Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные «Зенита»: 1960-е. Дергачев, Завидонов

Символическая сборная «Зенита» 1960-х:

Дергачёв – Завидонов
Васильев – Бурчалкин – Рязанов – Храповицкий 

тренер: Е. Елисеев 
 
Полузащитникам в тактической схеме 4 – 2 – 4, господствовавшей в мировом футболе в первой половине 1960-х, отводилась, не в пример прежним годам, очень важная роль. За счёт увеличения числа чистых защитников, хавбеки уже не были, как прежде, накрепко «пристёгнуты» к обороне, и теперь могли уделять заметно большее внимание атаке. При этом важнейшей задачей для них оставалось быть связующим звеном между обороной и нападением. А учитывая малочисленность полузащитников в этой схеме, нетрудно представить, какой объём работы приходилось выполнять за матч этой паре игроков, какими физическими качествами должны были они обладать, насколько тактически должны были быть подкованными. Замечательная пара полузащитников «Зенита» первой половины 1960-х сполна отвечала всем этим требованиям.
 
Анатолий Дергачёв (1937 – 1971)

photo.download-137.jpeg
28 мая 1962 года. Стадион имени Кирова. Товарищеский матч. «Зенит» — «Фламенго» Рио-де-Жанейро. На снимке — в центре в белой форме. Фото: Владимир Востроилов, «Зенит»

Левый полузащитник, мастер спорта
За «Зенит» провёл 235 матчей, забил 10 голов
 
На рубеже 1950-60-х сочетание фамилий полузащитников «Зенита» Завидонов – Дергачёв было столь же привычным для уха болельщиков футбола всей страны, как в первой половине 2000-х словосочетание «Кержаков – Аршавин». Один из самых ярких тандемов во всей истории «Зенита» можно смело назвать и одним из самых классных. Пожалуй, во всём отечественном футболе тех лет с ними мог посоперничать, разве что, столь же яркий дуэт хавбеков блистательного «Торпедо» Воронин – Маношин.
 
Очень разные по характеру (весельчак, балагур и гуляка Дергачёв и весьма себе на уме, немного замкнутый и нудноватый Завидонов), да и вне футбола особо не приятельствующие, на поле они действовали, как братья-близнецы. Взаимопонимание этой пары, доведённое буквально до автоматизма, впечатляло: им даже не обязательно было видеть друг друга – они друг друга просто ощущали. Мало, кто мог поспорить с ними в их способности прочитать игру, перекрыть опасные зоны, да и объём работы, проведённый за матч этими моторными, двужильными ребятами, впечатлял. Даже когда тренеры порой разбивали этот дуэт (Завидонов, бывало, выступал в нападении, а Дергачёв нередко занимал позицию чистого защитника), они всё равно невольно искали на поле, в первую очередь, друг друга.
 
Дергачёв, играя, как правило, ближе к своим воротам, чем Завидонов, забивал заметно меньше него, но уж мастерством точнейшего зрячего паса владел, как никто другой. И атаку охотно поддерживал, и «подчищал» за убегающим в атаку напарником, и в обороне отрабатывал самоотверженно. Талантом футбольным наделён был от природы щедро: и поле видел прекрасно, и намерения соперника мог просчитать наперёд, и техникой был не обижен. Высокий, мощный, но, несмотря на это, быстрый и работоспособный, Дергачёв прекрасно дополнял на поле своего многолетнего партнёра. Хотя, тут трудно однозначно сказать, кто кого больше дополнял... В общем, замечательный был у «Зенита» тандем.
 
Станислав Завидонов (1934) 

PZ_001764_00169_0h.JPG
28 мая 1962 года. Стадион имени Кирова. Товарищеский матч. «Зенит» — «Фламенго» Рио-де-Жанейро. На снимке — обменивается вымпелами с капитаном бразильцев Жорданом.

Правый полузащитник, мастер спорта
За «Зенит» провёл 267 матчей, забил 35 голов
 
Настоящий «мозговой центр» команды, капитан «Зенита», один из сильнейших полузащитников страны начала 1960-х и один из лучших хавбеков в истории «Зенита». Рослый и физически сильный, обладающий мощным ударом и отличным пасом, мастер стандартов, техничный и мобильный, он при необходимости в одиночку мог перекрывать всю середину поля, успевая не только отработать в обороне, но и активно и полезно подключиться к атаке. Обладал выраженными бойцовскими и лидерскими качествами, умело дирижируя всей игрой команды, грамотно меняя темп и направление атак. В зенитовских построениях тех лет являлся фигурой важной, ключевой, незаменимой.
 
Забивать Завидонов любил. И частенько оказывался на ударной позиции, выведенный на неё мастером скрытого паса Дергачёвым. Опасен был при розыгрышах стандартов – прыгучий и устойчивый, он не уклонялся от жёсткой борьбы, не боялся плотной опеки, да и головой играл неплохо. Но главным его атакующим оружием были мощные, прицельные дальние удары, которыми вратарей соперника он огорчал с удручающим их постоянством. До сих пор Завидонов остаётся одним из самых результативных полузащитников в истории «Зенита. И это притом что пенальти в официальных матчах он ни разу не пробивал. Является автором первого хет-трика «Зенита» в матчах Кубка СССР.
 
Высоко котировался зенитовец и во всём отечественном футболе. А потому в 1959 году был призван в ряды новообразованной олимпийской сборной СССР, став и первым капитаном в её истории. А три года спустя стал вторым после Леонида Иванова игроком «Зенита», включённым в списки 33-х лучших игроков страны под №1.
 
Достижения: 

1959-60, 1962  —  капитан «Зенита» 
1964 —  лучший бомбардир сезона в «Зените» 
1962 — В списках 33 лучших – №1 
Провел 3 матча за олимпийскую сборную СССР 
0 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться