 году протежируемый австрийским коммунистами популярнейший и заслуженнейший «Рапид» в последний раз становился чемпионом страны аж 12 лет назад, в 1968-м. За это время на футбольном троне побывали и «Вест» из Линца, и «Ваккер» из Инсбрука, а ненавистная «Аустрия» за тот период так и вовсе семь раз становилась чемпионом, да ещё и четыре Кубка страны прихватила! Столь ненормальное с точки зрения руководства «Рапида» положение дел необходимо было срочно менять. И, прежде всего, разумеется, за счёт укрепления состава. 

И тут как раз после тяжёлой автокатастрофы из «Барселоны» в «Рапид» вернулся царь и бог австрийского футбола Ханс Кранкль. Тот самый Кранкль — номинант на «Золотой мяч» 1978 года; тот самый обладатель полного набора «бутс» европейского футбола («золотой» 1978-го, «серебряной» 1974-го и «бронзовой» 1979-го); тот самый семикратный (на тот момент) лучший футболист Австрии и многократный лучший бомбардир чемпионата; тот самый победитель розыгрыша Кубка обладателей Кубков в составе «Барселоны» 1979 года и обладатель множества прочих титулов, призов, званий и регалий. Та авария поставила крест на его блестящей карьере в Испании, и для восстановления сил и формы игрок вернулся на родину. Но это всё ещё оставался «великий Кранкль», супербомбардир и кумир всей футбольной Австрии. 

Почему именно Зинченко

Укрепляться так укрепляться — решили в «Рапиде». И вот уже с подачи главы спортивного отдела газеты австрийских коммунистов «Фольксштимме» («Глас народа») старого коммуниста Курта Частки, от имени руководства КПА в адрес «старшего брата», КПСС, летит очередная депеша-просьба. Нет, на сей раз не о финансовой помощи, а с просьбой предоставить в курируемый ими «Рапид» опытного советского игрока, желательно «с именем», который смог бы составить пару их звёздному форварду, откровенно страдавшему от того что «никто не может пас нормальный дать». Хитроумный и настырный Частка, периодически пописывая статьи в нашем «Советском спорте», за прошедшее время завёл среди спортивных, да и партийных функционеров СССР обширные и тесные знакомства, что помогло ему встретить понимание с советской стороны в этом вопросе. Отношения же между КПА и КПСС всегда были особо добросердечными, поэтому в такой незатейливой просьбе братской партии в СССР решили не отказывать. 

Однако дело было достаточно деликатное. С подобной практикой советские футбольные чиновники ещё не сталкивались, да и сталкиваться не могли. Но и увильнуть от принятия решения возможности не было — указание: «Обеспечить!» было спущено в Федерацию футбола СССР едва ли не с самых партийных верхов. 

И всё-таки, задача была не такой уж и простой, слишком много просматривалось жёстких «граничных условий». Всё-таки, этот игрок не должен был быть широко известной за рубежом яркой звездой, дабы не привлекать особое внимание мировой общественности к тому, что Советы стали выпускать своих футболистов на Запад. Поэтому промелькнувшая, было, кандидатура блиставшего в то время на всех уровнях Блохина сразу была отвергнута. Но и совсем уж затрапезным игроком тоже быть не должен — престиж страны надо блюсти! Следовательно, игроки из клубов-аутсайдеров и низших лиг также отпадали. Лучше всего, конечно, чтобы был этот игрок из числа тех, кто заканчивал свою карьеру (а лучше вообще закончил, но только что) — т. е. из «света рампы» уже вышедший, но ещё вполне дееспособный. Разумеется, он не может быть ни динамовцем, ни армейцем, представителем «невыездных» структур (в те годы это соблюдалось достаточно строго) — сразу вычеркнутыми оказались кандидатуры из Тбилиси, Киева и Минска, а также армейских команд. И желательно, не москвичом (тоже дабы не привлекать излишнего внимания — всё же столичный футбол в те годы был неплохо известен в Европе). Действительно, всё непросто...

В конце концов, выбор пал на зенитовца Зинченко, который как раз собрался завершать свою карьеру, хотя по возрасту (30 лет) был игроком отнюдь не старым, опыт имел богатейший, играл в различных сборных, но сравнительно давно и немного, а потому на европейской арене особо засветиться не успел, выступал за профсоюзную команду и репутацию в советских футбольных кругах имел крепкую. В общем, при перечисленных ограничениях, кандидатура практически идеальная.

Венский «Рапид»

И вот 28 октября 1980 года первый советский легионер, ещё не вполне веря в реальность происходящего, отправляется в Вену, в глубине души будучи уверенным, что «рапидов» в Австрии (как в СССР, допустим, «спартаков») много, и пригласили его не в тот, знаменитый. Впрочем, многочисленная толпа журналистов, встречающая первого русского футболиста в аэропорту Вены, вмиг рассеяла сомнения: да, приехал он именно в «тот» Рапид! 

Советскими СМИ этот факт, естественно, освещён был слабо, мимоходом, и многие решили, что вдруг пропавший из поля зрения зенитовец просто завершил игровую карьеру. Тем более что он и сам в начале 1980 года вполне недвусмысленно заявил, что этот сезон для него будет последним в футболе. На самом же деле, всё сложилось совсем не так — зенитовец не только продолжил свои футбольные выступления, но ещё и выдал отличный завершающий аккорд, оставив заметный след не только в истории петербургского футбола, но и австрийского.

В следующем же сезоне 1981/82 венский «Рапид» с новым интернациональным ударным трио Зинченко — Кранкль — Паненка вернул себе звание чемпиона Австрии, утерянное им 14 лет назад, заодно утерев нос своему принципиальнейшему сопернику «Аустрии», владевшей этим титулом последние четыре года подряд. На следующий год контракт с советским игроком был продлён, «Рапид» вновь стал чемпионом, завоевав в придачу ещё и Кубок страны. Конечно, сказать, что с такой звёздной атакой «Рапид» резко выдвинулся в число сильнейших клубов Европы — ну никак нельзя. Всё-таки лучшие годы 33-летнего чемпиона Европы чеха Антонина Паненки, 31-летнего русского Анатолия Зинченко и даже 29-летнего австрийца Ханса Кранкля были уже позади. Заслуженные ветераны доигрывали свой футбольный век. Но доигрывали честно, добросовестно, и на уровне австрийского первенства эта троица представляла собой грозную силу. Так что все достижения «Рапида» первой половины 1980-х напрямую связаны с действиями именно этих футболистов.

Зинченко же переживал вторую молодость, вновь напоминая себя 25-летнего, когда и ему игралось в охотку, и наблюдать за его игрой доставляло просто эстетическое удовольствие. Команда приняла его хорошо, в неведомый прежде европейский быт вошёл он быстро, пресса за «русским Анатолем» ходила хвостом, особенно когда он начал более-менее бойко изъясняться на немецком, и даже суровый хорватский тренер Отто Барич особо привечал ленинградца. Остаться даже предлагал, своим помощником... 

Увы, но ещё раз продлить контракт с «Рапидом» у Зинченко возможностей не было, он и так получил, наверное, гораздо больше того, о чём мечтал. Тридцать три — возраст для футбола критический, и если в сезоне 1981/82 Анатолий провёл практически все матчи своей команды, то в следующем выходил на поле уже заметно реже, теснимый из основы более молодыми конкурентами. Да и домой тянуло сильно — в те годы русский человек был куда менее космополитичен, чем ныне. 

И в июне 1983-го, отыграв в Австрии, в общей сложности, два с половиной сезона, накануне своего 34-летия Зинченко вернулся на родину. Трудно сказать, насколько взаимосвязаны эти события, но сразу после его отъезда в Ленинград, «Рапид» вновь уступил первую ступеньку пьедестала «Аустрии», и на протяжении ещё нескольких лет так и не мог опередить своего непримиримого соперника. И ни Кранклю, ни Паненке, оставшимся в команде, больше чемпионами Австрии стать так и не довелось.

Всего на счету Анатолия Зинченко за «Рапид» 55 официальных матчей.
Из них в чемпионате Австрии — 45 (6 голов)
Двукратный чемпион (1982, 1983) и обладатель Кубка (1983) Австрии.
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться