Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

К юбилею первого кубкового финала «Зенита»

Ровно 75 лет назад, 12 сентября 1939 года, ленинградский «Зенит» (тогда ещё «Сталинец») впервые в своей истории вышел в финал розыгрыша Кубка СССР.
stalinets.jpg «Сталинец», 1939 год

Кубок СССР-39 запомнился, прежде всего, неимоверным количеством команд, принимавших участие в борьбе за этот трофей — 1728. Естественно, мастеров в стране тогда имелось заметно меньше, поэтому массовость создавалась за счёт участия в розыгрыше многочисленных команд производственных коллективов, колхозов и совхозов, и прочих футбольных объединений. Фактически, участие в кубковом турнире могла принять едва ли не любая команда страны, невзирая на свой статус. Но когда количество участников розыгрыша достигло запредельной цифры в 18 690 (именно столько команд приняло старт в Кубке СССР 1955 года), в Федерации футбола забеспокоились: это грозило привести футбольный календарь в состояние полного хаоса. Целый год спортивные чиновники напряжённо искали выход из сложившейся непростой ситуации (в 1956 году розыгрыш Кубка даже не проводился), пока не приняли историческое решение о разделении Кубка СССР на два различных, друг с другом не связанных турнира: для команд мастеров и для коллективов физкультуры. Новшество начало свою жизнь с сезона 1957 года, что позволило заметно разгрузить футбольный календарь. Но не будем забегать вперёд. 

Схема розыгрыша Кубка-39 на ранних стадиях была довольно замысловата, однако серьёзных неожиданностей не произошло — в финальной части, когда к спору за трофей подключились команды мастеров (14 из класса А и 23 класса Б) представители региональных лиг очень быстро выбыли из кубковых соревнований. Лишь только победитель кубка Узбекистана ташкентское «Динамо» сумело добраться аж до полуфинала. 

Путь к финалу

Ленинградскому «Сталинцу» пришлось изрядно поднапрячься в первом же своём матче — в 1/32 финала ему противостоял сталинградский «Трактор» (будущий волгоградский «Ротор»), который во все времена был не слишком «удобным» соперником для ленинградской команды. К тому же, в чемпионате «Трактор» шёл очень уверенно, на тот момент занимая третье место, в то время как «Сталинец» обитал на предпоследнем. Но ленинградцы играли дома, на заполненном стадионе им. Ленина, что давало им несомненные дополнительные козыри.

Основное время матча прошло в жёсткой, даже грубой борьбе, и закончилось вничью, 1:1. Но сталинградцы уже к середине второго тайма остались сначала вдесятером, а вскоре и вдевятером. Казалось, их участь предрешена, и за полчаса дополнительного времени хозяева их непременно додавят. Однако ленинградцы не только не спешили воплотить своё численное и территориальное преимущество в голы, но даже, более того, за семь минут до окончания этого дополнительного времени умудрились ещё и организовать пенальти в свои ворота, который сталинградцы чётко реализовали. Над «Сталинцем» нависла угроза домашнего поражения, но буквально за пару минут до окончания дополнительной тридцатиминутки счёт снова становится ничейным, 2:2. Теперь матч по регламенту продолжается до первого забитого гола, и на 134-й (!) минуте этой тяжелейшей игры хавбек «Сталинца» Александр Зябликов головой вколачивает воистину «золотой» гол в ворота «Трактора».

В дальнейшем ленинградцы вплоть до самого финала особых проблем уже не испытывали. 

В 1/16 финала в гостях была повержена днепропетровская «Сталь» (будущий чемпион СССР «Днепр») — скучный, тягучий матч закончился победой «Сталинца» 1:0. Хотя, не обошлось и без доли везения: забив гол в самом начале встречи, всё остальное время ленинградцы усилено «сушили» игру, а днепропетровцы, хоть и имели заметное территориальное преимущество, в атаке, к счастью, оказались абсолютно несостоятельными.

На следующем этапе последовал домашний выигрыш у краматорского «Авангарда» — матч также не особо порадовал болельщиков ярким зрелищем, зато принёс необходимый результат 2:0. Победа, как говорится, «на классе»: «Сталинец» играл неторопливо и с заметной ленцой, а гости, хоть и очень старались, заметно уступали ленинградцам во всех игровых компонентах. 

Вялым и безрезультатным оказался и первый тайм четвертьфинального матча со сталинабадским (душанбинским) «Динамо», состоявшийся в Москве. «Гости с юга» имели некоторое преимущество над «гостями с севера», но ничего серьёзного у их ворот создать так и не смогли. А во втором тайме ленинградцы наконец-то проснулись и легко забили 4 безответных мяча.

Наконец, в полуфинале «Сталинец» встречается с «выскочками» из ташкентского «Динамо». Матч начинается бурными атаками южан и опять неторопливо и вальяжно начавшие матч ленинградцы оказываются прижатыми к своим воротам и вынуждены защищаться. И последовавшее вскоре назначение в ворота «Сталинца» бесспорного пенальти выглядит абсолютно закономерным — преимущество было явно на стороне ташкентцев. И во время их очередной атаки вратарь Грищенко отбивает мяч, но тотчас же следует ещё один сильный удар, и мяч руками в красивейшем прыжке на самой линии ворот отражает... защитник Барышев. Однако реализовать одиннадцатиметровый игрокам «Динамо» не удаётся — мяч летит мимо ворот, после чего они заметно сникают, а активизировавшиеся ленинградцы деловито, один за другим забивают в их ворота три гола.

