Футбол и футболисты на киноэкране .Часть 3

Итак,продолжим о футбольных фильмах 70-х.

"О чём не узнают трибуны".Пожалуй,единственный,после "Вратаря",фильм,в основе которого лежит сильная литературная основа,в данном случае - рассказы Юрия Трифонова.Сам фильм состоит из новелл,одна из которых посвящена футболу...В провинциальный городишко приезжает главный тренер одной из московских футбольных команд (Иван Краско),чтобы посмотреть в действии и пригласить в свою команду молодого и перспективного защитника Бурилова (Владимир Смирнов).Бурилов,узнав,что его будут просматривать,решил показать себя с лучшей строны и,нарушив тренерскую установку,начал подключаться к атакам.И в конце концов из его зоны был забит мяч.Команда проиграла.А московский тренер передумал брать защитника,рассудив,что индивидуалист ему в команде не нужен...В пересказе можетзвучит не очень апетитно,но поверьте на слово - фильм замечательный и совершенно незаслуженно забытый.Хоть 7ТВ про него вспомнил...


80-е и 90-е годы:

"В начале игры" (1981),Мосфильм,режиссёр Юрий Мастюгин,в главной роли Андрей Смоляков;

Киножурнал "Ералаш"(1984),новеллы "Футбольное обозрение" и "Сила привычки";

"Мой друг генерал Василий,сын Иосифа Сталина"(1991),Ленфильм,режиссёр Виктор Садовский,в главных ролях Борис Щербаков и Владимир Стеклов;

"Гол в Спасские ворота" (1991),режиссёр Павел Любимов,в главной роли Анатолий Котенёв;

"Убойный отдел"(2000).


Воистину,то густо,то пусто.А то и вообще ничего...

"В начале игры".Сюжет о "молодом и перспективном парне",пробивающимся в основу команды высшей лиги настолько затаскан,что дальше некуда.Типичное "серое кино".Звезда бандитских фильмов 90-х Андрей Смоляков здесь ещё совем молод.


Сюжеты "Ералаша".А тут,что называется не в бровь,а в глаз.Новеллу "Футбольное обозрение" помнят очень многие.Во дворе поставили новый забор.Тут же откуда ни возьмись появились фанаты ЦСКА и с криком "ЦСКА - чемпион!" размалевали его.Только они ушли,примчались динамовские фанаты,и переписали забор под свой клуб.Потом заявились "мясные" во главе с каким-то громилой,который, оттаскав за уши задержавшегося "динамика",под трубный звук повёл на штурм несчастного забора своих последователей.Бедный забор рухнул,а за забором оказался тихий узбекский мальчик с деревянным плакатом ""Пахтакор" - чемпион!" По-моему,футбольные фанаты появились на экране именно в этом сюжете.

Ну а "Сила привычки" - это уже чистый анекдот про вратаря,который во время финального матча настолько вошёл во вкус,ловя и отбивая мячи,что поймав кубок,который уронил капитан его команды,на автомате треснул по нему ногой,да так,что кубок разлетелся на части.

Был ещё сюжет про нападающего,который аки Марадонна прошёл через всё поле и забил победный гол,после чего его коллеги по команде так его допоздравляли,что того унесли с поля с переломанными костями.Как называется сюжет - не помню :(.


"Мой друг генерал Василий,сын Иосифа Сталина".В очередной раз берётся за дело Виктор Садовский и вновь получается очень добротный и интересный фильм.Конечно,досталось авторам на орехи от всех ещё живших в то время ветеранов,но на мой взгляд,снят фильм очень качественно,смотрится на одном дыхании.В воскресенье его показывали по ТВЦ.Не сбирался смотреть,а как сел,так было не оторваться.Отменно хорош Стеклов в роли Василия Сталина,да и Щербаков со своей ролью справился лучше,чем Анатолий Котенёв в "Голе в Спасские ворота".


