Сегодня исполняется 43 года Сергею ШВЕЦОВУ – нападающему Зенита 70-х, бронзовому призёру 1980.
Да уж... Вот фамилия, способная сходу «завести» болельщика Зенита со стажем. Ни один футболист в истории нашей команды, пожалуй, не оставил такой долгой и весьма недоброй памяти. Впрочем, всё ли так однозначно?
Он пришёл в Зенит из кутаисского Торпедо в 1978-м, и должен был, по идее тренеров, заменить на острие атаки ушедшего в конце прошлого сезона резко сникшего после подвигов 1976-го любимца публики А.Маркина. Вновь, как и в случае с Редкоусом, надо отдать должное зенитовским «селекционерам»: по утверждению Н.П.Старостина, увели Швецова в Зенит перед самым носом у Спартака. Впрочем, «история с Редкоусом» повторилась и дальше с абсолютной точностью, но об этом немного попозже.
Форвард мощный, атлетичный (189/84), агрессивный, и при этом быстрый, резкий (особенно, в юном возрасте), отлично играющий головой, не боящийся стыков, несмотря на некоторую нескладность и угловатость, Швецов стилем и статью действительно несколько напоминал Маркина, и в сердцах приунывших было болельщиков Зенита возродилась надежда на грядущую мощь зенитовских атак. Нападение в нашей команде подбиралось, и вправду, знатное: Клементьев, Редкоус, Швецов, в 1979-м в Зенит вернулись Казачёнок с Зинченко, и, в общем, оптимизм ленинградцев был вполне оправдан.
Сергей никак не вписывался в традиции Зенита, обычно долго раскачивающегося после начала матча – Швецов начинал терзать оборону соперника с первых же секунд игры. Поэтому четыре из своих шести голов за Зенит он забил в первые 20 минут матчей. А ещё умел он забивать голы неожиданные, нелогичные, мощно пробивая из совершенно немыслимых положений и позиций: без малейших сомнений мог вдарить по воротам, находясь и далеко за пределами штрафной, и у самой боковой или лицевой линии.
Болельщики его сразу полюбили и за эту явную неординарность прощали ему и относительно невысокую результативность, и частенько проскальзывающую некоторую вальяжность юной звезды. Всё-таки, ему не было ещё и 20, его карьера только начиналась, и вполне логичным было ожидать от него дальнейшего роста мастерства. А пока Сергей играл на заменах, геройствуя, в основном, в садыринском дубле. …
И вот к 1980-му, бронзовому году Зенита, Сергей уже вполне созрел для больших свершений. И хотя тот сезон он снова начал в дубле, во втором круге, когда завертелась нешуточная борьба за пьедестал, место Швецова в основе уже не подвергалось сомнению. А два его гола в 30-м туре в ворота основного конкурента Зенита на медали, тбилисского Динамо, по сути, во многом решил исход всего противостояния за бронзу в пользу нашей команды.
По окончании того сезона, на перспективного форварда вновь обратил внимание и тренер сборной К.Бесков, являвшийся, кстати, по совместительству и главным тренером московского Спартака. Он, естественно, не забыл свою «селекционную» неудачу с этим игроком. 4 декабря 1980 года в Мар-дель-Плате Сергей вышел в футболке сборной СССР на замену в товарищеском матче с самими аргентинцами – действующими чемпионами мира. А стоит только зенитовскому игроку получить приглашение в сборную, испокон веков являвшуюся вотчиной Москвы или Киева (в зависимости от тренера), как следует первая же реакция ленинградского болельщика: «Охмуряют!» Всего за несколько лет до этого, точно такой же «охмурёж» в отношении нашего популярнейшего защитника В.Голубева предпринял тогдашний тренер сборной В.Лобановский. Голубев, к восторгу ленинградцев, не поддался. Куда «сговорчивее» оказался Андрей Редкоус, упорхнувший в московское Торпедо всего годом раньше. Теперь вот, вроде, Швецов… По городу поползли слухи…
По возвращении Швецова из Южной Америки, во время интервью на ленинградском телевизионном канале ему прямо поставили вопрос о его возможном переходе в Спартак.
Телевизионных программ в Ленинграде тогда было только три, до нынешнего богатства выбора было далеко, поэтому это интервью увидели очень многие, даже те, кто специально эту тему не отслеживал. Сергей тогда клятвенно заявил, что об этом и разговора быть не может, и что он определённо останется в Зените. Успокоенный питерский болельщик радостно встретил новый, 1981 год. А ещё через пару недель – как обухом по голове: Швецов написал заявление о переходе в Спартак. На церемонии награждения бронзовых призёров в ДК им.Ленсовета, он уже отсутствует.
Как отнеслись к этому переходу в Ленинграде, думается, рассказывать особо не надо. Ещё свежи были воспоминания о неожиданном переезде в Москву Редкоуса – того в Питере на трибунах теперь всегда встречали возмущенным свистом. И тут ещё один уехал, и не куда-нибудь, а в Спартак! Конечно, такого явного недоброжелательства, как впоследствии, между фанатами наших команд в те годы не было, но, тем не менее, Спартак для Зенита и тогда был не обычным соперником, на игру с ним и команда, и болельщики настраивались особо. К тому же Зенит, завоевав бронзовые медали, осенью готовился дебютировать в еврокубках, и неожиданное бегство перспективного игрока, перешедшего к тому же в стан соседа по турнирной таблице (Спартак в 1980-м взял серебро), и, как виделось после окончания того сезона - главного конкурента, было для всех очень болезненно. Да и совсем недавние клятвы Швецова с экрана телевизора все, конечно, прекрасно помнили. Такой откровенной измены своему недавнему любимцу болельщики простить никак не могли.
Поэтому, Швецов в Ленинграде получил «по полной программе».
В Союзе много подлецов,
Один из них – Сергей Швецов!
Честно говоря, не припомню, кого ещё так в Питере «приласкали»… Ленинградская пресса бурлит, появляется целый ряд разгромных статей и фельетонов, сгоряча на общем собрании команды его исключают из комсомола, болельщики просто в ярости, клуб Зенит требует дисквалификации игрока…
Но московские футбольные власти (а заправлял советским футболом уже тогда некто Колосков), как обычно, спустили это дело на тормозах, и в 1981-м Швецов уже играет в Спартаке. Надо сказать, заиграл он почти сразу, и очень неплохо. Несколько утратив в скорости, он зато прибавил в мощи. Бесковский Спартак, перманентно испытывающий проблемы с классными нападающими, в лице Швецова получил неплохую замену закончившему выступления на высшем уровне Ярцеву, и не менее хорошего напарника для только начинающей будущей звезды С.Родионова.
А 1982-й вообще стал звёздным в карьере Сергея. Атакующий дуэт двух Сергеев: Родионова и Швецова, поддерживаемый результативными полузащитниками Черенковым, Гавриловым и Шавло, в тот год был, пожалуй, сильнейшим в стране. В матче с Нефтчи Швецов оформил «покер» (4 гола). А в Кубке УЕФА 1982/83 он и вовсе «разошёлся» не на шутку, забивая просто в каждом матче. И кто знает, как сыграл бы Спартак в 1/8 финала с испанской Валенсией, если бы в матчах с ней принимал участие Швецов. Но вместе него играл Калашников, Спартак не забил ни одного гола и вылетел из кубка…
Поздней осенью 1982, накануне этих матчей с Валенсией, на обычной тренировке, в результате нелепого столкновения с вратарём А.Прудниковым Швецов получает тяжелейшую травму: перелом малой берцовой кости с вывихом и порывом связочного аппарата. И на карьере перспективного 23-летнего игрока, по сути, поставлен крест… Он ещё два года числится в Спартаке, пытается набрать былую форму, но тщетно: инстинктивная боязнь повредить травмированную ногу сводит на нет все его усилия.
Несколько его появлений на поле показывают со всей очевидностью – Швецов уже совсем не тот. Бесков также пытается помочь игроку найти себя, переведя его в центр защиты. Но и там Сергей выглядит, по мнению тренера, неубедительно. Появления его в составе становятся совсем редкими, что игроку, привыкшему к постоянному месту в основе, определённо не нравится. На этой почве и произошёл конфликт с тренером, в результате которого Швецов, естественно, был вынужден Спартак покинуть.
