О вреде и пользе дворового футбола.

Давно ничего не постил по делу, наверное наконец-то стОит.

Наткнулся я тут на весьма любопытный взгляд на дворовый футбол. Рискну его выложить сюда. Интересно, что думают по этому поводу сокнижники.


Откройте любое интервью или заметку о трудностях отечественного футбола и причинах его упадка. Посмотрите любое спортивное ток-шоу - Валентин Иванов или Евгений Ловчев будут рассказывать о том, что спортивную государственную пирамиду надо строить снизу - с детских спортивных школ. Скажете, что это аксиома? На первый взгляд всё верно. Может быть... Но детский футбольный тренер из Санкт-Петербурга Игорь Сливка, иногда выступающий на страницах еженедельника "Футбол", вполне четко сформулировал достаточное количество тезисов, опровергающих это суждение. Я их попробую кратко пересказать, а уж соглашаться или нет - это вам решать.


1) Непрофессиональный (или как его мы привыкли называть - дворовой) футбол ничего не давал мальчику авансом. От него можно было получить лишь одно - УДОВОЛЬСТВИЕ от игры, да и то приложив для этого большие усилия. Организованный футбол с первых же шагов начинается для мальчика с "дармового" получения настоящей профессиональной атрибутики: настоящий тренер, стадион, форма, мячи, тренировки со свистком, секундомером и конспектом. Мальчику остается только брать то, что ему дают, привыкая к мысли, что всё, что ему надо от футбола, он получит или от тренера или от родителей. Двор же учил ОТДАВАТЬ, а не БРАТЬ!


2) Дворовая среда, где никто никого не учил, диктовала: вывернись наизнанку и научись сам, сам проанализирую и попробуй, если конечно способен. Действуя таким образом, мальчик постепенно запускал свой внутренний механизм самосовершенствования, который потом было уже невозможно остановить. Сейчас же мальчика уже с 7-8 лет начинают навязывать взрослую, тренерскую точку зрения на детскую игру в футбол, но! Чтобы из пацана получился ИГРОК, он должен найти в игре что-то СВОЁ! Конвейерный метод "штамповки" юных футболистов отрезают лучшую, генную основу личности ребенка, с самого детства не давая ей окрепнуть.


3) В дворовом футболе не было постоянных команд. Количество игроков в них менялось от 2 до бесконечности. Это приучало мальчишек к игре с партнерами, обладающими совершенно разными характерами и уровнем мастерства, заставляло приспосабливаться к игровой обстановке. В то же время прививало такие качества, как готовность играть в любой команде, с любыми партнерами, не тушуясь и выкладываясь до конца. Способы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х человек сильно отличаются друг от друга. Дворовые футболисты умели действовать в любой ситуации.


4) Игра в команде, где собрались игроки разного возраста и уровня мастерства давала очень многое: младшим - возможность учиться и развивать характер, старшим - пробовать на слабых новые приемы, и самое главное - достичь состояния "куража", которое является особо значимым для проявления запредельных возможностей игрока. Что мы имеем в профессиональных школах? В "лучшем" случае - подставки более старших ребят для победы в соревнованиях...


5) В дворовом футболе были нужны все: один, чтобы его обыгрывали "как стойку", другой - чтобы у него можно было подсмотреть хитрый приём, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов, четвертый - умеющий выдать гениальный пас. Критерий выбора один - желание играть. Сейчас же вопрос "играть или не играть" за пацана решает тренер, определяющий тех, кто не имеет перспективы стать футболистом, ошибочно отлучая от игры огромного числа мальчишек, получивших ярлык "неспособного". Стремясь получить только звёзд, мы сейчас попутно отбраковываем настоящих ФУТБОЛИСТОВ.


6) Зачастую обстановка требовала проявления лидерских качеств даже у тех, у кого они были слабо выражены вследствие скромности или нерешительности. Сначала эпизодически (из-за отсутствия старших), а затем и по мере накопления опыта. Сейчас же, собрав 20 человек, потенциальных лидеров в одну группу, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному, максимум двум, таким образом уменьшая количество лидеров в 19 раз!!!


7) Погоня за сиюминутным результатом и приказ побеждать в каждой игре и любом турнире любой ценой - конечно же довольно неплохо для подрастающего поколения, но о каком "футбольном романтизме" может идти речь в этом случае? Получается, что мы растим роботов, дающих результат!