"Гол в Спасские ворота".Вот что бывает,когда режиссёр берётся за тему,ему глубоко чуждую.Павел Любимов всю жизнь ставил крепкие мелодрамы среднего уровня ("Женщины","Школьный вальс" и др.).На заре туманной юности поставил великолепный фильм "Бегущая по волнам" по одноимённой повести Александра Грина с песнями Александра Галича (фильм благополучно лёг на полку - не фиг издеваться над простыми людьми,котором на фиг не нужны никакие мечты).Спортивная проблематика режиссёру была чужда,а вот снять пенки с жареных фактов о том,как товарищ Сталин и его присные помешали нормальному выступлению сборной СССР на Олимпиаде в Хельсинки своей тупостью и некомпетентностью,очень хотелось.В результате ни футбол хорошо не сняли (Садовский в "Генерале Василии..." сработал по высшему разряду,как никак полтора десятка спортивных фильмов снял),ни сюжет толком не развязали.Из всех актёров хорош только Юрий Кузнецов (Мухомор из "Улиц разбитых фонарей")в роли гэбэшника.А Котенёв,внешне более похожий на Всеволода Боброва,чем Щербаков,вообще не знает,что он делает в этом фильме.Матрос Железняк и командир подводной лодки у этого "русского Шварценеггера" получились более убедительными.А ведь какой сюжет - кульминация фильма - знаменитый матч СССР - Югославия (1:5 за 20 минут до конца встречи,а затем усилиями Боброва,Николаева и Петрова наши сравняли счёт).В книге Леонида Иванова (великого зенитовского вратаря 40-50 годов) "В воротах "Зенита"" сюжет этого матча расписан,как триллер,а в фильме это - занудная тягомутина.Одним словом "беда,коль пироги начнёт печи сапожник" (С).


"Убойный отдел".Абсолютно дурацкий сюжет о том,как какие-то хачи подкупили предводителя питерских фанов-экстремалов Тайсона (реальный фанат Тайсон,весёлый и довольно миролюбивый человек, мог бы и обидеться),чтобы тот спровацировал беспорядки и стадион дисквалифицировали.Какие-то статисты вяло изображали из себя "Зенит",а исполнитель роли "Мутко" ходил по базе и покрикивал на них:"Будете плохо тренироваться - в дубль отправлю".


Футбольная тема в разные годы всплывала в фильмах,к футболу отношения напрямую не имеющего.Например,в двух экранизациях "Зелёного фургона" Александра Козачинского (в 1959,режиссёр Генрих Габай,в главной роли Владимир Колокольцев,и в 1982,режиссёр Александр Павловский,в главной роли Дмитрий Харатьян; оба фильма сняты на Одесской киностудии) фигурировал эпизод футбольного матча,в котором форвард-милиционер вышел на поле,чтобы арестовать вратаря-конокрада.Или "Футболист" (1990)Александра Гордона,где спившийся тренер (Валентин Гафт) решил в одиночку бороться с подпольным тотолизатором; естественно,его подстрелили.Футбола там нет ни на грошь,а тот,что есть никаких эмоций не вызывает.Ну и пожалуй "Утреннее шоссе" (1989)Валерия Федосова по роману Ильи Штермлера,где главный герой,таксист (Родион Нахапетов),в прошлом был игроком "Днепра" и тренировался у Кучеревского.Кучеревский несколько раз появляется в фильме в роли самого себя и перекидывается с героем парой фраз.


Да,совсем забыл ещё один фильм,"Ни слова о футболе!"(1973),Киностудия имени Горького,режиссёр Исаак Магитон.С футболом там тоже ни ах.В центре внимания - исследование тонкой души подростка,девочки Иры,брата которого дозаявили на участие в турнире в более младшей возрастной группе,благодаря чему его команда выиграла турнир.А девочка,возмущённая махинациями,крадёт кубок и отправляет его ав подарок вратарю програвшей команды.Самого футбола в фильме меньше 2-х минут.И правда,"ни слова о футболе" :))).

В следующий раз поговорим о документальных и публицистических фильмах.

Продолжение следует.
8 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • SAAB
    0
    06.08.2003 в 03:05
    Может быть пропустил,но был еще такой фильм "Одиннадцать надежд".О подготовке к чемпионату мира(европы???,ОИ).Помню,когда "наши" в конце гол забили,весь зал вскочил и орал "ГО-О-О-О-Л".

    Да уж!!!

    ЗЫ Тренера там ,кажется,Вельяминов играл???
  • fwd
    0
    06.08.2003 в 03:14
    И если мне не изменяет память в к/ф "Одиннадцать надежд" гол забивает игрок (кажется артист Ю. Демич) со сломанной рукой, выбежавший со скамейки запасных :)
  • Алик Солунин
    0
    06.08.2003 в 03:31
    А как же "Как казаки в футбол играли"?
  • SAAB
    0
    06.08.2003 в 03:33
    Точно так.А больше ни хрена не помню.
  • NikS
    0
    06.08.2003 в 03:38
    В "Ералаше" ещё была "Бразильская система".

    Отличный, кстати, метод тренировки вратаря. Интересно, применяют ли его наши тренеры вратарей.:)))
  • Приппц
    0
    06.08.2003 в 03:43
    По-моему ещё был филм "Удар ещё удар".
  • Майор
    0
    06.08.2003 в 03:47
    Был еще документальный фильм, кажется называется "Стадион". Фильм, где-то середины 80-х.Там под музыку идут отрывки матчей, забавные ситуации, как болельщики реагируют. Забавно посмотреть.
  • Марк Кириллов
    0
    06.08.2003 в 03:50
    По поводу фильмов,о котрых вы упоминали,написано в теме "Футбол и футболисты на киноэкране (продолжение).Смотрите список дискуссий!

    А тренера в "Одиннадцати надеждах" играл Анатолий Папанов!
  • Марк Кириллов
    0
    06.08.2003 в 02:58
    Итак,продолжим о футбольных фильмах 70-х.

    "О чём не узнают трибуны".Пожалуй,единственный,после "Вратаря",фильм,в основе которого лежит сильная литературная основа,в данном случае - рассказы Юрия Трифонова.Сам фильм состоит из новелл,одна из которых посвящена футболу...В провинциальный городишко приезжает главный тренер одной из московских футбольных команд (Иван Краско),чтобы посмотреть в действии и пригласить в свою команду молодого и перспективного защитника Бурилова (Владимир Смирнов).Бурилов,узнав,что его будут просматривать,решил показать себя с лучшей строны и,нарушив тренерскую установку,начал подключаться к атакам.И в конце концов из его зоны был забит мяч.Команда проиграла.А московский тренер передумал брать защитника,рассудив,что индивидуалист ему в команде не нужен...В пересказе можетзвучит не очень апетитно,но поверьте на слово - фильм замечательный и совершенно незаслуженно забытый.Хоть 7ТВ про него вспомнил...

    80-е и 90-е годы

    "В начале игры" (1981),Мосфильм,режиссёр Юрий Мастюгин,в главной роли Андрей Смоляков;

    Киножурнал "Ералаш"(1984),новеллы "Футбольное обозрение" и "Сила привычки";

    "Мой друг генерал Василий,сын Иосифа Сталина"(1991),Ленфильм,режиссёр Виктор Садовский,в главных ролях Борис Щербаков и Владимир Стеклов;

    "Гол в Спасские ворота" (1991),режиссёр Павел Любимов,в главной роли Анатолий Котенёв;

    "Убойный отдел"(2000).

    Воистину,то густо,то пусто.А то и вообще ничего...

    "В начале игры".Сюжет о "молодом и перспективном парне",пробивающимся в основу команды высшей лиги настолько затаскан,что дальше некуда.Типичное "серое кино".Звезда бандитских фильмов 90-х Андрей Смоляков здесь ещё совем молод.

    Сюжеты "Ералаша".А тут,что называется не в бровь,а в глаз.Новеллу "Футбольное обозрение" помнят очень многие.Во дворе поставили новый забор.Тут же откуда ни возьмись появились фанаты ЦСКА и с криком "ЦСКА - чемпион!" размалевали его.Только они ушли,примчались динамовские фанаты,и переписали забор под свой клуб.Потом заявились "мясные" во главе с каким-то громилой,который, оттаскав за уши задержавшегося "динамика",под трубный звук повёл на штурм несчастного забора своих последователей.Бедный забор рухнул,а за забором оказался тихий узбекский мальчик с деревянным плакатом ""Пахтакор" - чемпион!" По-моему,футбольные фанаты появились на экране именно в этом сюжете.

    Ну а "Сила привычки" - это уже чистый анекдот про вратаря,который во время финального матча настолько вошёл во вкус,ловя и отбивая мячи,что поймав кубок,который уронил капитан его команды,на автомате треснул по нему ногой,да так,что кубок разлетелся на части.

    Был ещё сюжет про нападающего,который аки Марадонна прошёл через всё поле и забил победный гол,после чего его коллеги по команде так его допоздравляли,что того унесли с поля с переломанными костями.Как называется сюжет - не помню :(.