В 1985-м он перебирается обратно на родину, в Кутаиси, но и там надолго не задерживается. Потом годичный альянс с Гурией из Ланчхути, всеми правдами и неправдами стремящейся в высшую лигу. Недолгая игра в Калининграде, вояж в Бельгию… Но это уже была агония.
А в Ленинграде фамилия Швецов ещё долго была нарицательной. И даже очевидная драматичность его дальнейшей футбольной судьбы до сих пор не может смягчить ленинградского болельщика среднего и старшего поколения. И ведь что, казалось бы, странно: Швецов не являлся ни звездой Зенита, ни лидером команды, вклад его в бронзу 1980 не был из разряда решающих, и годков-то ему тогда было всего 20... Казалось бы: с чего такое долгое и бескомпромиссное неприятие? Ведь перебирались же в Москву и Батанов, и Мещеряков, и Редкоус, позже Дмитриев, Радченко, Кулик…
Судя по всему, в том интервью ленинградскому телевидению, Швецов был ещё вполне искренен, заявляя, что никуда уходить не собирается. Но за последующий месяц была проведена настолько массированная «обработка» игрока спартаковскими «зазывалами», что он просто не устоял. Причём, в средствах не стеснялись: главный «удар» был направлен на молодую супругу Сергея (фешенебельная московская квартира с полной обстановкой, обещания райской жизни под крылом далеко не самого бедного клуба страны и т.п.). Женщина быстро сдалась...
Был «обработан» и сам футболист обещанием места в сборной (кстати, обманул Константин Иванович Сергея, обманул – тот матч с аргентинцами так и остался единственным в его послужном списке, и на чемпионат мира в 1982-м Бесков Швецова также не взял…) Давление было страшное, обещания поражали воображение игрока, привыкшего к достаточно спартанской жизни в Зените. А много ли 20-летнему парню надо? Сдался и Швецов…
Всего этого ленинградские болельщики, конечно, тогда не знали, и поэтому восприняли только сам факт: Швецов из Зенита сбежал. Так почему же именно его имя стало нарицательным? Думается, кроме вышеперечисленных причин, есть ещё одна, немаловажная: Швецов был надеждой Ленинграда, и эту надежду украли, украли открыто и цинично. И сама «надежда», получается, столь же цинично обманула своих почитателей и поклонников. А цинизм всегда задевает очень сильно.
Вот и всё.
Всего за Зенит в период с 1978 по 1980 сыграл 34 матча, забил 6 голов.
Серебряный призёр 1981 г. (в составе Спартака)
Бронзовый призёр 1980 г. (в составе Зенита), 1982 (в составе Спартака).
А почему была ("...нарицательной..."), он и сейчас для меня ... (далее по смыслу)...
И я всегда говорил и буду говорить, что игрок Зенита может перейти куда угодно, но только не в СМ.
Хорошо, что сейчас СМ внизу и переходить туда - значит просто понижать себя в классе раз, а во-вторых я не стал бы работать в такой организации, у которой такое руководство.
DOGAN, огромное спасибо. Прочитал Ваше эссе, и перед глазами сразу встал тот матч с Тбилиси. Матч проходил на Кирова, был сильный мороз, но снега не было, и поле находилось в хорошем состоянии, под лучами прожекторов дневного света, оно как бы само светилось изумрудным светом. Игра была захватывающей. Мы боялись, что замёрзнем, но о том, что мороз вспомнили только в перерыве. Второй гол Швецова запомнился особо, получив мяч на половине соперника, он, протащив его немного, вошёл в штрафную почти по центру (вот он НТТ) и, когда три защитника его практически накрыли, пробил. ГОЛ! Швецов падает на колени, запрокидывает голову вверх, поднимает руки в перчатках, как будто благодарит высшие силы, и, под рёв трибун, попадает в объятия игроков!