8) Специфическая "прелесть" дворового футбола, ставшая плюсом - плохие условия для игры: неприспособленные маленькие площадки, плохая обувь и мячи. Казалось бы, все это отрицательно сказывается на обретении навыков, но, проанализировав последствия игры в таких условиях, понимаешь, что такая необустроенность имеет большую пользу. В самом начале пути мальчику нужно сдать тест на преданность футболу. Не имеющие инстинктивной предрасположенности к футболу мальчишки отсеивались самой природой. Остальные понимали, что умение играть легко не придет. Надо будет трудиться упорно и терпеливо, спотыкаясь о кочки, бегая за непредсказуемым мячом и выслушивая нотации от родителей за порванные штаны. Кроме того, плохое поле заставляло "распылять" внимание, отрывать взгляд от мяча дабы не спотыкнуться о камень или скамейку, позволяло не концентрироваться на мяче и оценивать ситуация на всем поле, попутно помогая владеть мячом без зрительного контроля (великолепное качество, присущее настоящим мастерам). Наличие посторонних предметов на площадке позволяло совершенствовать технический арсенал: держание мяча рядом с собой, передача мяча с учетом луж и кочек, а также перебрасывающие и обводящие удары. Организованный футбол начинается с идеально ровных залов и манежей, настоящих бутс и удобной формы. Взрослые решили убрать с пути будущих звезд все трудности, убрав тем самым и умения, которые этими самыми трудностями вырабатываются.


ЧТО ДЕЛАТЬ? Понятно, что дворовой футбол в его прежнем виде вернуть невозможно. И совершенно понятно, что всеобщее закрытие футбольных школ - абсурд. Но возможно и просто необходимо внедрить в наш детский футбол принципы и направление, по которому шло формирование личности будущих игроков во дворе. Очень многое надо изменить, но если мы хотим, чтобы у нашего футбола было будущее, необходимо срочно этим заняться. Может быть, еще не поздно...
27 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • ГУД
    0
    27.06.2003 в 04:02
    Ну вот видишь можно постить свои мысли без грязных инсинуаций и никому не нужных аналогий. Много ты высказал спорного, но одно важно: дворовый футбол нужен. И кстати он есть. Да его стало меньше, вытеснили скейты, ролики, баскет и прочие прелести поколения "пепси". Но это жизнь. Все течет все меняется. Начни с себя: культивируй у себя во дворе эти игрища, собирай молодежь да подростков, играй ради большой и светлой любви к футболу.
  • julfy
    0
    27.06.2003 в 04:15
    На самом деле смысла в этих тезисах не так много, как кажется с первого взгляда. Дело не столько в антагонизме дворового и "школьного" десткого футбола, сколько в различном качестве школ и детских тренеров. Одни творчески подходят к детишкам, а другие учат только в кость лупить и не выеживаться. Примеры из прошлого не будут очень показательны, так как лет 30-40 назад еще технологии подготовки игроков с детства не были достаточно развиты (а были ли вообще), чтобы разглядеть отличие дворового таланта от вышколенного спортсменчика. Понятно, что не все таланты попадают в школы, но это к теме не относится.
  • Raging Goblin
    0.1
    27.06.2003 в 04:28
    В общем-то все правильно. И, как у всех философов от Платона до Ницше (20-й век я просто не знаю :)) особенно хороша критическая часть. Часть же синтетическая уложилась в 1 абзац и настолько лапидарна, что без нее запросто можно было бы обойтись.

    Я не хочу просто спортить, но пару замечаний все-таки сделаю

    1) По поводу дворового и школьного футбола у детских тренеров школ "Зенит" и "Смена" может быть иное мнение.

    2) Вот есть такая профессия - музыкант. Многие "дворовые" музыканты сделались блестящими виртуозами и сделали карьеру. Но все-таки подавляющее большинство представителей этой профессии прошли через музыкальную школу. А ведь аргументы в пользу "дворовой" музыки могли бы быть точно такими же, как и в пользу "дворового" футбола.

    3) Ваня, призывать к внедрению в школах "элементов дворового футбола" - бессмыслица. Отнюдь не школы "заели" дворовый футбол. Просто они, как элементы системы образования, понесли мЕньшие потери во время революции, чем дворовый футбол. Последний очень пострадал оттого, что детишки, которые по возрасту должны были бы беззаботно гонять мячик, зачастую вынуждены были думать что покушать и что надеть, и как помочь родителям выжить, особенно в провинции. Будут лучшие времена, - будет и дворовый футбол. Да он и сейчас есть, как справедливо отмечает ГУД. А ролики и скейты вряд ли так уж сильно ударят по футболу, как не бил по нему велосипед 30 лет назад.