В результате, несмотря на не слишком убедительную игру на протяжении почти всего турнира, «Сталинец» впервые в своей истории выходит в финал кубка СССР. При этом, в последних четырёх матчах розыгрыша не пропустив в свои ворота ни одного мяча. Впрочем, особо обольщаться по этому поводу не стоит: все эти соперники серьёзной силы тогда не представляли, играли, в большинстве своём, на уровне региональных первенств, и не пройти их было бы просто неприлично. 

Финал

Только в финале «Сталинцу», наконец, попался соперник достойнейший — непобедимый московский «Спартак». В те годы спартаковцы полностью доминировали в советском футболе. В прошлом, 1938 году они оформили «золотой дубль», выиграв и первенство, и Кубок СССР, и в этом, 1939-м, также лидировали в чемпионате. До финального матча они успели дважды разгромить «Сталинец» в чемпионате (4:0 в Москве и 4:1 в Ленинграде), и, в общем-то, не было никаких оснований рассчитывать, что в Кубке они сделают для ленинградской команды исключение. Уж больно силён был тогда «Спартак»: лучший вратарь страны того года Жмельков; хладнокровный «мастер-гол» Глазков; любимец столичной публики, герой матча с басками неистовый центрфорвард Степанов по кличке «Болгар»; крепчайшая в стране оборона во главе с капитаном команды Андреем Старостиным... Впрочем, в Кубке бывают всякие сюрпризы (мы же знаем результат финала 1944 года!) Но спартаковцы в 1939-м этого ещё не знали, и, видимо, поэтому не оставили «Сталинцу» никаких шансов. 

В день финала московский стадион «Динамо», крупнейший в стране в те годы, был забит под завязку. На 54-тысячных трибунах собралось более 60 тысяч зрителей — ведь тогда на ключевые встречи порой продавались и просто входные билеты, без мест. Даже многие рядовые матчи чемпионата в те благостные для футбола времена собирали аншлаги, а тут — финал Кубка СССР! Болельщиков не отпугнул и обложной дождь, ливший, не переставая, на протяжении более полусуток, тем более, что к началу матча он почти прекратился. Вот только поле он превратил в невероятное болото.

Первыми, в самом начале матча, гол забили ленинградцы, правда, радости он им не доставил: во время острой атаки москвичей защитник «Сталинца» М. Барышев срезал непослушный скользкий мяч прямиком в собственные ворота. Но вскоре ленинградские футболисты счёт сравняли, забив гол уже в ворота «Спартака»: прорыв центрфорварда Виктора Смагина закончился неожиданным пасом пяткой на набегавшего со своего фланга правого крайнего Георгия Ласина, который сходу несильно, но точно катнул мяч в самый угол ворот. Голкипер «Спартака» Жмельков к такой незатейливой, но коварной комбинации оказался не готов и с броском явно запоздал, дав возможность Ласину стать автором первого гола «Зенита» в финалах Кубка страны.

Но потом всё встало на свои места. Оборона «Сталинца», не в силах противостоять мощному напору чемпиона, начала трещать, и, несмотря на отличную игру ленинградской полузащиты и вратаря Грищенко, итог матча был быстро решён. Сначала Семёнов выцарапал мяч, застрявший в луже всего в метре от линии ворот «Сталинца», и ударом в упор вколотил его в сетку, подняв тучу брызг и грязи. «Спартак» вышел вперёд. А затем в очередной сутолоке у ворот ленинградской команды отличился нападающий москвичей Соколов. 

Ленинградцы играли активно и самоотверженно, нередко им удавались красивые атаки, просто великолепен был в воротах Грищенко, неоднократно спасавший свою команду от, казалось, неминуемого гола, но разница в классе встречающихся команд всё же сказалась: весь второй тайм «Спартак» зримо доминировал на поле, уверенно доведя матч до победы, 3:1. 

Пожалуй, финал 1939-го можно назвать самым «необидным» проигрышем финала Кубка нашей командой. Один факт появления её в финале по тем временам уже можно было считать очень серьёзным достижением, ибо в чемпионате «Сталинец» отнюдь не блистал, заняв лишь одиннадцатое место из четырнадцати. Ещё раз напомню, что путь в Кубке для него сложился на редкость удачно — большинство соперников явно в классе уступало. 

Однако, заявка была сделана, и в следующем же розыгрыше Кубка, который состоялся в 1944 году, «Зенит» уже ждал триумф!
3 комментария

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Yuranewaspb
    0
    12.09.2014 в 13:02

    все эти соперники серьёзной силы тогда не представляли, играли, в большинстве своём, на уровне региональных первенств, и не пройти их было бы просто неприлично.  

    Иногда, какое-то другое отношение наблюдается...

    Dogan
    0
    12.09.2014 в 14:58

    Это верно, бывает порой.


    Но в те годы Кубок был не менее престижным и почётным турниром, чем чемпионат.

  • Yuranewaspb
    0
    13.09.2014 в 16:07

    Оно, конечно, так, просто я про само отношение, независимо от престижа (соревнования).

    Спасибо.