А потом ... Потом, после матча, в котором Зенит обеспечил, впервые в своей истории, медали чемпионата (что это был за матч, не помню), в раздевалку к игрокам приходит Г.Орлов и берёт у призёров интервью. Задёт он вопросы и Швецову, последний вопрос, который он задал ему, что он скажет по поводу того, что ходят слухи о его переходе в Спартак. Секундная заминка и ответ, нет, из Зенита он уходить не собирается. Всё это снимало ленинградское TV и потом несколько раз показывало (Ещё бы, впервые бронза, Ленинград этим жил). Но проходит совсем немного времени и как гром среди ясного неба, Швецов в Спартаке.
Позже, выясняется, что заявление о переходе в Спартак, было написано ещё до этого интервью. Об этом писала пресса, и никаких опровержений со стороны Швецова не было. Вот это и не могли простить, то, что он пошёл на открытый обман. Хотя, по прошествии времени, я считаю, что вопрос Орловым был задан провокационно - триумф, бронза, радость, а тут - я ухожу в Спартак. Наверное, трудно в 20 лет было произнести эту фразу на глазах миллионов восторженных болельщиков.
А, когда на следующий год, к нам приехал Спартак, мы скандировали: « В Союзе много подлецов ... ", только идеологически выдержано , вместо "в Союзе", было "на свете"
Про надежду Ленинграда - всё точно. Так это и воспринималось тогда.
Самая громкая статья была в "Смене" и называлась: "Куда же вы, форвард?" Такая, достаточно большая по объёму для материала посвящённого спорту, учитывая, что газеты выходили тогда на четырёх страницах, и спортивной информации отводилось обычно несколько строк на последней.
Помнится, потом приезжал он в составе Торпедо(Кутаиси) в году 85-м или 86-м, играл защитника. Освистали его по полной программе. Матч тот ещё запомнился голом Дмитриева, когда он совершил проход со своей половины, обыграв чуть ли не четверых соперников и вратаря, и закатил мяч в пустые ворота.
Ещё хочу сказать, что при появлении Швецова в команде, при всех своих талантах и, особенно, физических данных, он производил впечатление весьма и весьма сырого игрока. Думаю, что главная заслуга в его становлении принадлежит Морозову, доведшему форварда до ума. Повозиться, наверно, пришлось немало. Ведь ещё и в начале бронзового сезона Швецов не производил впечатления игрока, который будет во многом определять результат в конце года. Может память меня и подводит, но, по-моему, в первом круге его пробовали на разных позициях - чуть ли не правым полузащитником, или даже в защите. И игра у него не всегда шла. Народ даже посвистывал. Разыгрался только к осени, когда и определили ему постоянное место в нападении.
Наверное, сам Сергей - жертва. Бывают такие люди, которые попадают в ненужное время в ненужное место. Где-то он смалодушничал, конечно, но многие ли устояли бы? Но так уж получилось, что ему "повезло" солгать и смалодушничать публично, на глазах у всех. И там, где у других появляется просто маленький скелетик в шкафу, он получил по полной программе. Я начал болеть за Зенит в 83-м, а эта история еще была не забыта.
Не знаю, но мне кажется, что он был слишком жестоко наказан.
DOGAN, большое спасибо. Игра с Динамо Тбилиси - самое яркое впечатление того сезона. Важнейший матч был лучшим в карьере Швецова в Зените. Особенно запомнился первый его гол, забитый по немыслимой траектории с правого угла штрафной. Во втором Желудков довел счет до 3-0 и игра была сделана, хотя конечный счет был 3-2 (как и в 1984 с ними же, но в Тбилиси). А потом спартак и больше в Ленинграде, по-моему, он не играл.
PS А спартак не "любили" тогда уже очень сильно. С их приезда к нам в 1978 году с флагами, речевками и красно-белой формой. Мы тогда 3-1 выиграли и после матча был крутой махач.
"Благодаря" Швецову узнал как мой отец может ругаться матом. Выдал отец речь минут на 15 когда узнал о его уходе в спам. Был мал и многого не понял, но то что Швецов - .......... в памяти осталось. Как и последующая тирада матери в духе "как можно при ребёнке".