    А школ, Ваня, никогда не будет слишком много. Сейчас их осталось около половины от союзных времен. Так что еще есть куда расти. Так-то.
  • DMironov
    0.1
    27.06.2003 в 04:41
    Как человек деревенский:) готов смело утверждать, что дворовый футбол жив!!! (Ура, товарищи) Единственно, что хочу добавить, что он развивается как-то циклично... Это было и в моё время, и сейчас. Не знаю почему, но некоторые возраста почему-то выпадают из увлечённости футболом. Когда мне было лет 7, я играл с ребятами на год-два старше, либо на 6-7 лет старше. Чем занимались в общей массе ребята, которые старше меня на 3-5 лет я не знаю. Есть пара тройка провалов и в возрастах младше меня. Сейчас я, например, вижу небольшой провал у ребят в возрасте 12-15 лет. Но вцелом я проблемы не вижу. Никто не мешает ребятам из спортшкол иногда пинать мячик во дворе ИМХО.

    А чтобы немного поёрничать и докопаться до автора, замечу, что если от 20 лидеров останется 1, то количество лидеров сократится не в 19, а в 20 раз:)))
  • Amputator
    0
    27.06.2003 в 07:05
    Raging Goblin, "критическая часть" хороша, потому что все философы - демагоги и пустозвоны. Слово "философ" - считаю ругательным. Поэтому и относится к ним нужно соответственно.

    ННЛ.
  • bambula
    0.1
    27.06.2003 в 07:42
    2 Raging Goblin

    Не могу вполне согласиться с Вашим п.2. Подавляющее большинство музыкантов в мире выступают в разделах популярной музыки. Не вдаваясь в дискуссию, являются ли профессиональными музыкантами Пол Маккартни, Элвис, Доктор Дрэ, Майк и БГ (пусть некоторые из них и учились в муз. школе на старости лет, кто дожил) предлагаю считать таковыми всех, кто зарабатывает музыкой деньги.:) Пусть даже в барах типа Мани-Хани по всему миру. ИМХО большинство из них не прошли через отупляющие и внушающие отвращение к музыке коридоры муз. школ. И это нормально. Впрочем Жизнь, как специалист в этой области меня поправит.ННЛ, Смайлы.
  • Primus
    0
    27.06.2003 в 08:01
    Amputator, не все философы столь ненужные люди. По тому, как страна относится к своим мыслителям, Вы можете судить о её цивилизованности. И для того, чтобы самостоятельно мыслить, требуется очень большое мужество. Ва, к примеру, говорит что-либо фамилия Ицкевич? или, попроще, Мемердашвили?
  • Amputator
    0
    27.06.2003 в 08:39
    Primus, углубимся в оффтоп.

    Я уже озвучил своё отношение к философам. Считаю всех философов абсолютно бесполезными для страны людьми. Это паразиты, как тараканы, вроде и вреда особо нет, а раздражают и уничтожить невозможно. Поэтому и не интересуюсь ими принципиально.

    ЗЫ: экзамен по философии сдавал один раз, на лекциях не был, к экзамену не готовился, получил "отлично". Это мне и позволяет говорить, что философия - лженаука.
  • Алик Солунин
    0
    27.06.2003 в 08:47
    Уважаемый Amputator, Ваш З.Ы. означает, что не философия - лженаука, а Вы - философ-самородок.-)
  • Arguss
    0
    27.06.2003 в 08:48
    Amputator, углубимся :-))

    Будучи правым по сути, вы ошибаетесь в формулировках. Философия - не лженаука. Точнее, философия - не наука. Это склад ума и образ мыслей. Что и позволило вам сдать экзамен. Полученная оценка позволяет отнести вас к философам, со всеми последствиями первого абзаца :-))
  • Amputator
    0
    27.06.2003 в 09:31
    Ребята, я сейчас вас разочарую. Я просто и цинично прочитал в книжке и конспекте (чужом, конечно) то, что требовалось на мои вопросы, пересказал и ответил на пару вопросов. Вот так вот! А философ ставил оценки просто: первым 4-5 челам - "отл", следующим 15-20 - "хор", остальным предлагалось "удовл". Если кто шумел сильно - того на пересдачу. Маразм - скажете вы? Да, но это следствие философии, имхо.

    А раньше на экзаменах по философии оценки ставились ещё проще: приходил научный и говорил, кому ставить не ниже "хор", философы выполняли, а куда им деваться? Все понимали, что это формальность.

    И всё-таки я прав по сути. Для государства важно, чтобы люди занимались производительным трудом. А сейчас многие только и делают, что болтают.
  • Алик Солунин
    0
    27.06.2003 в 09:40
    Уважаемый Amputator, для государства важнее, чтобы те, кто не занимается производительным трудом, не мешали тем, кто им занимается (а последние всегда найдутся). И философия, как и искусство, а также некоторые другие области жизни, не худшее для достижения этой цели средство. Правда, все вышесказанное - это оффтоп.
  • Amputator
    0
    27.06.2003 в 10:13
    2Алик Солунин

    Что-то я последнее время стал слишком уважаемым, это наводит на некоторые размышления...
  • PR
    0
    27.06.2003 в 11:25
    Про дворовый футбол очень хорошо написал Фергюссон в своей книжке "Managing My Life".