    "Мой друг генерал Василий,сын Иосифа Сталина".В очередной раз берётся за дело Виктор Садовский и вновь получается очень добротный и интересный фильм.Конечно,досталось авторам на орехи от всех ещё живших в то время ветеранов,но на мой взгляд,снят фильм очень качественно,смотрится на одном дыхании.В воскресенье его показывали по ТВЦ.Не сбирался смотреть,а как сел,так было не оторваться.Отменно хорош Стеклов в роли Василия Сталина,да и Щербаков со своей ролью справился лучше,чем Анатолий Котенёв в "Голе в Спасские ворота".

    "Гол в Спасские ворота".Вот что бывает,когда режиссёр берётся за тему,ему глубоко чуждую.Павел Любимов всю жизнь ставил крепкие мелодрамы среднего уровня ("Женщины","Школьный вальс" и др.).На заре туманной юности поставил великолепный фильм "Бегущая по волнам" по одноимённой повести Александра Грина с песнями Александра Галича (фильм благополучно лёг на полку - не фиг издеваться над простыми людьми,котором на фиг не нужны никакие мечты).Спортивная проблематика режиссёру была чужда,а вот снять пенки с жареных фактов о том,как товарищ Сталин и его присные помешали нормальному выступлению сборной СССР на Олимпиаде в Хельсинки своей тупостью и некомпетентностью,очень хотелось.В результате ни футбол хорошо не сняли (Садовский в "Генерале Василии..." сработал по высшему разряду,как никак полтора десятка спортивных фильмов снял),ни сюжет толком не развязали.Из всех актёров хорош только Юрий Кузнецов (Мухомор из "Улиц разбитых фонарей")в роли гэбэшника.А Котенёв,внешне более похожий на Всеволода Боброва,чем Щербаков,вообще не знает,что он делает в этом фильме.Матрос Железняк и командир подводной лодки у этого "русского Шварценеггера" получились более убедительными.А ведь какой сюжет - кульминация фильма - знаменитый матч СССР - Югославия (1:5 за 20 минут до конца встречи,а затем усилиями Боброва,Николаева и Петрова наши сравняли счёт).В книге Леонида Иванова (великого зенитовского вратаря 40-50 годов) "В воротах "Зенита"" сюжет этого матча расписан,как триллер,а в фильме это - занудная тягомутина.Одним словом "беда,коль пироги начнёт печи сапожник" (С).

    "Убойный отдел".Абсолютно дурацкий сюжет о том,как какие-то хачи подкупили предводителя питерских фанов-экстремалов Тайсона (реальный фанат Тайсон,весёлый и довольно миролюбивый человек, мог бы и обидеться),чтобы тот спровацировал беспорядки и стадион дисквалифицировали.Какие-то статисты вяло изображали из себя "Зенит",а исполнитель роли "Мутко" ходил по базе и покрикивал на них:"Будете плохо тренироваться - в дубль отправлю".

    Футбольная тема в разные годы всплывала в фильмах,к футболу отношения напрямую не имеющего.Например,в двух экранизациях "Зелёного фургона" Александра Козачинского (в 1959,режиссёр Генрих Габай,в главной роли Владимир Колокольцев,и в 1982,режиссёр Александр Павловский,в главной роли Дмитрий Харатьян; оба фильма сняты на Одесской киностудии) фигурировал эпизод футбольного матча,в котором форвард-милиционер вышел на поле,чтобы арестовать вратаря-конокрада.Или "Футболист" (1990)Александра Гордона,где спившийся тренер (Валентин Гафт) решил в одиночку бороться с подпольным тотолизатором; естественно,его подстрелили.Футбола там нет ни на грошь,а тот,что есть никаких эмоций не вызывает.Ну и пожалуй "Утреннее шоссе" (1989)Валерия Федосова по роману Ильи Штермлера,где главный герой,таксист (Родион Нахапетов),в прошлом был игроком "Днепра" и тренировался у Кучеревского.Кучеревский несколько раз появляется в фильме в роли самого себя и перекидывается с героем парой фраз.

    Да,совсем забыл ещё один фильм,"Ни слова о футболе!"(1973),Киностудия имени Горького,режиссёр Исаак Магитон.С футболом там тоже ни ах.В центре внимания - исследование тонкой души подростка,девочки Иры,брата которого дозаявили на участие в турнире в более младшей возрастной группе,благодаря чему его команда выиграла турнир.А девочка,возмущённая махинациями,крадёт кубок и отправляет его ав подарок вратарю програвшей команды.Самого футбола в фильме меньше 2-х минут.И правда,"ни слова о футболе" :))).

    В следующий раз поговорим о документальных и публицистических фильмах.

    Продолжение следует.