Футбол и футболисты на киноэкране .Часть 4

Ну и под конец расскажу о советском и постсоветском документальном кинофутболе. Кроме того, затрону тему изображения футбола на зарубежных киноэкранах.

С документальным кино о футболе сложилась весьма странная ситуация – вроде бы его постоянно снимали и снимают, а в памяти почти ничего не откладывается. В основном это связано с фильмами, посвящёнными футболистам. Точно знаю, что было снято как минимум 3 фильма об Анатолии Бышовце, были фильмы (именно фильмы, а не телепередачи!) об Олеге Блохине, Льве Яшине, Эдуарде Стрельцове. На местных студия телевидения в советские годы регулярно выходили фильмы о местных знаменитостях, но они благополучно канули в лету. Поэтому в своём обзоре отмечаю только то, что видел лично. Если кто-то дополнит – буду рад :).

Если говорить о лучших футбольных документальных фильмах, то сразу на ум приходят два фильма Алексея Габриловича – «Футбол нашего детства» (1986) и «Невозможный Бесков» (1987)… «Футбол нашего детства» – часть тетралогии Габриловича, посвящённой послевоенному времени (кроме «Футбола…» в неё вошли также «Кино нашего детства», «Цирк нашего детства» и «Дворы нашего детства») и наиболее ярким событиям тех лет в жизни обыденного человека. Построение фильма было достаточно бесхитростным – куски хроники, запечатлевший болельщиков тех лет, куски футбольных матчей, показ, как «едет прямо на «Динамо» вся Москва, позабыв о дожде» (С). Плюс к тому миниинтервью у некоторых известных деятелей искусства, которые были в послевоенные годы мальчиками или юношами. Конечно, фильм рассказывал только о «московском футболе» (кстати, по-моему, был такой документальный фильм, «Московский футбол», или я ошибаюсь?), но рассказ об атмосфере, царившей в послевоенные годы вокруг футбола, и ретроспективный взгляд на него со стороны ныне уважаемых людей, а когда-то – обычных московских пацанов, всеми правдами и неправдами пролезавших на трибуны «Динамо», чтобы своими глазами увидеть Боброва и Федотова, Симоняна и Николаева, Бескова и Акимова, - очень впечатляет.

«Невозможный Бесков» – пример совсем другого рассказа, своего рода «синема-верите» по-русски. В течение всего сезона 1986 года, по договорённости с Константином Ивановичем, Габрилович ездил вместе со «Спартаком» по матчам, снимал тренировки, брал интервью у футболистов, болельщиков и футбольных чиновников. Бесков, на сколько я знаю, остался в то время фильмом недоволен. Может быть потому, что в результате работы режиссёра из лоскутков и обрывков получился очень правдивый и натуральный портрет человека – великолепного тренера, в прошлом классного форварда, человека жёсткого и даже жестокого по отношению к футболистам, не признающим ничьих мнений, но при этом очень ранимого, близко принимающего всё к сердцу и до безумия влюблённого в футбол, человека. Наверное, это лучший портрет футбольного человека, созданный в документальном кино. Никакой парадности, никакого словоблудия и лизоблюдства – смотрите сами и постарайтесь понять каждый для себя, что это за человек и что это за явление – Константин Бесков.

Другой режиссёр-документалист, для которого футбол не единожды служил источником вдохновения – это Никита Орлов. Мне известны 2 его фильма о футболе. Первый был снят в начале 80-х для киноальманаха «Звёздочка». Для тех, кто в силу возраста или по иным причинам ничего о нём не знает, вкратце расскажу…В начале 70-х было решено сделать для детей расширенный вариант (продолжительностью около часа) научно-популярного киножурнала «Хочу всё знать». В 15-20 минутных новеллах рассказывалось об истории какого-нибудь изобретения, биография великого человека или сюжет, посвящённый истории возникновения какой-нибудь игры (например, сюжет, посвящённый шахматам, был упакован в оболочку мюзикла). Вот так и родился в «Звёздочке» сюжет о возникновении футбола. События разворачивались следующим образом – на турнире детских команд один из игроков постоянно занимался тем, что вместо мяча лупил соперника по ногам. Судье это надоело и костолома удалили с поля. А парень, всерьёз обидевшись, решил вместо футбола пойти играть в регби, ведь там, на его взгляд, можно было бить соперника сколько угодно и как угодно. Что он и попытался продемонстрировать на тренировке в регбийной команде, за что получил нагоняй от тренера, который, вместо нотации, рассказал юному костолому историю возникновения футбола и регби. Роль тренера исполнил Борис Щербаков, которого без преувеличения можно назвать самым футбольным из артистов (участие в качестве ведущего в двух фильмах Орлова и исполнение роли Всеволода Боброва в фильме «Мой друг – генерал Василий, сын Иосифа Сталина»)…История возникновения футбола разыгрывалась мальчишками, которые изображали лордов, председателей (президентов) спортклубов, английских футболистов (ну прям русский «Багси Мелоун» от футбола!). Вся эта история была разыграна очень живо и весело. Если футбольные эпизоды с участием детей и не были столь занимательны, то история футбола, безусловно, была рассказана грамотно и увлекательно для детей.

Неудивительно, что когда РФС потребовался фильм, посвящённый 100-летию российского футбола, снимать его поручили именно Никите Орлову. Так появился в 1997 году фильм «Из века в век на футбольном шаре». Режиссёр постарался сполна использовать все лучшие стороны своего старого сюжета. Вновь в качестве рассказчика выступает Борис Щербаков, вновь фигурируют в фильме истории, ранее рассказанные в «Звёздочке»…Но на весь фильм запала явно не хватило. Настолько увлекательно, насколько получилось в детском альманахе, в «суперфильме», идущим более 3-х часов, не вышло. Пока речь шла о первых годах футбола, всё было если не замечательно, то, по крайней мере, познавательно. Чем ближе описываемые события были к нашему времени, тем скучнее и однообразнее делался фильм. Неискушённому зрителю могло показаться, что все эти годы футбол не развивался, а деградировал…Хотя не скрою, было очень приятно слышать, когда Щербаков говорил «в 1984 году чемпионом страны стал ленинградский «Зенит» под руководством Павла Садырина», при этом на экране шёл фрагмент матча «Зенит» – ЦСКА. Аж мурашки по телу бежали…

Впрочем, при всех своих недостатках «Из века в век на футбольном шаре» ещё обладал некими художественными достоинствами. Чего совсем не скажешь о масштабном опусе под названием «История чемпионатов России». Понятно, что 90-е годы прошли при полной гегемонии «народной команды», но нельзя же превращать «исторический фильм» в словоблудие! Как будто кроме «Спартака» в России в футбол вообще никто не играл! Правда, есть в фильме и другие слабости, которые вытекают из банального отсутствия опыта подобных постановок. Такой масштабный проект мог бы потянуть только человек творческий и футбольно не ангажированный – Леонид Парфёнов. А птенцы гнезда Васи Уткина предпочли изобразить этакий растянутый и лишённый остроумия «Футбольный клуб». В итоге идея профанирована . Надеюсь, что когда-нибудь о чемпионатах России снимут что-нибудь более съедобное .

Особняком рассмотрю два фильма, снятые на студии «Лентелефильм» – «Золото «Зенита»» и «Стадион». Первый прошмыгнул по телеэкранам и пропал, оставив в памяти тех, кто этот фильм видел, смутные воспоминания об интервью Садырина и Желудкова. Даже и не знаю, сохранился ли этот фильм или сгинул в недобрые времена начала 90-х. Во всяком случае, к 20-летию завоевания «Зенитом» золотых медалей этот фильм могли бы и отыскать, и показать новым поколениям, которые в силу возраста просто не помнят «как это было». Да и тем, кто застал это радостное событие холодным осенним вечером 21 ноября 1984 года, тоже не помешало бы ещё раз окунуться в волшебный мир «футбола нашего детства».

«Стадион» – это редкий случай футбольной кинозарисовки. Смонтированный из кусков самых различных матчей с участием разных команд, этот фильм стал своеобразной песней о футболе, об игроках, об азарте, о радости победы. Удивительно, что главными героями фильма оказались … Павел Садырин и Валерий Газзаев (тогда ещё игрок), поэтому многие решили, что фильм рассказывает о матче «Зенит» – «Динамо» /Москва/. Одно время фильм часто показывали в перерыве трансляций футбольных матчей с участием «Зенита» (когда в это время не вставляли мультфильмы «Необыкновенный матч» или «Футбольные звёзды»). Потом этот фильм также растворился. Вслед за «Золотом «Зенита»» .


Ну и напоследок о зарубежном кинофутболе. С прискорбием могу сказать, что мне не удалось обнаружить почти ничего в части художественных фильмов. Косвенно к футбольной тематике можно подтянуть «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970, ФРГ, режиссёр Вим Вендерс), там футбол – это скорее повод для рассуждения о природе человека, его душе и внутреннем страхе перед обществом и самим собой. Непосредственно «про футбол» можно назвать только фильм венгерского режиссёра Иштвана Сабо на сюжет, идентичный «Третьему тайму» (не помню названия, хоть убей!), «Удар головой» (1977, Франция, режиссёр Жан-Жак Анно (более известный, как автор фильмов «Имя розы» и «Враг у ворот»), в главной роли Патрик Деваэр), в котором рассказывается о провинциальной команде, которая вопреки козням недоброжелателей (в том числе и в руководстве клуба) стала чемпионом Франции (вообще-то сценарий этого фильма писался Франсисом Вебером для Пьера Ришара, но тот по каким-то причинам не смог сыграть в этом фильме, поэтому роль досталась Деваэру, артисту скорее трагическому, а не комедийному; кстати, фильм весьма неплох, рекомендую посмотреть, если случайно наткнётесь на него в телепрограмме) и «Матч состоится при любой погоде» – экранизация чешского детективного романа «Смерть в штрафной площадке», рассказывающая о том, как накануне матча Кубка УЕФА между «Спартой» и «Штутгартом» во время тренировки умер немецкий нападающий (в какой стране фильм снимался – не помню, смотрел его очень давно и всего один раз; может фильм чешский, а может сработали его на Рижской киностудии). С футболом в фильме не густо, разве что действующие лица – футболисты…Всё!!! Про теннис, бейсбол, хоккей, парусный спорт, бокс – сколько угодно, про футбол – ничего! Ну понятно, почему в Америке нет – у них и футбол-то неизвестно какой, в который только они сами и играют. А в Европе? Неужели никогда не хотелось? Фантастика!

Хотя совсем недавно видел фильм «Убойный футбол», больше смахивающий на ожившую карикатуру из «Крокодила» 20-летней давности, где футбол в исполнении команд Восточной Азии изображался как гибрид с каратэ. Ну да, смешно, и это всё, что можно сказать о данном фильме.

Западное документальное кино о футболе с точки зрения количества и фактографии наши аналогичные фильмы переплюнуло. Многочисленные «Истории чемпионатов мира по футболу», «Лучшие голы в истории футбола», «500 голов чемпионатов мира» и т.п. были сняты просто в неимоверном количестве. О качестве таких фильмов с точки зрения киноискусства говорить нельзя, да и не преследовали авторы таких глубоких задач. Их целью было «всего лишь» портретирование, сохранение для потомков лучших образцов футбола прошлого. Из этой же рубрики фильмы, посвящённые Мишелю Платини, Диего Марадонне, Герду Мюллеру – сухие точные факты биографии, вкрапления интервью и фрагменты, фрагменты, фрагменты, голы, голы, голы! Впрочем, один фильм стоит, как исключение в этом ряду, что не удивительно, ибо посвящён он не кому-нибудь, а великому Эдсону-Орантесу ду Насемето – «Это – Пеле!». Фильм вышел под стать Королю Футбола. Даже во времена глухого застоя этот фильм пробился на советские экраны и несколько лет демонстрировался с большим успехом. В фильме Король Футбола не заслоняет от нас просто человека, который благодаря упорству и самоотдаче смог выйти из бразильских трущоб на широкую дорогу славы. Никаких фанфар! Фильм местами жёсток и даже жесток по отношению к Пеле. И тем приятнее его смотреть и сопереживать главному герою. Это уже Кино, а не только портрет для музея.

Пока это всё. Надеюсь, что это будет кому-то интересно. В следующий раз подведу краткий итог «кинофутбола». Можно даже сделать опрос. Но это будет уже после «Шинника». Спасибо за Внимание.
17 комментариев

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • вася остров
    0
    15.08.2003 в 04:22
    ..... стоооолько читать, у меня сегодня работы нет, но всему есть придел:-)

    Марк Кириллов, без обид.
  • Levsha
    -0.1
    15.08.2003 в 04:29
    Марк Кирилов, БЧС!

    видеть такой кинопродукции не приходилось, но своей эпопеей Вы явно пробудили интерес к ее просмотру.
  • yew
    0
    15.08.2003 в 04:44
    Помню, в детстве, (точной даты, извиняюсь, не помню) дядька мой - он у меня в "Ижорце" играл, привел нас с братом к телевизору, усадил и говорит: "Смотрите, сейчас такой фильм начнется! Это - Пеле, называется!" - "А кто такой Пеле?" - спрашиваем. - "А вот посмотрите... Спать с мячом будете!" Посмотрели... Дядька какой-то черный... Тоже футболист... Мы с братом потом обсуждали и решили что Юра Желудков гораздо круче будет... :0)

    Вот, понимаешь, нахлынуло...

    Марк Кириллов, БЧС!
  • Надежда
    0
    15.08.2003 в 04:55
    недавно еще вышел фильм, там рассказывается про футболиста, который специально сдал игру и получил за это деньги... его потом еще в тюрьму посадили, и там его все за этот поступок ненавидели... но потом он начал тренировать сборную заключенных для игры против тюремщиков... ну и т.д. не помню как это фильм называется, но вышел он не так давно
  • Andrey
    0
    15.08.2003 в 04:59
    2 Надежда Кажется - "Костолом"
  • drozzd
    0
    15.08.2003 в 05:00
    фильм называется Костолом
  • sever
    0
    15.08.2003 в 05:34
    Сорри, если чего упустил, но не так давно шел худ. фильм о шотланском футболисте, который со скандалом ушел ывроде как из селтика, а потом с командой из какой-то провинции добрался до финала кубка. Названия не помню. Мож кто подскажет. Очень неплохое зрелище.
  • Бахус
    0
    15.08.2003 в 05:40
    Видел фильм, не помню как называется, там еще Озеров снимался в роли самого себя. В фильме очень прикольно показан футболист Романцев, один в один, такой же плаксивый и обидчивый. Только почему-то играл он в питерском клубе.
  • Марк Кириллов
    0
    15.08.2003 в 05:53
    2Бахус,это фильм "Одиннадцать надежд" (1975),режиссёр Виктор Садовский.Подробно о нём написано в "Футболе и футболистах...часть2".Плиз в архивы :).

    Если у кого есть вопросы подлиннее и посложнее,можете слать на мыло (см. профайл).
  • Алик Солунин
    0
    15.08.2003 в 06:07
    БЧС!

    Кстати, в "Стадионе" Газзаев за тбилисское "Динамо" играл, поэтому вообще не понятно, почему народ решил, что это матч "Зенит"-"Динамо" М.

    Еще мультик вспомнился, диснеевский, где дикие звери в футбол играли. Кстати, я его полностью так и не видел.
  • Sashok
    0
    15.08.2003 в 08:00
    2Алик Солунин: Этот мультик называется, вроде (давно смотрел:)), "Олимпиада зверей".
  • Dogan
    0
    15.08.2003 в 08:18
    Марк Кириллов - Спасибо за эту эпопею!:)))

    Выяснил, что почти ничего из этого не видел:(

    Зато, точно, пробудился интерес к просмотру:)
  • raj
    -0.2
    15.08.2003 в 10:40
    Был ещё неплохой французкий фильм "Удар головой", с иронией рассказывающей о команде какой то из очень низких французких лиг.
  • Basist-M
    -0.1
    15.08.2003 в 10:40
    А я ещё помню итальянский фильм "Ультрас" (художественный). Правда там больше про фанов Ромы чем про футбол, но всё равно бодрый фильм.

    А из наших последних, пожалуй только "Футболист" с Валентином Гафтом в главной роли.
  • Марк Кириллов
    0.1
    15.08.2003 в 10:42
    2Алик Солунин,мультик этот американский ("Олимпиада животных",1977),но не диснеевский,а поставлен на студии "Метро-Голдвин-Майер".В СССР полностью не демонстрировался,показывали только кусок с футбольным матчем.В своё время фильм обвинили (в США,а не у нас!)в пропаганде жестокости и насилия...На кассетах этот фильм не встречал,а посмотреть хотелось бы.

    Спасибо за отзывы :).Всем БЧС!!!
  • Era
    0
    16.08.2003 в 12:15
    2 sever Если я не ошибаюсь, этот фильм называется "Цена победы". А еще совсем недавно шел советский фильм "Футболист"...
  • Пимлико
    0
    16.08.2003 в 02:17
    Марк Кириллов БЧС :))
  • Марк Кириллов
    0
    15.08.2003 в 04:08
    Ну и под конец расскажу о советском и постсоветском документальном кинофутболе. Кроме того, затрону тему изображения футбола на зарубежных киноэкранах.

    С документальным кино о футболе сложилась весьма странная ситуация – вроде бы его постоянно снимали и снимают, а в памяти почти ничего не откладывается. В основном это связано с фильмами, посвящёнными футболистам. Точно знаю, что было снято как минимум 3 фильма об Анатолии Бышовце, были фильмы (именно фильмы, а не телепередачи!) об Олеге Блохине, Льве Яшине, Эдуарде Стрельцове. На местных студия телевидения в советские годы регулярно выходили фильмы о местных знаменитостях, но они благополучно канули в лету. Поэтому в своём обзоре отмечаю только то, что видел лично. Если кто-то дополнит – буду рад :).

    Если говорить о лучших футбольных документальных фильмах, то сразу на ум приходят два фильма Алексея Габриловича – «Футбол нашего детства» (1986) и «Невозможный Бесков» (1987)… «Футбол нашего детства» – часть тетралогии Габриловича, посвящённой послевоенному времени (кроме «Футбола…» в неё вошли также «Кино нашего детства», «Цирк нашего детства» и «Дворы нашего детства») и наиболее ярким событиям тех лет в жизни обыденного человека. Построение фильма было достаточно бесхитростным – куски хроники, запечатлевший болельщиков тех лет, куски футбольных матчей, показ, как «едет прямо на «Динамо» вся Москва, позабыв о дожде» (С). Плюс к тому миниинтервью у некоторых известных деятелей искусства, которые были в послевоенные годы мальчиками или юношами. Конечно, фильм рассказывал только о «московском футболе» (кстати, по-моему, был такой документальный фильм, «Московский футбол», или я ошибаюсь?), но рассказ об атмосфере, царившей в послевоенные годы вокруг футбола, и ретроспективный взгляд на него со стороны ныне уважаемых людей, а когда-то – обычных московских пацанов, всеми правдами и неправдами пролезавших на трибуны «Динамо», чтобы своими глазами увидеть Боброва и Федотова, Симоняна и Николаева, Бескова и Акимова, - очень впечатляет.

    «Невозможный Бесков» – пример совсем другого рассказа, своего рода «синема-верите» по-русски. В течение всего сезона 1986 года, по договорённости с Константином Ивановичем, Габрилович ездил вместе со «Спартаком» по матчам, снимал тренировки, брал интервью у футболистов, болельщиков и футбольных чиновников. Бесков, на сколько я знаю, остался в то время фильмом недоволен. Может быть потому, что в результате работы режиссёра из лоскутков и обрывков получился очень правдивый и натуральный портрет человека – великолепного тренера, в прошлом классного форварда, человека жёсткого и даже жестокого по отношению к футболистам, не признающим ничьих мнений, но при этом очень ранимого, близко принимающего всё к сердцу и до безумия влюблённого в футбол, человека. Наверное, это лучший портрет футбольного человека, созданный в документальном кино. Никакой парадности, никакого словоблудия и лизоблюдства – смотрите сами и постарайтесь понять каждый для себя, что это за человек и что это за явление – Константин Бесков.

    Другой режиссёр-документалист, для которого футбол не единожды служил источником вдохновения – это Никита Орлов. Мне известны 2 его фильма о футболе. Первый был снят в начале 80-х для киноальманаха «Звёздочка». Для тех, кто в силу возраста или по иным причинам ничего о нём не знает, вкратце расскажу…В начале 70-х было решено сделать для детей расширенный вариант (продолжительностью около часа) научно-популярного киножурнала «Хочу всё знать». В 15-20 минутных новеллах рассказывалось об истории какого-нибудь изобретения, биография великого человека или сюжет, посвящённый истории возникновения какой-нибудь игры (например, сюжет, посвящённый шахматам, был упакован в оболочку мюзикла). Вот так и родился в «Звёздочке» сюжет о возникновении футбола. События разворачивались следующим образом – на турнире детских команд один из игроков постоянно занимался тем, что вместо мяча лупил соперника по ногам. Судье это надоело и костолома удалили с поля. А парень, всерьёз обидевшись, решил вместо футбола пойти играть в регби, ведь там, на его взгляд, можно было бить соперника сколько угодно и как угодно. Что он и попытался продемонстрировать на тренировке в регбийной команде, за что получил нагоняй от тренера, который, вместо нотации, рассказал юному костолому историю возникновения футбола и регби. Роль тренера исполнил Борис Щербаков, которого без преувеличения можно назвать самым футбольным из артистов (участие в качестве ведущего в двух фильмах Орлова и исполнение роли Всеволода Боброва в фильме «Мой друг – генерал Василий, сын Иосифа Сталина»)…История возникновения футбола разыгрывалась мальчишками, которые изображали лордов, председателей (президентов) спортклубов, английских футболистов (ну прям русский «Багси Мелоун» от футбола!). Вся эта история была разыграна очень живо и весело. Если футбольные эпизоды с участием детей и не были столь занимательны, то история футбола, безусловно, была рассказана грамотно и увлекательно для детей.

    Неудивительно, что когда РФС потребовался фильм, посвящённый 100-летию российского футбола, снимать его поручили именно Никите Орлову. Так появился в 1997 году фильм «Из века в век на футбольном шаре». Режиссёр постарался сполна использовать все лучшие стороны своего старого сюжета. Вновь в качестве рассказчика выступает Борис Щербаков, вновь фигурируют в фильме истории, ранее рассказанные в «Звёздочке»…Но на весь фильм запала явно не хватило. Настолько увлекательно, насколько получилось в детском альманахе, в «суперфильме», идущим более 3-х часов, не вышло. Пока речь шла о первых годах футбола, всё было если не замечательно, то, по крайней мере, познавательно. Чем ближе описываемые события были к нашему времени, тем скучнее и однообразнее делался фильм. Неискушённому зрителю могло показаться, что все эти годы футбол не развивался, а деградировал…Хотя не скрою, было очень приятно слышать, когда Щербаков говорил «в 1984 году чемпионом страны стал ленинградский «Зенит» под руководством Павла Садырина», при этом на экране шёл фрагмент матча «Зенит» – ЦСКА. Аж мурашки по телу бежали…

    Впрочем, при всех своих недостатках «Из века в век на футбольном шаре» ещё обладал некими художественными достоинствами. Чего совсем не скажешь о масштабном опусе под названием «История чемпионатов России». Понятно, что 90-е годы прошли при полной гегемонии «народной команды», но нельзя же превращать «исторический фильм» в словоблудие! Как будто кроме «Спартака» в России в футбол вообще никто не играл! Правда, есть в фильме и другие слабости, которые вытекают из банального отсутствия опыта подобных постановок. Такой масштабный проект мог бы потянуть только человек творческий и футбольно не ангажированный – Леонид Парфёнов. А птенцы гнезда Васи Уткина предпочли изобразить этакий растянутый и лишённый остроумия «Футбольный клуб». В итоге идея профанирована . Надеюсь, что когда-нибудь о чемпионатах России снимут что-нибудь более съедобное .

    Особняком рассмотрю два фильма, снятые на студии «Лентелефильм» – «Золото «Зенита»» и «Стадион». Первый прошмыгнул по телеэкранам и пропал, оставив в памяти тех, кто этот фильм видел, смутные воспоминания об интервью Садырина и Желудкова. Даже и не знаю, сохранился ли этот фильм или сгинул в недобрые времена начала 90-х. Во всяком случае, к 20-летию завоевания «Зенитом» золотых медалей этот фильм могли бы и отыскать, и показать новым поколениям, которые в силу возраста просто не помнят «как это было». Да и тем, кто застал это радостное событие холодным осенним вечером 21 ноября 1984 года, тоже не помешало бы ещё раз окунуться в волшебный мир «футбола нашего детства».

    «Стадион» – это редкий случай футбольной кинозарисовки. Смонтированный из кусков самых различных матчей с участием разных команд, этот фильм стал своеобразной песней о футболе, об игроках, об азарте, о радости победы. Удивительно, что главными героями фильма оказались … Павел Садырин и Валерий Газзаев (тогда ещё игрок), поэтому многие решили, что фильм рассказывает о матче «Зенит» – «Динамо» /Москва/. Одно время фильм часто показывали в перерыве трансляций футбольных матчей с участием «Зенита» (когда в это время не вставляли мультфильмы «Необыкновенный матч» или «Футбольные звёзды»). Потом этот фильм также растворился. Вслед за «Золотом «Зенита»» .

    Ну и напоследок о зарубежном кинофутболе. С прискорбием могу сказать, что мне не удалось обнаружить почти ничего в части художественных фильмов. Косвенно к футбольной тематике можно подтянуть «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970, ФРГ, режиссёр Вим Вендерс), там футбол – это скорее повод для рассуждения о природе человека, его душе и внутреннем страхе перед обществом и самим собой. Непосредственно «про футбол» можно назвать только фильм венгерского режиссёра Иштвана Сабо на сюжет, идентичный «Третьему тайму» (не помню названия, хоть убей!), «Удар головой» (1977, Франция, режиссёр Жан-Жак Анно (более известный, как автор фильмов «Имя розы» и «Враг у ворот»), в главной роли Патрик Деваэр), в котором рассказывается о провинциальной команде, которая вопреки козням недоброжелателей (в том числе и в руководстве клуба) стала чемпионом Франции (вообще-то сценарий этого фильма писался Франсисом Вебером для Пьера Ришара, но тот по каким-то причинам не смог сыграть в этом фильме, поэтому роль досталась Деваэру, артисту скорее трагическому, а не комедийному; кстати, фильм весьма неплох, рекомендую посмотреть, если случайно наткнётесь на него в телепрограмме) и «Матч состоится при любой погоде» – экранизация чешского детективного романа «Смерть в штрафной площадке», рассказывающая о том, как накануне матча Кубка УЕФА между «Спартой» и «Штутгартом» во время тренировки умер немецкий нападающий (в какой стране фильм снимался – не помню, смотрел его очень давно и всего один раз; может фильм чешский, а может сработали его на Рижской киностудии). С футболом в фильме не густо, разве что действующие лица – футболисты…Всё!!! Про теннис, бейсбол, хоккей, парусный спорт, бокс – сколько угодно, про футбол – ничего! Ну понятно, почему в Америке нет – у них и футбол-то неизвестно какой, в который только они сами и играют. А в Европе? Неужели никогда не хотелось? Фантастика!

    Хотя совсем недавно видел фильм «Убойный футбол», больше смахивающий на ожившую карикатуру из «Крокодила» 20-летней давности, где футбол в исполнении команд Восточной Азии изображался как гибрид с каратэ. Ну да, смешно, и это всё, что можно сказать о данном фильме.

    Западное документальное кино о футболе с точки зрения количества и фактографии наши аналогичные фильмы переплюнуло. Многочисленные «Истории чемпионатов мира по футболу», «Лучшие голы в истории футбола», «500 голов чемпионатов мира» и т.п. были сняты просто в неимоверном количестве. О качестве таких фильмов с точки зрения киноискусства говорить нельзя, да и не преследовали авторы таких глубоких задач. Их целью было «всего лишь» портретирование, сохранение для потомков лучших образцов футбола прошлого. Из этой же рубрики фильмы, посвящённые Мишелю Платини, Диего Марадонне, Герду Мюллеру – сухие точные факты биографии, вкрапления интервью и фрагменты, фрагменты, фрагменты, голы, голы, голы! Впрочем, один фильм стоит, как исключение в этом ряду, что не удивительно, ибо посвящён он не кому-нибудь, а великому Эдсону-Орантесу ду Насемето – «Это – Пеле!». Фильм вышел под стать Королю Футбола. Даже во времена глухого застоя этот фильм пробился на советские экраны и несколько лет демонстрировался с большим успехом. В фильме Король Футбола не заслоняет от нас просто человека, который благодаря упорству и самоотдаче смог выйти из бразильских трущоб на широкую дорогу славы. Никаких фанфар! Фильм местами жёсток и даже жесток по отношению к Пеле. И тем приятнее его смотреть и сопереживать главному герою. Это уже Кино, а не только портрет для музея.

    Пока это всё. Надеюсь, что это будет кому-то интересно. В следующий раз подведу краткий итог «кинофутбола». Можно даже сделать опрос. Но это будет уже после «Шинника». Спасибо за Внимание.