    И не только он. В Европейских футбольных школах очень широко используются принципы "дворового футбола".

    Концепция проста. В определенный момент футбольные школы и академии уткнулись в проблему излишней формализации и сухости тренировочного процесса. В академиях образование пацанов расчитано на какой то средний уровень и талантам тяжело раскрыть свои возможности полностью, а ведь в большом футболе именно личности решают судьбу матчей, чемпионатов и кубков.

    Дворовый футбол в отличии от школьного ориентирован в первую очередь на получение удовольствия от игры. В нем игровые упражнения поставлены во главу угла.

    Тот же Ринус Михельс (если кто его знает) в бытность свою тех. директором голландской конфедерации футбола активнейшим образом внедрял принципы дворового футбола в учебные планы школ голландских клубов. В том числе в школе Аякса и Фейенорда в частности.

    Достаточно часто статьи по теме мелькают и в прессе.

    Если кому интересно, у меня есть большая статья Михельса по теме внедрения дворового футбола в образовательные планы футбольных школ. На англ.

    pancen#mail.ru
  • Ajax
    0
    27.06.2003 в 11:37
    СЗОТ

    Зря вы так о философии. Очень полезная и нужная наука. Широко применяется развитыми странами в маркетинге, поскольку является основой для таких разделов как герменевтика, феноменология, grounded theory (сорри, не знаю перевод). Да и в психологии, социологии, политике и т.д.

    "Для государства важно, чтобы люди занимались производительным трудом."(с)(Amputator). ННЛ, но так можно говорить лишь абсолютно не понимая принципов существования экономики государства. Если заниматься производственным трудом, не зная что производить, для кого и зачем, то можно такого напроизводить... Чем, в принципе, и занимались в СССР.
  • Primus
    0
    28.06.2003 в 12:05
    Amputator, всё уже сказано. Не хочу учить Вас жизни (стёр три варианта мессаги:-)), поэтому - "каждому - своё". Sic!
  • Amputator
    0
    28.06.2003 в 12:07
    Ajax, насчёт принципов построения экономики - не надо передёргивать. Я же не призываю впадать в абсолютные крайности. Сейчас все только и делают, что спекулируют и болтают. Должна быть золотая середина. А пример с СССР - некорректен.

    А философия - всё равно дерьмо, ею занимаются те, кто ни на что не способен.
  • НеСлучайный
    0
    28.06.2003 в 01:09
    Я понимаю, что об экономике говорить круче, но я об ерунде - о футболе! :))

    Более того, скажу крамолу! :))

    Уверен, знаю - сам сталкивался, что дворовый футбол хорош для мальчишки до 7-ми, 8-ми, максимум 9-ти лет (в цифрах могу ошибаться: специалист поправит). Если далее его не извлечь из дворового футбола, то для большого футбола это кОнченный человек. Он не сможет правильно развиться ни физически (не только группы мышц, но и, главное, - сердечно-сосудистая система и система дыхания), ни тактически - законы дворового футбола совсем иные. Как правило, хотя такой паренёк и может выглядеть техничнее, но только не в динамике - на скорости он явно проигрывает занимающемуся футболом.

    Увы, романтика футбола губительна для современного футбола и от этого не уйти! А дворовый футбол - это романтика для души!

    Полностью осознаю, что сказанное есть ИМХО и не претендую на абсолютную истину!
  • bambula
    0.1
    28.06.2003 в 01:16
    Господа, я думаю Ампутатор заблуждается. Я, некогда, классе в 8-м достаточно просто и, как теперь понимаю, цинично прочитал в учебнике и шпоре (своей, конечно) то, что требовалось для ответа на мои вопросы про корни "лаг" - "лож" :) и некие забытые теперь суффиксы, пересказал и получил незаслуженную. Вот так вот! Понимая сейчас, что Россия по производительности труда, к сожалению, пока отстает от стран БеНиЛюкса :)) а учителя русского языка, порой, попадаются не вполне вменяемые, :))) не могу, тем не менее, следуя логике уважаемого Amputator считать всех нас (кроме Hirurg'a, который вроде бы француз и, возможно Chech'a НННЛ, боже упаси), аналогично философам (см. постинги выше). Буду сегодня болеть вместе с Вами за победу!
1 2